Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2021 г педагогического совета Согласовано Протокол 1 от 30. 08. 2021 г. Зам директора по увр. Утверждаю.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрено методическим МОБУ «Хлебовская ООШ»
объединением учителей – предметников Утверждено на заседании
Протокол № 1 от 30.08.2021 г. педагогического совета
«Согласовано» Протокол №1 от 30.08.2021 г.
Зам.директора по УВР. «Утверждаю»
Директор
Образовательная программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
5 класс
Учителя МОБУ «Хлебовская ООШ»
Кузнецова Инна Владимировна
Хлебовка
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Документами для составления рабочей программы являются:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897(в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
3.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования;
5.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
6.Приказ МО Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 (в редакции приказа министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области;
7.Приказом МООО от 15.07.2021 № 01-21/1170 «О формировании учебных планов и корректировке основных образовательных программ в 2021-2022 учебном году»;
8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38, от 26.01.2017 г. № 15; от 28.12.2018г. № 345; от 08.05.2019 г. № 233;от 18.05.2020 № 249;от 29.01.2021 № 31/1);
9.Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственного образования начального общего, среднего общего, основного общего образования» ( в редакции приказов МОН РФ от 03.09.2009 №164, от 31.08.2009 №320, от19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643,от 24.01.2012 №39,от 31.01.2012 №69)
10. -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (об
-Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
11.Учебный план МОБУ «Хлебовская ООШ» на 2021-2022 учебный год;
11. Программа комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017., В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
12.Авторская программа Н.Ф. Виноградова «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5-6 классы. Российский учебник, 2019 год
Цели и задачи
Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм
Задачиобучения: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- развивать представления о значении нравственных норм;
- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;
- обобщить знания о духовной культуре и морали;
- развивать способности к общению;
- формировать этическое самосознание;
- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;
- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России
Общая характеристика курса
В ФГОС основного общего образования курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование представлений о морали и духовности, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Место курса в учебном плане
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы. Изучение обучающимися содержания образования краеведческой направленности осуществляется в рамках реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В связи с этим из части, формируемой участниками образовательных отношений в 5 классе 1 час в неделю направлено на увеличение часов обязательной части и изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (личностные и метапредметные).
Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6 Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуника-
тивные).
Регулятивные УУД
-
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; -
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; -
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; -
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; -
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; -
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); -
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; -
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); -
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; -
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; -
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.