Файл: Контрольная работа на тему Концепция бизнеса по учебной дисциплине Бизнеспланирование Вдовенко Н. Н. Фамилия И. О.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Концепция бизнеса
по учебной дисциплине: Бизнес-планирование
Выполнила: Вдовенко Н.Н.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Финансы и кредит

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____” ________________20___ г.
Омск 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие и сущность бизнеса………………………………………………………………………5

1.1 Понятие бизнеса………………………………………………………..5
1.2 Основные концепции бизнеса. Их понятия и сущность……………………………………………………………………7
Глава 2. Анализ и определение действующей в рк концепции бизнеса……………………………………………………………………..16
2.1 Особенности основных типов бизнеса……………………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………27

Список использованной литературы……………………………………..29
Введение
История появления и развития бизнеса как реального феномена и его понятия, отражающегося в сознании, начинается в глубине веков. В средние века это понятие ассоциируется с человеком, занимающимся внешней торговлей, с организатором парадов, балаганов и представлений, с лицом, отвечающим за выполнение крупных строительных или производственных объектов.

Современное понимание предпринимательства как определенного вида человеческой деятельности и как одного из направлений экономической науки начало складываться в период становления капитализма. Вместе с его историческим развитием формировалась и уточнялась теория предпринимательства, научно обобщавшая накапливаемый опыт такового. Капитализм как господствующим способ производства возник и развивался в Европе, поэтому приоритет экономической мысли в развитии теории предпринимательства принадлежит европейским ученым.

А. Маршалл и его последователи уделяли большое внимание организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может им стать, поскольку для этого необходимы особые предпринимательские способности.

Своеобразную трактовку предлагал Й. Шумпетер, считавший, что предприниматель не обязательно является предпринимателем лишь тогда, когда он внедряет в производство или обращение новые, ранее не применявшиеся приёмы деловой деятельности.


Современный российский ученый Ю.Б. Рубин считает, что все многообразие видов и направлений деятельности людей, от самых простых до самых сложных, обладает общим свойством этой деятельности, называемой бизнесом. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался человек, вольно или невольно он занимается бизнесом. В обосновании своего видения бизнес он предлагает объединить различные теоретические толкования и определения бизнеса в три основные концепции.

Целью данной работы является изучение концепций бизнеса, их сущность и понятия ,а также понять что собственно представляет собой само понятие бизнеса.

В ходе изучения темы, выделяются следующие задачи:

1. Рассмотреть основные концепции бизнеса : критическую и позитивную концепцию бизнеса

2. Изучить прагматическую концепцию бизнеса

3. Проанализировать текущее состояние бизнеса в стране, а так же выявить , к какой концепции присущ отечественный бизнес.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БИЗНЕСА

    1. ПОНЯТИЕ БИЗНЕСА

Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги с взаимной выгодой заинтересованных лиц или организаций.

Бизнес – это не просто способ существования человека, позволяющий ему делать деньги. Жулики тоже делают деньги, но это не бизнес. Любые действия, расходящиеся с духом и буквой закона, никогда не воспринимались ни населением, ни государством как бизнес. Недаром среди деловых людей Запада большой популярностью пользуется аксиома: «Бизнес, конечно же, не обходится без элементов хитрости и игры, но никогда не имеет дела с воровством».

Человеческая деятельность, которую сегодня называют бизнесом, имеет столь же длительную историю, как и развитие частной собственности и рынка. С того самого момента, как люди получили право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им орудиями и предметами труда, начал свой путь и бизнес. Без преувеличения можно сказать, что даже в условиях первобытно-общинного строя человек, сознательно и с выгодой для себя или своей общины обменявший рыбу на шкуру, сделал бизнес. Пусть примитивный, но все-таки бизнес. Но все вещи в мире проходят эволюцию от примитивно-простого к сложному. И бизнес развивался от примитивных форм до современных сложных образований.



    1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ БИЗНЕСА. ИХ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ



Критическая концепция бизнеса определяет бизнес как деятельность людей, направленную исключительно либо преимущественно на получение доходов, или прибыли. Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, преследующих цели обогащения за счет других субъектов рыночных отношений. В основании критической концепции бизнеса лежит ряд представлений:

Во-первых, критическая концепция бизнеса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономике.

Из такого понимания следует, что бизнес — это явление, ограниченное во времени. В истории человечества, как до возникновения рыночной экономики (скажем, в древнеримской, древнеиндийской, средневековых цивилизациях), так и в будущем - бизнес не представляет собой характерную черту общественно-экономической жизни.

Во-вторых, критическая концепция относит бизнес к особой разновидности человеческой деятельности в условиях рыночной экономики. Согласно критической концепции бизнес направлен исключительно на получение прибыли, а «небизнес», как правило, на извлечение прибыли не нацелен.

Представители критической концепции из сферы бизнеса исключают:

·    наемный труд во всех его формах;

·    профессиональную деятельность государственных служащих (за исключением случаев коррупции);

·    любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство);

·    здравоохранение;

·    образование, просвещение;

·    общественную деятельность.

 

Критериями разграничения бизнеса и «небизнеса» выступает извлечение прибыли и связанные с этим личные, корыстные мотивы в действиях людей.

Бизнес, с точки зрения представителей критической концепции, направлен исключительно на получение прибыли, а «небизнес», на извлечение прибыли не нацелен. Мотив получения прибыли является доминирующим. Стремление к прибыли рассматривается как соответствующая условиям рыночной экономики модификация стремления к личному богатству.

