ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русская литература 42
Раздел долгосрочного плана: Раздел 3. Война в судьбах людей | Школа: | |||
Дата: | ФИО учителя: | |||
Класс: 11 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||
Тема урока: | Образ старшины Васкова. Финал. | |||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 11.2.6 анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы,); | |||
Цели урока | анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры); | |||
Критерии оценивания | - дает объяснение поведению героев, дает нравственную оценку; - выявляет художественные приемы, работающие в этом эпизоде; анализирует художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры); | |||
Привитие ценностей | Воспитание патриотизма и гражданской ответственности, любви к родине. | |||
Межпредметные связи | История | |||
Предварительные знания | Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимся на уроках по изучению художественных произведений, посвященных военной тематике. | |||
Ход урока | ||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||
Начало урока 5 минут | Приветствие. Ознакомление с темой, целями урока. Постановка проблемного вопроса. Дискуссия. Почему, по вашему мнению, все девушки погибают? Война очень жестокой была. И гибель девушек подчеркивает эту жестокость. На одной из читательских конференций Б.Васильев, отвечая на этот вопрос, подчеркнул: надо иметь ввиду, что речь идет о немецких десантниках 1942 года, об опытных, отлично вооруженных солдатах, тогда еще не сдавшихся в плен. Чтобы их остановить , нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девушек. Но эти девушки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни. ФО комментарий учителя 1. Расскажите о старшине Васкове?(Рассказывает обучающийся) Федот Васков 32 года «Человек почти без образования, в конце 4 класса отца его медведь заломал, а в 14 лет он стал добытчиком в семье. Незадолго до финской войны женился он на санитарке, живая «бабенка» попалась, ей бы петь да плясать. Да винцо попивать, однако родила мальчика, Игорьком назвали. Финская началась, Васков на фронт, а жена завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края, Васков развелся с женой, мальчика забрал к себе и к своей матери в деревню отправил. А через год мальчик умер. С тех пор Васков и улыбнулся-то всего 3 раза: генералу, когда тот орден вручал, хирургу, который осколок из плеча вытаскивал, и своей хозяйке за догадливость. Старшина – добросовестный работник, трудяга, опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения заданий. В начале повести взаимоотношения девушек и старшины складываются трудно. Девушки для старшины ( на этом этапе) – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и те из уставов» ( Само слово устав и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»). В бою с диверсантами раскрывается истинный характер Васкова. Узнав девчат, он проникается сочувствием к ним. Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат». Расправляется душа сурового Васкова, а девушки начинают уважительно относиться к нему. Старшина самостоятельно принимает решения, догадывается о замыслах врага. Преодолевая растерянность, опаску, Васков становится решительным, инициативным. И делает все, что может быть в его положении единственно правильным, необходимым и возможным. Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям. Васков рассуждает: - Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника. В конце повести Васков побеждает «И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он. Федот Евграфович Васков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Он сдержал слово: усыновил Альберта, с ним вместе установил памятники девушкам. Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхинойгряде.Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву. Кто является командиром девушек? Прошлое старшины многое объясняет в нем сегодняшнем. Прежде всего, считая большой помехой, что «человек он почти без образования», хоть и не его в этом вина: «аккурат в конце … четвертого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с 14 лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет в свою очередь, почему в армии он старшиной был, не только по званию, а по своей старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной коренной роли таких людей как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов , заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения задания. В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования». Но (педантичная) приверженность каждой букве устава выдает ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение. Взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что , с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек, - оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы. Девушки для старшины ( на этом этапе) – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенек замшелый: в запасе 20 слов, да и те из уставов» ( Само слово устав и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить свое впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной силы глаза, как стопятидесятимиллиметровая пушка-гаубица»). Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова. Необходимость поддерживать бодрость духа в своем маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать». Узнавая девушек-бойцов, он проникается теплым сочувствием к горю каждой из них. Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит : «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат». Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к Васкову, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому. Но еще более существенно другое изменение в характере героя. Мы уже говорили о том, что по складу мышления, по привычкам Васков – исполнитель, достойный самой высокой похвалы за свою добросовестность. А ситуация, в которой он оказывается, потребовала от него умения самостоятельно принимать решения, догадываться о замыслах врага, предупреждать их. И, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает все, что действительно могло быть единственно правильным, необходимым и возможным. Учащиеся подчеркивают , что само отношение к уставу у старшины в этот момент не стало иным, но сейчас оно не вызывает усмешки, так как в нем Федот Евграфыч ищет поддержку своим раздумьям. Васков рассуждает: - Это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтоб ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника. Б.Васильев видит основу такого духовного преображения старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности «за все на свете»: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных правил. Так в повести раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского труженика и его способностью к высокой гражданской активности. ( Вывод учащихся). В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать…. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно он, Ф.Е.В. был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого : лишь он, враг , да Россия». Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического , по Васильеву. . Постановка проблемного вопроса. Дискуссия. Повесть заканчивается трагически, но почему все-таки она носит оптимистический характер? . Как Б.Васильев показывает, что эстафета подвига продолжается ? (сегодня)? . Постановка проблемного вопроса. Дискуссия. Почему повесть так называется? | https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200403204 | ||
Конец урока 5 минут | Рефлексия: - достигнуты ли цели урока: - каков был маршрут моего развития на сегодняшнем уроке? | |