Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательнаяорганизация "Национальный социальнопедагогический колледж".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы других детей, затянувшееся выяснение отношений. При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: школа – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Но если конфликтная ситуация привела к нарушению здоровья обучающегося, отвечать придётся школе! Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же виновен будет учитель, поскольку он как представитель школы обязан предпринять все меры и не допустить причинение даже самого незначи- тельного вреда здоровью учащихся.
За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Если причинение вреда здоровью ребёнка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть намного серьёзнее, вплоть до уголовной ответственности.
Статьей 293 «Халатность» УК РФ предусмотрено, что причинение особо крупного ущерба наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Если следствием нарушения правил безопасности стала смерть ребёнка, то педагогу, ответственному за соблюдение этих норм, за совершённое деяние предусмотрено наказание принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Иногда причиной травмы может стать случайность.
Если администрация школы докажет, что факта недосмотра не было, то иск будет отклонен (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).
Но если конфликтная ситуация привела к нарушению здоровья обучающегося, отвечать придётся школе! Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же виновен будет учитель, поскольку он как представитель школы обязан предпринять все меры и не допустить причинение даже самого незначи- тельного вреда здоровью учащихся.
За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Если причинение вреда здоровью ребёнка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть намного серьёзнее, вплоть до уголовной ответственности.
Статьей 293 «Халатность» УК РФ предусмотрено, что причинение особо крупного ущерба наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Если следствием нарушения правил безопасности стала смерть ребёнка, то педагогу, ответственному за соблюдение этих норм, за совершённое деяние предусмотрено наказание принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Иногда причиной травмы может стать случайность.
Если администрация школы докажет, что факта недосмотра не было, то иск будет отклонен (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).
Задание 3:
Дополнительное образование вносит весомый вклад в воспитание и оздоровление детей и от педагога во многом зависит, насколько бережно и осознанно будут относиться дети к своему здоровью и безопасности жизни. Именно поэтому у каждого педагога в своей работе существует множество методик в обеспечении безопасности жизни и здоровья обучающихся, которые они используют в своуй работе.
Ситуация №1
На занятиях где ребенок продолжительное время увлечённо рисует, лепит ит.д, ушудшается осанка у ребёнка и чтобы улучшить осанку педагог применяет некоторые занятия, например:
Книга на голове. Наклоны головы. Написать наклонами головы (плавно) в воздухе цифры от 1 до 10)
Ситуация №2
В настоящее время значительной угрозой здоровью ребенка становится ожирение и малоподвижный образ, в связи с чем педагог на регулярной основе применяет в своей деятельности различные мероприятия по реализации программы «Здоровье» способствуют развитию морально-этических навыков (компетенций).
Среди них можно назвать:
Месячник «Да – здоровому образу жизни!»
оздоровительно-игровые программы
Данные занятия не только интересны детям, но и полезны, т.к. спорт – залог здоровья, а регулярные занятия формируют хорошую привычку, и в этом есть определенная заслуга педагога.
Ситуация №3
Особую опасность для детей представляет неправильное поведение на проезжей части, незнание основных правил пешехода, невнимательность, отвлечённость в местах быстрого движения транспорта, поэтому многие педагоги проводят различные занятия по изучению правил ПДД, задачей
Которых является формирование представления у детей о безопасности на улицах и дорогах.
«Мой друг светофор» - познавательная игра
Викторина «У дороги опасно»
конкурсы по изучению ПДД «Правила дорожного движения выполняй без возражения»
Задание 4:
1.Особенности инструментария педагога дополнительного образования в области
изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство является дисциплиной профессионального цикла и имеет неоспоримое влияние на процесс образования будущего педагога дополнительного образования. Развитие технических изобразительных и декоративных приемов и свободной кистевой росписи в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки педагогов – художников. Ценность любого художественного изделия и продукта творческой деятельности, в том числе и профессиональных произведений декоративно – прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий, всеми средствами художественного языка, присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практических занятиях. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно – эстетические достоинства рукотворного изделия.
Практические знания по декоративно-прикладному искусству – один из возможных путей приобщения студентов к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного педагога - художника, владеющего традиционным профессиональным мастерством. При формировании педагогического мастерства по большинству направлений традиционного прикладного искусства (художественному витражу, вышивке, свободной кистевой росписи, папье- маше, художественной росписи тканей, макетированию, скульптуре и др.) применяются следующие методы:
Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся разъяснения, при показе методических образцов на уроке, теоретические объяснения технологий традиционных и современных
Задание 4:
1.Особенности инструментария педагога дополнительного образования в области
изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство является дисциплиной профессионального цикла и имеет неоспоримое влияние на процесс образования будущего педагога дополнительного образования. Развитие технических изобразительных и декоративных приемов и свободной кистевой росписи в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки педагогов – художников. Ценность любого художественного изделия и продукта творческой деятельности, в том числе и профессиональных произведений декоративно – прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий, всеми средствами художественного языка, присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практических занятиях. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно – эстетические достоинства рукотворного изделия.
Практические знания по декоративно-прикладному искусству – один из возможных путей приобщения студентов к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного педагога - художника, владеющего традиционным профессиональным мастерством. При формировании педагогического мастерства по большинству направлений традиционного прикладного искусства (художественному витражу, вышивке, свободной кистевой росписи, папье- маше, художественной росписи тканей, макетированию, скульптуре и др.) применяются следующие методы:
Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся разъяснения, при показе методических образцов на уроке, теоретические объяснения технологий традиционных и современных
материалов. Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов. Деятельность студентов по этому методу направлена на усвоение передаваемой информации.
