Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Экстремальная деятельность).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Экстремальная деятельность
1.2 Специалисты, как субъекты экстремальной ситуации
Глава 2 Психология экстремальной деятельности
2.1 Основные закономерности адаптации человека к экстремальным ситуациям
Глава 3 Профессионализм и профессиональное здоровье
3.2 Профессиональное развитие в экстремальных видах деятельности
3.3 Хронический стресс и профессиональное здоровье специалистов экстремальных видов деятельности
3.4 Преодоление стресса и синдрома профессионального выгорания
Адаптационные процессы начинаются с оценки угрозы. Оценка представляет собой предвосхищение человеком возможности опасных последствий воздействующей на него ситуации. Выделяют три типа стрессовых оценок: а) травмирующая утрата кого-то или чего-то, что имеет большую личностную значимость; б) угроза воздействия, требующая от человека больших возможностей по противодействию, чем он имеет; в) проблема, трудная задача в потенциально рискованной ситуации. В зависимости от оценки степени угрозы в экстремальной ситуации человек по-разному реагирует на нее.[15]
Один из первых исследователей стресса в физиологии Ганс Селье, он определял стресс как универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители. Это значит, что и позитивные события (влюбленность, успехи в профессиональной деятельности и пр.), и негативные события (расставание с любимым человеком, потеря работы и пр.) физиологически выражаются совершенно одинаково. Как известно, Селье проводил эксперименты с крысами. Он подвергал этих животных воздействию различных факторов, названных позднее стрессорами. В результате был сделан вывод о том, что независимо от источника стресса организм реагирует одинаково. У крыс обнаруживалось значительное увеличение коры надпочечников, уменьшение или атрофия тимуса (вилочковой железы), селезенки, лимфатических узлов и других лимфатических структур, практически полностью исчезали эозинофильные клетки (разновидность лейкоцитов), появлялись кровоточащие язвочки в желудке и двенадцатиперстной кишке. Селье назвал данный феномен общим адаптационным синдромом и выделил следующие фазы данного синдрома: фазу тревоги с мобилизацией защитных сил, фазу сопротивления или резистентности как повышения устойчивости организма к воздействию различных стрессоров и фазу истощения.[16]
Понятно, что у человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители являются самыми частыми стрессорами. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям.
2.2 Психофизиология стресса
С физиологической точки зрения, краткосрочный стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а процесс, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями, адаптируется к изменяющимся условиям окружающей действительности. Свое пагубное влияние на психологическое и физическое здоровье человека стресс оказывает в ситуациях, когда он слишком силен или действует слишком долго. Рассмотренный выше общий адаптационный синдром является физиологическим ответом организма на стрессовое воздействие и свойственен в равной степени как животным, так и человеку. Однако, когда люди говорят, что испытывают стресс, они обычно подразумевают, что находятся в состоянии нервного напряжения, утомлены, расстроены, сердятся или подавлены. Поэтому мы можем говорить о том, что, в отличие от животных, реакция человека на стрессовое воздействие имеет сложную многоуровневую структуру, определяемую, в том числе, и психологической составляющей. Характер реакции человека на воздействие потенциального стрессора зависит от целого ряда причин и, прежде всего, от субъективной оценки человеком ситуации. Выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от человека, его опыта, ожиданий, личностных особенностей и т.д. Большое значение имеет оценка человеком угрозы, ожидание опасных последствий, которые содержит в себе ситуация. [17]
Невозможно постоянно находиться в состоянии стресса. Это неизбежно приведет к психоэмоциональному перенапряжению и, как следствие, к тяжелейшему кризису, выход из которого может быть печальным.
Человек может субъективно ощущать состояние стресса, но объективных предпосылок к этому может и не быть, и наоборот, субъективно находиться в состоянии психического благополучия, спокойствия, не осознавая объективную угрозу собственной безопасности или даже жизни.
Постоянная стрессовая нагрузка в профессиях, о которых говорилось выше, обусловлена действием двух факторов:
- работой в условиях действия стрессогенных факторов,
- необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень готовности к немедленным действиям.
Таким образом, специалист всегда находится в чуть более напряженном состоянии, чем обычный человек. Без соответствующей подготовки эта ситуация ведет к тому, что человек, работающий в такой профессии, теряет психологическое и физическое здоровье.
