Файл: Контрольная работа на тему Концепция бизнеса по учебной дисциплине Бизнеспланирование Вдовенко Н. Н. Фамилия И. О.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Суммируя различные оттенки критических оценок бизнеса и бизнесменов, можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:

·    бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;

·    бизнес всегда направлен на извлечение прибыли любым путем, причем получение прибыли субъектами бизнеса непременно оборачивается убытками для других членов общества;

·    бизнес — предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, большинство из которых имеет антагонистический характер;

·    бизнес — нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;

·    бизнес — исторически преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

Критическая концепция бизнеса используется для обоснования идейных платформ отдельных политических партий и движений, к числу которых относятся антиглобалисты за рубежом и ортодоксальные коммунисты в России. Существует множество модификаций критической концепции бизнеса. Общим для всех выступает тезис о противоречивости, а иногда и о несовместимости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес.

Критическая концепция бизнеса абсолютизировала в прошлом и продолжает абсолютизировать противоречия, присущие рыночной экономике. Оно является одной из двух крайностей в оценке бизнеса как объективного явления жизни общества.

 

Вопрос 2. Позитивная (некритическая) концепция бизнеса.


 

Бизнес в рамках позитивного подхода понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положительные стороны современного бизнеса, изображает его как царство экономических гармоний. Позитивная концепция бизнеса опирается на различные философские учения и научные теории, в рамках которых бизнес рассматривается как прогрессивная деятельность людей в соответствии со своим призванием. Согласно позитивной концепции бизнес трактуется:

·    как деятельность людей по обслуживанию друг друга
;

·    как совместная деятельность людей, нацеленная на благо общества;

·    подчиненный всеобщим интересам;

·    как явление, непротиворечивое в своей основе.

 

Вследствие этого, бизнес оказывается:

·    типичной чертой жизни людей;

·    продуктом осознанного выбора людей;

·    «центральной магистралью социально-экономической системы»;

·    не ограничен ни по видам деятельности, ни в историческом времени;

·    не нуждается  в поиске альтернатив развития, противоречия отсутствуют.

 

Корни позитивной концепции бизнеса можно обнаружить в учениях, в которых самостоятельные действия людей, направленные на реализацию личной инициативы и личного интереса, не трактовались как несовместимые со служением Богу, а, напротив, рассматривались как поведение, угодное Богу.

Развитие таких представлений в рамках христианства обусловило формирование позитивистского обоснования бизнеса, которое в конце XIX в. получило развернутое освещение в работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Субъекты бизнеса отделяются от других членов общества. Они трактуются как носители особого предпринимательского духа (или «духа капитализма»), смелые преобразователи жизни, решительные созидатели нового, как золотой фонд человечества. Их деятельность по созданию новых товаров и услуг, которая способствует удовлетворению потребностей общества и его процветанию, сравнивается с деятельностью миссионеров, несущих знания остальному человечеству.

В настоящее время позитивная концепция бизнеса весьма популярна в среде преподавателей многих американских университетов. Вот весьма типичное определение бизнеса из учебника «Концепция бизнеса», подготовленного сотрудниками Университета штата Техас и Университета штата Иллинойс С. Розенблаттом, Р. Боннингтоном, Б. Нидлсом: «Что такое бизнес? Бизнес — это система ведения дела. Бизнес — создание продукции, нужной людям. Бизнес — это работа. Бизнес — это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес — это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес — это то, как мы живем.

Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, то определение, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества».

Данная концепция в разные времена была основой многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в условиях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий. Таковыми были, к примеру, имевшие широкое распространение в прошлом столетии ненаучные теории «общества всеобщего благосостояния», «государства всеобщего благоденствия», сторонники которых пытались объяснить процессы, происходящие в рыночной экономике, как полностью бесконфликтные или малоконфликтные. Поэтому данная концепция определяется также как некритическая.



Позитивная концепция бизнеса широко представлена за рубежом и глубоко укоренена не только в теории, но и на практике. Однако в России она почти никогда не признавалась в прошлом как система представлений, соответствующая русским традициям и ментальности. Напротив, в среде российских ученых мыслителей, писателей было глубоко укоренено ошибочное представление о том, что бизнес чужд русскому духу и привносится в российскую действительность из-за границы либо благодаря деятельности инородцев, проживающих в Российском государстве.

Расходясь в главном — в оценке действующей системы экономики, критическая и позитивная концепции бизнеса становятся похожими друг на друга в конструировании некоей идеальной модели экономики. Только в одном случае — в рамках позитивной концепции бизнеса — эта модель некритически распространяется на действующую систему современных экономических отношений, а в другом случае — в рамках критической концепции бизнеса — она распространяется на систему экономических отношений, которая могла бы прийти на смену рыночно ориентированной экономике.

 

Вопрос 3. Прагматическая концепция бизнеса.


