Файл: Тема6. Познание и творчество План лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заблуждения многообразны по своим формам. Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозное и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм , релятивизм.

Проблема отграничения истины от заблуждения имела место во все периоды развития философии. Одни философы считали, что нельзя найти прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности знания, поэтому склонялись к скептицизму и агностицизму. “ Мудрость и знание не являются делом человеческим – печально утверждал “ отец ” скептицизма Пиррон и искать их следует только у богов”. Другие пытались все- таки выйти на реально достижимый, земной, а не небесный критерий (от греческогоcriterion- признак, мерило ) истины. Наиболее известной и распространенной является классическая концепция истины, предложенная Аристотелем. Под истиной здесь понимается соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Современная философия знает такие когерентную, прагматическую, и близкую ей марксистскую концепции. Существует также ряд не столь распространенных, иногда весьма экзотических, подходов к определению критерия. В итоге можно видеть, что вопрос о нем не столь однозначен, как это зачастую представляли сторонники той или иной концепции; для исследователей здесь по – прежнему самое широкое поле деятельности. Способы познания объективного мира определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями. В истории человечества возникали, сменяли друг друга и одновременно сосуществовали различные способы постижения реальности: обыденно – эмпирическое, художественное, философские, научное познание, а также мифология и религия.

Обыденное познание- это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности- производительной, политической, эстетической. Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связанно с эмоциональными переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных форм деятельности людей, которая регламентируется обычаями, нравственными и иными предписаниями и запретами.

Древнейшей формой постижения реальности является миф, специфика которого заключается в не различении вещи и обзора, тела и свойства. Сходство или последовательность событий миф истолковывает как причинно – следственную связь. Содержание мифа выражается в символическом языке, что делает его обобщения широкими и многозначными. Характерными чертами мифологического знания являются принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, двусмысленность и многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность, т. е. перенесение на объекты природы человеческих качеств, а также отождествление образа и объекта. Как способ постижения реальности миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.


Художественное постижение бытия является особой формой рефлексии, которая получает специфическую реализацию на опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний художника в неразрывной связи с объектом постижения – миром в целом. Особенность художественного постижения реальности в значительной мере объясняется спецификой языке искусства. Искусство преобразует языки культуры в средства художественного мышления и общения.

Одной из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания является религия, основным значением которой является определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Религия регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни, чем способствует пониманию единства мира и человечества, а также содержит системы истины, способных изменить человека и его жизнь. Религиозные доктрины выражают коллективной опыт и поэтому авторитеты как для каждого верующего, так и для неверующих. Религия выработала свои специфические способы интуитивно – мистического осознания мира и человека, к числу которых относятся откровение медитация.

Философские познания имеет своей целью духовную ориентацию человека в мире. Оно формирует общее представление о мире в целом, о его “ первых” началах, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. Философия создает целостный образ мира в его соотнесенности с человеком. Оно выступает как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры. Философия определяет систему принципов, взглядов, ценностей и идеалов, направляющих деятельность человека, его отношение к миру и самому себе.

Областью специализированной познавательной деятельности является наука. Своим возникновением и развитием, впечатляющими достижениями она обязана европейской цивилизиции, создавшей уникальные условия формирования научной рациональности.

В самом общем виде рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений. Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях, Научно – теоретическое мышление прежде всего характеризуется как понятийная деятельность. В плане рациональности научное мышление также характеризуется такими чертами, как доказательность и системность, в основе которых лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений.



Создание какой – либо окончательной модели научной рациональности невозможно. Скорее всего, сама научная рациональность является исторически эволюционирующим идеалом, к которому наука должна стремиться полностью.

Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использовании множества различных приемов, методов и форм познания. Под приемами мышления и научного познания понимаются обще логические и обще гносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания. Метод- это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной частью является методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применены только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов являются соответствующие специально – научные законы и теории. К этим методам относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статического моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают себя и гносеологические принципы. К таким методом относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико – дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их общечеловеческой основой выступают общефилософские закономерности понимания объективного мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методом относятся философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

Приемы, методы и формы научного познания могут в определенные моменты переходить друг друга или совпадать друг с другом. Например, такие приемы, как анализ, синтез, идеализация могут быть одновременно и методами познания, а гипотезы выступают и как метод, и как форма научного познания.


Научное познание. Методы и формы. Эмпирическое знание совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А.Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом. Существует два основных метода эмпирического познания:

-Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат – первичная информация).

-Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

-Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

-Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

-Гипотеза это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании. Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и
подтвержденная практикой, становится теорией.

Теория это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.
Использованные технические средства:

Формы и методы изучения: learning and study,case-study

Уровневые задания:

1 уровень:

Знание и познание. Знание и вера.

2 уровень:

Чувственное и рациональное познание.

3 уровень:

Формы и методы научного познания

СРС и СРСП задания:

1.Роль познавательных процессов в жизни человека

2. Формирование и развитие творческих процессов

Использованная литература:

Основная:

1.Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31.01.2017 г.

2. Назарбаев Н.А.«Мәңгілік ел.Годы равные векам. Эпоха, равная столетиям»-Астана:Деловой мир Астана, 2014.- 368с.

3. Нурышева Г.Ж. Философия- Алматы: Эверо, 2014

4. Хасанов М. Ш. Философия: оқулық. 2012. - 460 бет.

5. Турысжанова Р.К. Основы философии: учеб. Пособие для студентов вузов/ Р.К. Турысжанова – Караганда: ТОО «MedetGroup».2014/-25

6.Бертран Р. История западной философии- М: 2018-1195с.

Дополнительная:

1. Кенни, Э. Батыс философиясының жаңа тарихы: 1-том.Антика философиясы = Ancient Philosophy : монография / Э. Кенни; ауд.С.А.Аяпбекова,Н.Т.Базарбай,А.Рыскиева. - Астана: Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 408 б. с.: [Рухани жаңғыру].

2. ДжонстонД. Философияның қысқаша тарихы:СократтанДерридағадейін: монография / қаз.тіл. ауд. Г.З. Әбдірасылова [және т.б.]. - Астана: Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 216 б. с.: (Рухани жаңғыру).