Организм человека справляется со стрессом тремя путями.
1. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего, определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.
2. Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству.
3. Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим, быстродействующим, стимулятором. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.[18]
Рассмотрев проблемы адаптации в экстремальных видах деятельности , приходишь к выводу о том, что основной функциональной реакцией на экстремальные ситуации является стресс. Стресс проявляется как защитная реакция организма на внешние раздражительные факторы. У стресса, кроме негативных составляющих, есть и плюсы. Благодаря стрессу, организм мобилизуется, психические и физиологические процессы, если стресс связан с деятельностью, имеют свойство ускоряться, помогая человеку справиться со сложной ситуацией. Быстрота анализа ситуации, принятия правильного решения, скорость выполнения поставленной задачи – вот основные критерии, которыми должен обладать человек, связанный с экстремальным видом деятельности. И стресс может являться хорошим помощником. Однако существуют отсроченные проявления стресса у людей, чья работа требует психоэмоционального напряжения, также существует понятие хронического стресса. Что это и как с этим справляться, поговорим в следующей главе.
Глава 3 Профессионализм и профессиональное здоровье
3.1 Профессиональный отбор
Рассматривая экстремальные виды деятельности, а точнее людей, которые связали свою жизнь с постоянным напряжением, большой ответственностью, постоянной готовностью к быстрым, решительным действиям, необходимо сказать о том, что далеко не все люди могут приспособиться к столь суровым условиям труда. Чтобы в необходимый критический момент быть уверенным в том, что сотрудник обязательно справится, сможет грамотно и квалифицированно действовать, перед приемом на работу происходит обязательный профессиональный отбор кандидатов. Как правило, профотборы проводят на завершающем этапе отбора кандидатов на занимаемые должности, связанные с экстремальными видами деятельности. Подразумевается, что физически и психически эти люди здоровы и не имели ранее каких-либо проблем в этих областях.
Профессиональный отбор — это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. Профессиональный отбор включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а также медицинское и психологическое обследование, — эти направления изучения человека часто выступают как самостоятельные виды отбора, которые, однако, тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.[19]
Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями. Различают четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
• Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.
• Физиологический отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков.
• Психологический отбор реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Такой отбор направлен на выявление задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.[20]
Основными задачами профессионального отбора и профессионального подбора являются:
• предотвратить поступление человека на работу к которой у него имеются противопоказания: не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным;
• отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, способных выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья;
• определить, к какому виду труда человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности.[21]
Специалисты по профессиональному отбору кандидатов, имеют в своем арсенале множество средств и методик. Как правило, это опытные психологи диагносты, хорошо знакомые с современными направлениям в психодиагностике. Нередко сами разрабатывают и внедряют в практику собственные методики профессионального отбора кандидатов в различные сферы деятельности. Для кандидатов на занимаемые должности в силовые структуры, профессиональный отбор будет жесче, нежели к кандидатам на должности в мирных профессиях.
3.2 Профессиональное развитие в экстремальных видах деятельности
Конечно, такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «профессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, является динамичным и многоуровневым процессом, который состоит из четырех основных этапов.[22]
Первый этап правомерно обозначить как этап формирования профессиональных намерений.[23] На этом этапе формируются интересы, связанные с определением дальнейшего профессионального пути в жизни человека.
Второй этап связан с профессиональным обучением будущего специалиста.
Этап профессионального обучения в разных случаях приходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17—24 года, когда осуществляется базовая профессиональная подготовка в учебном заведении. В то же время в современном мире стремительно развиваются технологии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается. В течение этапа профессионального обучения происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала. В целом, в период профессионального обучения происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.[24] На этом этапе формируются и структурируются необходимые для профессии навыки. Вырабатывается профессиональная пригодность. Этот этап заканчивается переходом к следующему этапу, профессиональной адаптации.
Этап профессиональной адаптации характеризуется двумя стадиями.
Первая – стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. На этой стадии особенно важна поддержка молодого специалиста, его обучение основам самопомощи при стрессовых ситуациях, рекомендовано психологическое сопровождение для тех видов деятельности, которые связаны с экстремальными ситуациями.
Вторая стадия — «вхождение в профессию». На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи.[25]
Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде. Этот этап связан и с периодом расцвета по возрастам. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35—40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.