Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательнаяорганизация "Национальный социальнопедагогический колледж".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально- педагогической деятельности)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области
социально-педагогической деятельности
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Рыжова Дарья Павловна
Преподаватель:
Драчева Юлия Александровна
Пермь - 2023
Задание 1:
Профессиограмма педагога дополнительного образования
Становление профессионализма опирается на общее психологическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Специфика профессионализма педагога наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель педагога.
Профессиограмма – документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования к специалисту – носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности; ядром профессиограммы является психограмма.
Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образования назначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы. В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.
Доминирующий способ мышления: адаптация – координация.
Профессиональная область: педагогика, культура.
По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ.
Доминирующий интерес: социальный.
Дополнительный интерес: артистический.
Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:
Cоциально-психологических механизмов взаимодействия людей;
принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;
о природо-, культуро- и социосообразности;
Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:
проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;
взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;
анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием; осознанного использования технологий обучения и развития человека.
Функциональные обязанности:
Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков
, развитие их социально- эмоционального мира.
Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности.
Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии.
Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.
Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы.
Соблюдает правила внутреннего распорядка.
Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.
Критерии успешности:
успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;
открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе;
составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ.
Неблагоприятные факторы деятельности:
Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается
Функциональные обязанности:
Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков
, развитие их социально- эмоционального мира.
Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности.
Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии.
Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.
Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы.
Соблюдает правила внутреннего распорядка.
Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.
Критерии успешности:
успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;
открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе;
составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ.
Неблагоприятные факторы деятельности:
Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается
со следующими неблагоприятными факторами:
психофизиологические: высокая вовлеченность и сосредоточенность;
физическая нагрузка;
высокая эмоциональная нагрузка;
социально-психологические: ответственность за жизнь детей.
Организационные основы деятельности педагога дополнительного образования:
Для педагога дополнительного образования законодательством предусмотрена 18- часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим педагогом.
Условия труда: в помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий
Уровень руководства:
Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.
Перспективы должностного продвижения: горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п.
Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии
(общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.
Требования к частной подготовке:
Знание нормативно-правовой базы педагогической деятельности, теории и истории общей педагогики
;
владение методами социально-педагогической диагностики, методами социально- педагогической поддержки, методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
Направления профессионального совершенствования:
готовность к новому, что появляется в теории и практике педагогики;
расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;
психофизиологические: высокая вовлеченность и сосредоточенность;
физическая нагрузка;
высокая эмоциональная нагрузка;
социально-психологические: ответственность за жизнь детей.
Организационные основы деятельности педагога дополнительного образования:
Для педагога дополнительного образования законодательством предусмотрена 18- часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим педагогом.
Условия труда: в помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий
Уровень руководства:
Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.
Перспективы должностного продвижения: горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п.
Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии
(общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.
Требования к частной подготовке:
Знание нормативно-правовой базы педагогической деятельности, теории и истории общей педагогики
;
владение методами социально-педагогической диагностики, методами социально- педагогической поддержки, методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
Направления профессионального совершенствования:
готовность к новому, что появляется в теории и практике педагогики;
расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;
личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.); стремление достичь в своей деятельности высшего уровня профессионализма – уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.);
самостоятельная занимается постановка целей своей профессиональной деятельности.
Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора
ЦДТ.
Медицинские противопоказания:
Противопоказаниями к деятельности - общие противопоказания педагогической деятельности:
сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);
нервные и психические заболевания;
инфекционные заболевания.
Пути получения профессии:
В настоящее время значительная часть педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования, после прохождения специальных курсов:
«повышения профессионального мастерства для педагогов со стажем работы до 1 года работы, свыше 5 лет» в НИРО. Данную профессию можно получить во многих колледжах, ВУЗах (приказ Минобразования РФ от 22. 09. 2008 г. № 264 утверждена специальность: педагог дополнительного образования -050710).
Профессия «педагог дополнительного образования детей» содержит в себе элементы таких профессий как социальный педагог, психолог, воспитатель.
Задание 2:
Педагог дополнительного образования учреждения образования несет ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся школы во время занятий, нарушение их прав и свобод.
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи учреждении образования.
Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности позволяет научить детей жить в согласии с природой, предвидеть ситуации, угрожающие их
самостоятельная занимается постановка целей своей профессиональной деятельности.
Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора
ЦДТ.
Медицинские противопоказания:
Противопоказаниями к деятельности - общие противопоказания педагогической деятельности:
сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);
нервные и психические заболевания;
инфекционные заболевания.