Метод проблемного изложения, который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования изобразительного и прикладного мастерства.
Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы студентов.
Исследовательский метод предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний. Также сущность исследовательского метода заключается в организации преподавателем поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Название этого метода предполагает совершенное усвоение студентами опыта творческой деятельности.
Метод поэтапного формирования мастерства в изобразительном и декоративно- прикладном искусстве предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения студентов.
В основу содержания учебных программ по изобразительному и декоративно- прикладному искусству положены следующие теоретические принципы: копирование образцов изделий мастеров народных промыслов, композиционного освоения ИЗО и
ДПИ, сочетания подходов к обучению ИЗО и ДПИ.
Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.
Преподавание ИЗО и ДПИ должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий дисциплин профессионального цикла: рисунка, живописи, композиции, скульптуры, методики преподавания изобразительного и декоративно- прикладного искусства. Раскрывание углубленного содержания специальности при использовании изобразительных и декоративных заданий по ИЗО и ДПИ способствует росту художественно – эстетического уровня студентов, их профессионального
Метод проблемного изложения, который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования изобразительного и прикладного мастерства.
Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы студентов.
Исследовательский метод предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний. Также сущность исследовательского метода заключается в организации преподавателем поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Название этого метода предполагает совершенное усвоение студентами опыта творческой деятельности.
Метод поэтапного формирования мастерства в изобразительном и декоративно- прикладном искусстве предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения студентов.
В основу содержания учебных программ по изобразительному и декоративно- прикладному искусству положены следующие теоретические принципы: копирование образцов изделий мастеров народных промыслов, композиционного освоения ИЗО и
ДПИ, сочетания подходов к обучению ИЗО и ДПИ.
Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.
Преподавание ИЗО и ДПИ должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий дисциплин профессионального цикла: рисунка, живописи, композиции, скульптуры, методики преподавания изобразительного и декоративно- прикладного искусства. Раскрывание углубленного содержания специальности при использовании изобразительных и декоративных заданий по ИЗО и ДПИ способствует росту художественно – эстетического уровня студентов, их профессионального
мастерства.
В учебный процесс внедряются методы активизации учебно – познавательной деятельности студентов в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов изобразительного и прикладного искусства. ДПИ представляет собой комплексную учебную дисциплину, занимающую приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего педагога- художника. Декоративно- прикладное искусство как учебная дисциплина усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по рисунку, живописи, композиции, цветоведения и колористики, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности студентов. В результате, художественный уровень квалификационных работ выпускников учебного заведения поднимается до подлинных произведений народного декоративно – прикладного искусства.
Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения декоративно-прикладному искусству и воспитании подрастающего поколения, формирует у студентов более высокий уровень профессионального мастерства по различным видам традиционного прикладного искусства.
Изобразительное искусство и ДПИ играет важнейшую роль в формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.
Для изобразительного искусства и ДПИ, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором
В учебный процесс внедряются методы активизации учебно – познавательной деятельности студентов в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов изобразительного и прикладного искусства. ДПИ представляет собой комплексную учебную дисциплину, занимающую приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего педагога- художника. Декоративно- прикладное искусство как учебная дисциплина усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по рисунку, живописи, композиции, цветоведения и колористики, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности студентов. В результате, художественный уровень квалификационных работ выпускников учебного заведения поднимается до подлинных произведений народного декоративно – прикладного искусства.
Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения декоративно-прикладному искусству и воспитании подрастающего поколения, формирует у студентов более высокий уровень профессионального мастерства по различным видам традиционного прикладного искусства.
Изобразительное искусство и ДПИ играет важнейшую роль в формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, уважительного отношения к культуре своего и других народов. Создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Культурное самовыражение является одной из общепризнанных в мире компетенций, поэтому значительная часть образовательного процесса по изобразительному искусству отводится освоению языков пластических искусств и их закреплению в художественно-творческой деятельности.
Для изобразительного искусства и ДПИ, как и для других предметов эстетического цикла, характерна важная особенность: ему невозможно обучать, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором
произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача учителя. Культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, наполненное красотой и смыслом. Современный процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект - субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе
– на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.
Для реализации названных подходов рекомендуется использовать технологию проблемного обучения, технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.
Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий.
Главный вывод, который следует из вышеизложенного материала, заключается в следующем: достижению цели обучения студентов декоративно - прикладному искусству способствует оптимальное соответствие художественного – стилевого содержания программы и методов обучения, направленных на реализацию этого содержания.
2. Диагностические инструменты педагога дополнительного образования
Диагностический инструментарий – это совокупность педагогических методик, для организации оценки достижений обучающихся. Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога.
В дополнительном образовании диагностический процесс предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянное сопровождение образовательного процесса, что является эффективным педагогическим средством активизации деятельности обучающихся, понимания обучающимся критериев и
– на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.
Для реализации названных подходов рекомендуется использовать технологию проблемного обучения, технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.
Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий.
Главный вывод, который следует из вышеизложенного материала, заключается в следующем: достижению цели обучения студентов декоративно - прикладному искусству способствует оптимальное соответствие художественного – стилевого содержания программы и методов обучения, направленных на реализацию этого содержания.
2. Диагностические инструменты педагога дополнительного образования
Диагностический инструментарий – это совокупность педагогических методик, для организации оценки достижений обучающихся. Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога.
В дополнительном образовании диагностический процесс предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но и постоянное сопровождение образовательного процесса, что является эффективным педагогическим средством активизации деятельности обучающихся, понимания обучающимся критериев и