 

В рамках прагматической концепции бизнес трактуется как взаимодействие разных членов общества. Одни из них инициируют занятие определенным видом бизнеса. Эти люди воспринимаются обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои эгоистические (корыстные) интересы посредством инициативной, самостоятельной деятельности на собственный риск. Другие члены общества благодаря бизнесменам получают возможность постоянно удовлетворять свои потребности при помощи покупаемых товаров и услуг.[1]

Потребители реализуют свои интересы. Выигрывает и общество. Благодаря бизнесу оно получает необходимые ресурсы экономического и социального развития.

Делая бизнес, люди оказываются полезными друг другу. Принося друг другу пользу, они и формируют общество, в котором живут и работают. Их действия положительно оцениваются обществом. Субъекты бизнеса сравниваются между собой по достижению личного успеха в делах и одновременно по критерию общественной пользы от их деятельности. Другие критерии, как, например, уровень культуры, степень общей образованности, знание иностранных языков, имеют подчиненное значение.

Сталкиваясь между собой под воздействием своих интересов, люди занимаются бизнесом (делают бизнес). Благодаря этому каждый из них осуществляет свое стремление к личной выгоде, а общество получает свою общественную выгоду.


Бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. С одной стороны, данное явление оказывается противоречивым, создающим конфликты интересов субъектов бизнеса, каждый из которых преследует собственный интерес, нередко противоположный интересам его контрагентов. С другой стороны, данное явление оказывается выгодным для людей, которые либо самостоятельно занимаются предпринимательским бизнесом, либо участвуют в нем в качестве наемных работников и получают за это доходы, либо пользуются его результатами.

Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как объективного явления не приводит к выдвижению требований юридического, экономического и морального искоренения данных противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рассматриваются однозначно отрицательно.

Критическая и позитивная (некритическая) концепции бизнеса являются крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление этих крайностей происходит лишь в рамках прагматической концепции бизнеса. Прагматическая концепция бизнеса отличается от критической тем, что она не абсолютизирует противоречия интересов, возникающие в процессе деловой деятельности. От позитивной концепции бизнеса она отличается тем, что не закрывает глаза на наличие таких противоречий.

Прагматическая концепция бизнеса отрицает также примитивные трактовки бизнеса как мелкого или крупного жульничества и такие идеологические установки, как «не обманешь — не продашь».

Согласно прагматической концепции бизнес трактуется как:

·    необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом, который объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации своих интересов, а с другой — стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

·    противоречивое явление. Однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;

·    развивающееся явление, которое базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, необязательно совпадающие с интересами других людей[2]. Направления, виды, технологии инструменты бизнеса постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.


 

Различия в толковании термина «бизнес» часто обусловлены разницей в интерпретации его значения. Под бизнесом нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей.

·    Сегодня, наряду с научным определением категории «бизнес», встречаются разнообразные житейские (обывательские) толкования данного термина, от которых мы хотели бы предостеречь наших читателей из-за ненаучного характера таких толкований.

·    В житейской терминологии часто встречается подмена понятий: бизнес отождествляется с коммерцией (торговлей), с обманом, непорядочностью и мошенничеством либо с особенной «крутизной» и состоятельностью отдельных людей. Иногда бизнес сводится к предельному эгоизму человека, единственной истинной ценностью которого выступает его личный материальный интерес.

·    В представлениях отдельных категорий людей бизнес олицетворяет эффективную организацию дела, высокий профессионализм людей, не только хорошо знающих, к чему следует стремиться, но и умеющих добиваться поставленных целей.

 

«Бизнесмены» (субъекты бизнеса) в подобных толкованиях наделяются личными и деловыми свойствами: они оказываются либо хитрыми и ненадежными, либо — надежными и верными взятым обязательствам. Их определения оказываются сверх меры подверженными эмоциональным оценкам вопреки рациональному пониманию.

Само понятие «бизнес» («business») имеет в английском языке точное и однозначное толкование. Термин «бизнес» — это синоним слову «дело». Если, на пример, спрашивают «как дела?» по-английски, то говорят именно о бизнесе. Именно в данном значении business применяется в настоящее время как научный термин.

Укажем на поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание смысла этого термина, которому соответствуют поведенческая, коммуникационная и системно-социальная стороны бизнеса.

Поведенческое понимание бизнеса состоит в том, что с помощью этого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда такие выражения, как «делать бизнес», «заниматься бизнесом», «оценивать бизнес». В рамках поведенческого понимания бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.

Коммуникационное понимание бизнеса состоит в том, что данный термин описывает отношения, возникающие между различными людьми, «занимающимися бизнесом». Отсюда выражения «деловые отношения», «субъекты деловых отношений» («субъекты бизнеса»), «интересы субъектов бизнеса». В рамках коммуникационного понимания бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми. В нашем учебнике мы используем оба приведенных выше понятия «бизнес».