Пути получения профессии:
В настоящее время значительная часть педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования, после прохождения специальных курсов:
«повышения профессионального мастерства для педагогов со стажем работы до 1 года работы, свыше 5 лет» в НИРО. Данную профессию можно получить во многих колледжах, ВУЗах (приказ Минобразования РФ от 22. 09. 2008 г. № 264 утверждена специальность: педагог дополнительного образования -050710).
Профессия «педагог дополнительного образования детей» содержит в себе элементы таких профессий как социальный педагог, психолог, воспитатель.
Задание 2:
Педагог дополнительного образования учреждения образования несет ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся школы во время занятий, нарушение их прав и свобод.
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи учреждении образования.
Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности позволяет научить детей жить в согласии с природой, предвидеть ситуации, угрожающие их
здоровью, действовать в защиту себя и других людей, сформировать у воспитанников заботливое отношения к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, приобретению жизненного опыта.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.
В статье 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится:
«Педагогические работники обязаны: формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Решить эту проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, т. е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью человека.
Особую значимость данная проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые являются наиболее уязвимыми и представлены в большинстве своем лицами с девиантным поведением, лишенные родительской поддержки, имеющие негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. И задачей педагога дополнительного образования является научить воспитанника предвидеть опасность, распознать и классифицировать еѐ, избежать и правильно действовать в опасной ситуации.
Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом повышения требований к изучению основ безопасности жизнедеятельности и его освоения обучающимися, что достигается непрерывностью обучения на всех ступенях образования.
Воспитательная работа планируется и осуществляется опираясь на следующие
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.
В статье 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится:
«Педагогические работники обязаны: формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Решить эту проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, т. е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью человека.
Особую значимость данная проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые являются наиболее уязвимыми и представлены в большинстве своем лицами с девиантным поведением, лишенные родительской поддержки, имеющие негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. И задачей педагога дополнительного образования является научить воспитанника предвидеть опасность, распознать и классифицировать еѐ, избежать и правильно действовать в опасной ситуации.
Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом повышения требований к изучению основ безопасности жизнедеятельности и его освоения обучающимися, что достигается непрерывностью обучения на всех ступенях образования.
Воспитательная работа планируется и осуществляется опираясь на следующие
тематические блоки:
- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);
- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).
Для обеспечения условий безопасности для обучающихся, педагогом должна проводится большая профилактическая работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, предупреждения детского дорожного травматизма.
Мероприятия, посвящѐнные теме ПДД, всегда актуальны, т. к. данную необходимость диктует сама жизнь, и проводятся в каждом классе 2 раза в месяц.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность обучающихся, незнание ими Правил дорожного движения.
В рамках работы педагоги проводят игровые занятия для обучающихся «Знай правила движения как таблицу умножения». Дети закрепляют знания по ознакомлению с правилами безопасного поведения на дорогах.
Проводимые занятия сопровождают иллюстрациями, театрализацией, игрой и другими формами, т. к. только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний,
так необходимых ему. Любой ребенок быстрее поймет и усвоит ПДД, преподнесенные не только в обыкновенной беседе, а в сказке, дорожной викторине, игре и др.
Большое внимание необходимо уделять работе по формированию у воспитанников знаний и навыков пожарной безопасности.
Чтобы предотвратить трагедию очень важно научить детей, как вести себя при пожаре и как избежать несчастных случаев. С этой целью проводятся классные часы и воспитательские мероприятия на темы: «Как вести себя при пожарах», «Предметы - источники пожара», «Что необходимо пожарному», «Огонь – друг, огонь – враг»,
«Служба «01», «02», «03», «Опасные предметы в доме, квартире», «Как пользоваться бытовыми электроприборами» и другие. С целью развития социального поведения у детей в процессе формирования навыков и умений основ безопасности жизнедеятельности педагоги проводят внеклассные занятия «Огонь – друг, огонь –
враг». Дети знакомятся с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения, учились 5 соблюдать правила пожарной безопасности, обучались действиям при возникновении пожара.
Также на внеклассных занятиях нужно говорить детям, какие опасности подстерегают их дома, какие экстремальные ситуации могут быть в быту. Это помогает детям усвоить правила пользования предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, и др.).
Учитывая то, что наши дети особенные, такие беседы, напоминая с ними нужно проводить практически каждый день.
Также основными задачами по безопасности являются:
Обучение детей безопасному поведению в природе, знакомство с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года – гроза, гололед, наводнение и др.