В сфере «небизнеса» в процессе деятельности людей прибыль порой может возникать, но она всегда используется не в личных, корыстных целях, а для развития экономики на благо всего общества.

Под прибылью обычно понимают часть дохода предпринимателей, которая остается в их распоряжении после возмещения затрат. Прибыль не печатается на фабрике по изготовлению денег, а выступает результатом перераспределения финансовых ресурсов в обществе. Поэтому если задачей любого человека, делающего бизнес (бизнесмена), является извлечение прибыли, то получение прибыли состоит именно в «извлечении» финансовых ресурсов одними людьми у других. Получить прибыль может, образно говоря, лишь тот бизнесмен, кто сумеет отыскать кратчайший путь к чужому карману.


Критики бизнеса полагают, что ради дохода, прибыли, или, как порой выражаются, «наживы», бизнесмен готов использовать любые приемы поведения, в том числе антиобщественные. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям, за кошельками которых идет настоящая охота.

При извлечении прибыли одной группой людей другая группа становится финансовыми донорами. Такими финансовыми донорами бизнесменов оказываются и рядовые потребители товаров и услуг, в цены которых закладывается прибыль, и обманутые вкладчики коммерческих банков, и акционеры различных финансовых пирамид, и наемные работники, подвергающиеся эксплуатации со стороны работодателей  и просто жертвы разнообразного криминалитета.

Критический подход постоянно воспроизводится в средствах массовой информации и даже в учебниках и монографиях. Бизнесмены и богачи, бизнес и богатство часто отождествляются. Между тем соотнесение бизнеса исключительно с извлечением прибыли представляется односторонним и небезопасным.

Критические взгляды наиболее ярко  были выражены в концепции марксизма-ленинизма. Родоначальники этой концепции Карл Маркс и Фридрих Энгельс определяли бизнесменов как «капиталистов», роль которых в XIX века сводилась к безраздельному владению предприятиями и к повсеместной эксплуатации нанятых работников. Система бизнеса трактовалась как капиталистическая система или как капитализм. С ее распространением связывались антагонистические (неразрешимые) классовые противоречия между капиталистами, бизнесменами и наемными работниками (пролетариатом), неизбежные и постоянные конфликты между конкурентами, влекущие за собой разрушительные последствия для народного хозяйства, проявления империализма в экономике и политике государств.

Неприглядность картины капиталистического общества постоянно воспроизводилась не только в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, но и их последователей. Она стала основой критического отношения к бизнесу, термину «бизнес» в официальной советской идеологии, доминировавшей в нашей стране несколько десятилетий. В рамках этой идеологии получило широкое распространение представление о том, что рыночная экономика и связанный с нею бизнес не имеют исторических перспектив развития. В СССР были признаны необходимыми и целесообразными постоянное осуждение капитализма и критика любых проявлений бизнеса в жизни людей.

Бизнес как признак капитализма — общества, в котором заправляют потенциальные преступники, способные попирать все человеческие законы даже под страхом виселицы, категорически отвергался не только советской идеологией, но и в законодательстве СССР. Занятие практически любыми видами частного предпринимательства в
производстве и торговле, выполнении строительных и других работ, выдаче ссуд рассматривалось в СССР как уголовно наказуемое деяние. В Уголовном кодексе страны предусматривались суровые меры наказания — от тюремного заключения до смертной казни — за операции с иностранной валютой, спекуляцию и коммерческое посредничество.

Критическая концепция бизнеса постоянно воспроизводилась не только в идеологических документах советского общества, но и в советских литературе и искусстве. Она внедрялась и закреплялась в сознании советских людей. Во многих литературных и художественных произведениях бизнесмены представали в неприглядном свете, им противопоставлялись в качестве положительных персонажей люди, которые не занимались бизнесом (нередко по принципиальным соображениям).

Критическая концепция бизнеса имеет корни и в других теориях. В Средние века и в России, и в Западной Европе бизнес, как правило, не рассматривался как занятие, угодное Богу. Такое положение сохранялось во многих странах до конца XIX — первой четверти ХХ века. Положительная трактовка бизнеса как деятельности в соответствии с высшим призванием имела распространение в протестантских конфессиях Западной Европы и США, в среде русских старообрядцев, среди приверженцев нехристианских учений (иудаизм, зороастризм, восточные религии, ислам).

В отечественной и европейской истории люди, делавшие бизнес, имели второстепенный социальный статус. Герцоги, князья, графы, бароны, маркизы и даже обыкновенные рыцари стояли на социальной лестнице выше, чем купцы, ростовщики, ремесленники и коммерсанты. В позапрошлом веке большинство русских предпринимателей — выходцев из крестьянской среды — презрительно назывались «чумазыми».

В исторической, философской и художественной литературе прошлого почти всегда бизнесмены предстают как носители исключительно меркантильных интересов (прежде всего интереса к получению прибыли) и противопоставлялись людям, одержимым духовными целями. Бизнес рассматривался как противоположность культуре, а субъекты бизнеса трактовались как люди, лишенные духовных идеалов, душевно черствые, малокультурные и плохо образованные, в то же время нечестные и бесцеремонные.

Считалось само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других людей и построения будущего. Эта позиция явно или неявно разделялась А. Островским, Ф. Достоевским, М. Горьким, В. Шишковым. За рубежом самыми известными литературными критиками бизнеса были О. де Бальзак, Т. Драйзер, Фрэнк Норрис, Эптон Синклер и многие другие. Отголоски таких представлений нередко встречаются и сегодня.