Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Экстремальная деятельность).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Экстремальная деятельность
1.2 Специалисты, как субъекты экстремальной ситуации
Глава 2 Психология экстремальной деятельности
2.1 Основные закономерности адаптации человека к экстремальным ситуациям
Глава 3 Профессионализм и профессиональное здоровье
3.2 Профессиональное развитие в экстремальных видах деятельности
3.3 Хронический стресс и профессиональное здоровье специалистов экстремальных видов деятельности
3.4 Преодоление стресса и синдрома профессионального выгорания
В меньшей степени подвержены выгоранию те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны. Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов (Гримак, 1991). 139 Реже выгорание встречается у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой», организационной, культуры. Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее вариативность в ситуациях межличностного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Развитие творческого потенциала — один из эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания.[41]
Использование различных лекарственных препаратов естественного и искусственного происхождения в целях устранения неприятных состояний (усталости, болевых ощущений) или повышения уровня работоспособности весьма распространено. Однако, пользуясь различными препаратами, специалисты редко задаются вопросом о возможности побочных эффектов. Применение лекарственных препаратов для регуляции функционального состояния должно быть строго ограничено ситуациями особой необходимости и только по согласованию с врачом . Использование элементов музыкотерапии практически не имеет противопоказаний и находит широкое распространение среди специалистов экстремального профиля. Многие спасатели, пожарные, работники других экстремальных сфер деятельности, интуитивно приходят к включению элементов музыкотерапии в профессиональную деятельность. Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Музыка, ассоциирующаяся с определенным значимым событием, вызывает психическое состояние, схожее с тем, которое было в момент события. Можно использовать прием компоновки музыкальных фрагментов, когда требуется перейти из одного состояния в другое. Например, если требуется из состояния расслабленности перейти в состояние готовности к действию, то сначала подбирается музыкальный фрагмент, отражающий актуальное состояние, затем переходный фрагмент и последним подбирается фрагмент, ассоциирующийся с состоянием готовности к действию. Противопоказано использование элементов музыкотерапии непосредственно во время работы, требующей значительной концентрации внимания. Использование элементов аромотерапии, то есть влияние на функциональное состояние с помощью запахов, имеет длительную историю. Особенно примечательно то, что ассоциативные связи запахов и психических состояний являются одними из самых устойчивых. Возможны различные способы применения ароматических веществ: это могут быть широко распространенные аромолампы, могут быть ингаляции, компрессы, ванны. Принцип подбора запахов общий: для стимуляции и тонизации используются пряные, теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются запахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным. Вполне вероятна ситуация, когда для большинства людей запах является успокаивающим, а для кого-то ассоциируется с тревожной, напряженной ситуацией и вызывает именно это состояние. Можно составлять композиции, однако в этом случае лучше не использовать более трех запахов. Элементы аромотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, фитотерапии являются важными составляющими среды, которая оказывает воздействие на функциональное состояние специалиста. Во многих подразделениях существует традиция заботиться об уюте и комфорте в рабочих помещениях. Специалисты интуитивно чувствуют необходимость создания среды, способствующей быстрому восстановлению. Для повышения эффективности таких мероприятий следуют учитывать закономерности воздействия звуков, запахов, цветов на психическое состояние человека.
Таким образом, мы видим, что со стрессом и синдромом профессионального выгорания нужно и можно эффективно бороться, чтобы это состояние не переросло в более тяжелую форму, разрушив психику и личность человека.
Заключение
Подводя общий итог по теме, казавшейся довольно сложной, хотя и очень близкой для меня, я сделал вывод, что тема намного сложна и многогранна, чем казалась на первый взгляд. Изучение вопросов функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности – приобретает все большее значение в нашем современном обществе. Задачи, которые стоят перед специалистами таких профессий, накладывают на них груз ответственности, а сами профессии требуют большой психологической поддержки. В работе было раскрыто, какую огромную роль играет психоэмоциональное состояние специалистов, насколько сильно они нуждаются в профилактике острых состояний, так как сами больше, чем кто-либо подвержены в первую очередь стрессам, психоэмоциональным напряжениям, связанным с их, такой нелегкой, работой.
Библиография
- Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. – М.: Академия, 2007. – 288с.
- Белашева И.В. Б 43 Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учебное пособие / Белашева И.В., Суворова А.В., Польшако- ва И.Н., Осипова Н.В., Ершова Д.А – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 262 с.
- Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Р59 Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – 276 с.
- Основы психофизиологии экстремальной деятельности / под ред. А.Г. Абаляна, Н.Д. Овчинникова. М., 2006. - 404 с.
5. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
6. Н.А. Стадник, В.С. Боташева Врач как субъект экстремальной ситуации: проблема профессиональной готовности // Кубанский научный медицинский вестник. – 2014. - №3. – С. 1-4.
7. В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
8. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учеб. пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 186 с.
9. Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 107
10. Е.А. Климов. Введение в психологию труда. Учебник.— М., 1998 −350с.
11. О.Б. Дарвиш. Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2012. № 1
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова Психология профессионализма - М.: 1996. – 308с.
13. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.: Питер. 2008. – 258с.
14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528с.
-
В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – С. 7. ↑
-
Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. – М.: Академия, 2007. – С. 8. ↑
-
Белашева И.В. Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учебное пособие / Белашева И.В., Суворова А.В., Польшакова И.Н., Осипова Н.В., Ершова Д.А – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – С. 9-10. ↑
-
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – С. 28. ↑
-
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – С. 28 – 29. ↑
-
Основы психофизиологии экстремальной деятельности / под ред. А.Г. Абаляна, Н.Д. Овчинникова. М., 2006. - С. 326. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 20. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 20. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. 26-27. ↑
-
Н.А. Стадник, В.С. Боташева Врач как субъект экстремальной ситуации: проблема профессиональной готовности // Кубанский научный медицинский вестник. – 2014. - №3. – С. 1-4. ↑
-
Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности / Р.М. Шамионов Психология социального поведения личности: Учеб. пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 142 с. ↑
-
Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 89. ↑
-
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – С. 58. ↑
-
См. там же. ↑
-
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – С. 69. ↑
-
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – С. 61 – 62. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. 68-69. ↑
-
Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 64. ↑
-
Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 68. ↑
-
Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 69. ↑
-
Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 69. ↑
-
Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. / Е.А. Климов Введение в психологию труда — М., 1988. С. – 5. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 248 ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 250 ↑
-
См. там же. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 250 ↑
-
О.Б. Дарвиш. Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2012. № 1. С. - 3. ↑
-
Бугаев Л.А. Психофизиология профессиональной деятельности. / Л.А. Бугаев Психофизиология профессиональной деятельности Новочеркасск. 2012. С. – 92. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 258. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 259 ↑
-
См. там же. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 258 ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 260 ↑
-
См. там же. ↑
-
Маркова А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова Психология профессионализма - М.: 1996. С. – 259. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 261. ↑
-
Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.: Питер. 2008. – 258с. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 267-268. ↑
-
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. – 145. ↑
-
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А. Бодров Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. – 146. ↑
-
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – С. – 282-283. ↑