Необходимо разработать цикл занятий, на которых педагог обучает детей навыкам оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, отморожениях; формирует у детей чувства осторожности (учит избегать опасных ситуаций, правильно падать и др.); оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, получают знания и представления о ядовитых растениях, опасных жидкостях; происходит знакомство с факторами, укрепляющими здоровье и факторами, разрушающими здоровье.
Одной из основных задач и требований к педагогу является сохранность жизни и здоровья детей в условиях образовательного учреждения зависит и конечно же успешные выполнения данных требований зависит от профессионально ориентированной деятельности персонала учреждения.
.В статье 41 п. 1 п.п. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что образовательная организация должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в ней. В связи с этим основой деятельности образовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение жизни и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья всех участников образовательной деятельности. При этом основными задачами образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности являются:
- обеспечение выполнения участниками образовательного процесса
Также на внеклассных занятиях нужно говорить детям, какие опасности подстерегают их дома, какие экстремальные ситуации могут быть в быту. Это помогает детям усвоить правила пользования предметами домашнего обихода (розетки, электроприборы, и др.).
Учитывая то, что наши дети особенные, такие беседы, напоминая с ними нужно проводить практически каждый день.
Также основными задачами по безопасности являются:
Обучение детей безопасному поведению в природе, знакомство с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года – гроза, гололед, наводнение и др.
Необходимо разработать цикл занятий, на которых педагог обучает детей навыкам оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, отморожениях; формирует у детей чувства осторожности (учит избегать опасных ситуаций, правильно падать и др.); оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, получают знания и представления о ядовитых растениях, опасных жидкостях; происходит знакомство с факторами, укрепляющими здоровье и факторами, разрушающими здоровье.
Одной из основных задач и требований к педагогу является сохранность жизни и здоровья детей в условиях образовательного учреждения зависит и конечно же успешные выполнения данных требований зависит от профессионально ориентированной деятельности персонала учреждения.
.В статье 41 п. 1 п.п. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что образовательная организация должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в ней. В связи с этим основой деятельности образовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение жизни и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья всех участников образовательной деятельности. При этом основными задачами образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности являются:
- обеспечение выполнения участниками образовательного процесса
требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
- формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
- организация транспортной безопасности при перевозке детей;
- обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.
Ответственность за безопасность обучающихся:
В образовательной организации должна быть установлена строгая ответственность, в соответствии с приказом руководителя, для учителей и воспитателей за жизнь и здоровье учащихся при передаче их из классов на занятия внеурочной деятельностью, в период проведения консультативных, кружковых занятий, во время прогулок, при сопровождении учащихся в культурные, спортивные и другие учреждения.
С целью обеспечения соблюдения учащимися правил безопасности при проведении практических, лабораторных работ, спортивных занятий, всех видов кружковой работы, занятий в кабинетах физики, химии, технологии, информатики учителя и руководители кружков должны иметь утверждённые в школе инструкции по правилам безопасности, которые должны быть вывешены для ознакомления в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале. В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.
Иногда травмы случаются из-за конфликтных ситуаций и драк. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей правовым нормам поведения в социуме, умению общаться друг с другом (умение выразить свое желание, выслушать желание другого человека, договориться и т. д.). Необходимо помнить, что предупреждение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях, на этапе их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми
, нарушение дисциплины,
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
- формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
- организация транспортной безопасности при перевозке детей;
- обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.
Ответственность за безопасность обучающихся:
В образовательной организации должна быть установлена строгая ответственность, в соответствии с приказом руководителя, для учителей и воспитателей за жизнь и здоровье учащихся при передаче их из классов на занятия внеурочной деятельностью, в период проведения консультативных, кружковых занятий, во время прогулок, при сопровождении учащихся в культурные, спортивные и другие учреждения.
С целью обеспечения соблюдения учащимися правил безопасности при проведении практических, лабораторных работ, спортивных занятий, всех видов кружковой работы, занятий в кабинетах физики, химии, технологии, информатики учителя и руководители кружков должны иметь утверждённые в школе инструкции по правилам безопасности, которые должны быть вывешены для ознакомления в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале. В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.
Иногда травмы случаются из-за конфликтных ситуаций и драк. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей правовым нормам поведения в социуме, умению общаться друг с другом (умение выразить свое желание, выслушать желание другого человека, договориться и т. д.). Необходимо помнить, что предупреждение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях, на этапе их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми
, нарушение дисциплины,