Файл: В соответствии с целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения цели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Относительно малочисленную группу составляют руководители высшего звена. На производстве - это директор завода, генеральный директор объединения, президент и вице-президент корпорации, на уровне государства - это министры, в университете - ректор, проректор. Это люди, которые принимают самые ответственные решения в организации. На этом уровне ценятся личности, которые своими управленческими качествами могут повлиять на весь облик любой организационной структуры.
Руководители высшего звена в течение рабочего дня выполняют огромную по масштабам управленческую работу в напряженном темпе. Они, как правило, живут своей работой. Их рабочий день никогда не кончается. И в домашних условиях их мысли направлены на поиск вариантов повышения эффективности возглавляемой ими организации.
1.2 Личностные качества менеджера
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, способности, опыта, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Наиболее важные качества личности менеджера:
избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:
способность к кооперации и групповой работе;
поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от ситуации и целей, важно точно применить тот или иной вид общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты. Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро свыкаться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Далее обратим на следующее:
Мотивационно-волевые качества: к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе); (добросовестность, порядочность, внимание, точность, честность, признание со стороны окружающих); (самоопределение, свобода, открытость); компетентность (общительность, готовность к обсуждению, обаяние, сила убеждения, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых изучающие менеджера и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Высокая эмоциональная напряжённость управленческой деятельности, частые и по существу хронические стрессы в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - всё это выступает мощным источником для развития негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации или дезинформации других о своих мыслях, позициях, намерениях. Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя.
Здесь необходимо выделить три основных аспекта:
. Субъективный контроль за экспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своим поведением в целом.
. Умение владеть средствами экспрессивного воздействия на подчинённых (в частности, создавать имидж «обаятельного», «волевого», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя, а также твёрдого, умеющего владеть собой человека.)
. Умение использовать экспрессивные средства как канал информации о других - подчинённых. Это своего рода диагностическое умение руководителя, когда он по внешним и чаще всего по эмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию о подчинённых и передаёт информацию им. Диагностические умения складываются из точности межличностной перцепции, экспрессивной чувствительности и психологической проницательности.
1.3 Модель современного менеджера
Менеджмент, в самом простом понимании,- это умение добиваться поставленных целей, используя интеллект, труд, мотивы поведения других людей. Говоря, во-первых о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера»,- человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то по большому счёту имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением.
Кто же такой менеджер?
Менеджер (англ. manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин менеджер имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
руководителю по отношению к подчинённым;
администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
специалисту по управлению производством;
предпринимателю-организатору в определённой сфере;
члену руководящего состава фирмы, наделённого исполнительной властью и осуществляющему определённые ему функции.
Итак, следует, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко непростые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.
Термин менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик. Однако существуют и профессии, для овладения которыми помимо профессиональных знаний необходимо наличие совокупности психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера. То есть управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых - профессионально непригодной.
Менеджер - это человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии, а не просто экономист-бухгалтер, занимающийся управленческой деятельностью.
Менеджер-самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающаяся от других профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками, может только менеджер, а все другие специалисты выполняют конкретные задачи, но только не задачи руководителя (например, бухгалтер, врач, юрист, продавец и т.д.).
Менеджер-это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива. Следовательно, менеджер-это профессия, которой нужно специально учиться.
Менеджментом стало овладевать множество людей. И это не случайно, поскольку появилось великое множество организаций различных форм собственности, которыми нужно управлять.
В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать тяжелейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.
В этих условиях формула действий управляющего была: "бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая".
С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: "твердость, но справедливость".
Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.
Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно - взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.
И наконец, сегодня, предприятия выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе работа с профсоюзом, партнерами, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.
Для того чтобы успешно реализовать свои профессиональные функции, менеджер должен: