Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Экстремальная деятельность).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Экстремальная деятельность
1.2 Специалисты, как субъекты экстремальной ситуации
Глава 2 Психология экстремальной деятельности
2.1 Основные закономерности адаптации человека к экстремальным ситуациям
Глава 3 Профессионализм и профессиональное здоровье
3.2 Профессиональное развитие в экстремальных видах деятельности
3.3 Хронический стресс и профессиональное здоровье специалистов экстремальных видов деятельности
3.4 Преодоление стресса и синдрома профессионального выгорания
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматриваются функциональные особенности человека в экстремальных видах деятельности. Для меня эта тема является актуальной по причине того, что мою работу можно назвать достаточно экстремальной, на сегодняшний день я являюсь членом реанимационной бригады (анестезист), в отделении анестезиологии и реанимации, также есть опыт работы в выездных бригадах скорой и неотложной медицинской помощи. Проблемы, в том числе психологического характера, с которыми сталкиваются мои коллеги, побудили меня к выбору темы. Актуальность вопроса для людей, так или иначе, связанных с экстремальными видами деятельности, сложно переоценить. Зная механизмы функционирования психики и физиологии в определенных ситуациях, можно своевременно оказать квалифицированную помощь, обучить людей правильно вести себя в сложившихся обстоятельствах.
Цели работы: систематизация и обобщение понятий экстремальных видов деятельности; функциональные особенности и психология поведения человека в экстремальных ситуациях; диагностика и помощь, профессиональное здоровье специалистов.
При выполнении работы использовались учебные материалы и исследования центра экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; учебные материалы и исследования под издательством Московского Государственного университета; учебные материалы и исследования под издательством Национального Исследовательского Томского Государственного Университета; учебные материалы и исследования Санкт-Петербургского Государственного Университета и Санкт-Петербургского Государственного Медицинского Университета. Перечисленные выше, основные, источники являются гарантами надежности сведений в представленной работе.
ГЛАВА 1 Экстремальная деятельность
-
- Экстремальные виды деятельности, понятия ситуация, экстремальная ситуация.
В настоящее время в понятие экстремальные виды деятельности можно включить довольно широкий спектр профессий. Это спасатели, пожарные, медицинские работники неотложных служб, военные, сотрудники других силовых ведомств, операторы атомных электростанций, также сюда можно отнести и сотрудников службы экстренной психологической помощи. Это далеко не все профессии, в которых люди ежедневно могут сталкиваться с экстремальными ситуациями.
Экстремальная деятельность – это деятельность человека, которая является для него трудно выполнимой или в данный момент невыполнимой и требует готовности к предельному или околопредельному напряжению психических и психофизиологических сил.[1]
Ситуация — это система объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный временной период.[2] «Начало исследований ситуации можно отнести к 1917 году, когда Курт Левин делал первые шаги в разработке теории поля. На ранних этапах исследования, он понимал «психологическое поле» как наличную ситуацию «здесь и сейчас» и считал, что «действие порождается тем окружением, в котором человек находится, – реальной окружающей его ситуацией». Позднее он заменил понятие «поле» более емким понятием «жизненное пространство» и сформулировал положение о единстве человека и окружающего его мира: индивид и воспринимаемый им окружающий мир представляют собой единое векторное поле, специфика которого определяется потребностной значимостью для человека всего того, что он воспринимает и осознает. Жизненное пространство человека – это личность и среда в их 10 взаимоотношениях. К. Левин утверждал, что всякое психическое явление (событие), в том числе и намеренное, волевое, должно рассматриваться как единство конкретного субъекта и конкретного окружения. Поведение человека, по К. Левину, определяется не особенностями среды, которые влияют на личность, а той конкретной целостностью, в состав которой входят и личность, и ее психологическое окружение. Среда в его теории – это «внешнее поле конкретных сил и воздействий», а личность – это «внутреннее поле» систем напряжений. Человек и среда – это два полюса, два момента одной и той же поведенческой целостности, которая, в его концепции, получила название «жизненное пространство»».[3]
На основе исследований К. Левина, было издано множество статей, его работы и направление в изучаемой сфере, стали классическим пособием для практикующих психологов.
Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.[4]
В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия, от экстремальных, остается достаточно неопределенной. Например, часто к экстремальным ситуациям относят нахождение в суровом климате Арктики или Антарктики. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат является привычным, для них экстремальной в данном контексте будет ситуация отдыха где-нибудь на Средиземноморье. Возникает вопрос определения критериев экстремальной ситуации. Во-первых, существенный вклад в проблематичность выделения критериев вносят высокая индивидуальная вариабельность 29 функциональных характеристик человека, интегральной характеристикой, которой выступает устойчивость. Так, условия, крайне тяжелые для людей с одним уровнем физического развития, например, являются легкими для других, более хорошо физически подготовленных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие экстремальности не может быть абсолютным, и имеет вероятностную природу. Следовательно, к экстремальному, может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния человека. Здесь и выделяется сложная проблема – определение критериев этого состояния.[5]
Экстремальные факторы для людей, не связанных с экстремальными видами деятельности, могут быть совершенно обычными для специалистов.
Можно разделить степени риска на примере исследований:
1. Зона – область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.
2. Зона – область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.
3. Зона предельно допустимого риска: постулируется, что предельно допустимый уровень риска не должен превышаться независимо от вида той или иной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.
4. Зона – область чрезмерного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим предельно допустимый уровень риска. К данной зоне относится любая деятельность, в которой жизнь индивида подвергается реальной угрозе.[6]
В то же время, в отечественных учебных пособиях для спасателей и пожарных, то есть для тех, кто конкретно и регулярно испытывает на себе влияние экстремальных ситуаций, дано четкое и на мой взгляд наиболее подходящее определение экстремальной ситуации.
Под экстремальными подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов.[7]
В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:
- Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.
- Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.
- Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.
- Наличие голода, жажды.[8]
В наше время перечень экстремальных ситуаций сильно расширился. Кроме природных катастроф появились техногенные катастрофы, террористические акты и т.д. Влияние на конкретного человека какой-либо экстремальной ситуации невозможно предсказать со стопроцентной точностью. Это зависит от психофизиологических качеств человека, уровня его профессиональной подготовки и готовности к действиям в экстренной ситуации. Также имеет огромное влияние и то, насколько профессионально развит специалист, на каком уровне развития в профессии он находится, какой у него опыт работы в данной ситуации, насколько он адаптирован во всех спектрах своей профессиональной деятельности.
1.2 Специалисты, как субъекты экстремальной ситуации
Лучший пример, это специалисты в области ЧС, медицины катастроф, реанимационных бригад стационаров, выездных реанимационных и хирургических бригад скорой и неотложной медицинской помощи.
Люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. В ситуации выполнения профессиональных обязанностей, переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориентирован на выполнение задачи. Часто это беспокоит специалистов. Один спасатель рассказывал: «Как же так? Я совсем ничего не чувствую. Я вижу ужасные картины, смерть, горе людей, и меня это не трогает. Все ли со мной в порядке?» В основе этого явления лежит механизм психологической защиты – диссоциация (взгляд на ситуацию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Однако не всегда работа в экстремальных условиях проходит бесследно для специалиста.[9]
Специалисты спасатели, как и военные летчики, подводники, космонавты, кроме того, что получают необходимые навыки и знания, необходимые для работы в экстремальных ситуациях, дополнительно проходят строжайший профессиональный отбор. Хуже обстоит дело с врачами. Несмотря на медицинские знания, которые можно применить для помощи людям в экстремальных ситуациях, далеко не все готовы работать в тяжелых условиях. Согласно исследованиям[10], готовность зависит не только от психологических качеств, гендерного различия, возраста, но и от выбранной медицинской специальности. Так, готовность работать в экстремальной ситуации, у врачей неотложных специальностей выше, чем у врачей общей практики.
Подведя итог можно сказать, что на действие конкретного специалиста, на его действия и поведение в конкретной экстремальной ситуации, будет влиять множество процессов. Важным являются уровень подготовки и уровень готовности. Восприятие ситуации, осознание рисков для жизни и здоровья, защитные реакции психики и организма в целом, также будут играть немаловажную роль.
Глава 2 Психология экстремальной деятельности
2.1 Основные закономерности адаптации человека к экстремальным ситуациям
Экстремальная ситуация становится детерминантой личностных изменений и в зависимости от представлений. В действительности, оценка экстремальной ситуации и ее квалификация с точки зрения воздейственности включает субъективные отношения и соответственные изменения как состояний, так и личностных характеристик.[11]
Профессиональная (производственная) адаптация характеризуется повышением эффективности, качества и безопасности труда, ростом самостоятельности и проявлением творчества в работе.
• Психологическая адаптация проявляется в повышении функциональной надежности, эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, в адекватности эмоциональных переживаний профессиональных успехов и неудач.[12]
Существуют некоторые общие закономерности формирования отношения человека к действующим опасностям, независимо от того, какую роль в экстремальной ситуации он выполняет. Другими словами, эти процессы можно назвать адаптацией к экстремальной ситуации. Термин «адаптация» (лат. adaptatio – приспособление) широко используется в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения живых существ как в фило-, так и в онтогенезе. Акцент здесь ставится на адаптацию к внешним условиям существования организма, совершенствующего при этом собственные внутренние функции. Ведущими специалистами, изучавшими адаптационные процессы с биологических позиций, были К.Бернар, У. Кэннон и Г.Селье. Именно их работы сформировали наиболее распространенную позицию исследователей – гомеостатическую.[13]
Динамическое равновесие, или гомеостаз, представляет собой систему, включающую два взаимосвязанных процесса – достижение устойчивого равновесия и саморегуляцию, выступающую целью адаптации. Соответственно адаптационные процессы проявляются как инерционные и приспособительные.[14]
Чаще всего в подобных ситуациях человек переживает стресс. Первоначально термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) был взят из техники, где означал внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающую его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта. В некоторых психофизиологических работах до сих пор психологический стресс трактуют с позиции технических наук как внешнее воздействие.