Файл: Дисциплина Родной язык Практическое занятие Обучающийся Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Родной язык
Практическое занятие 2.
Выполнил:
Обучающийся
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Спишите слова, расставьте в них ударение. (Ударные буквы выделены заглавными)
ЗнАмение, зимОвщик, зАсветло, заИндеветь, вероисповЕдание, кладовАя, дОнизу, ненадОлго, Обнял, христиАнин, Иконопись, вЕчеря
Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.
Ефим был христианин и, как полагается по вероисповеданию, после вечерни стал читать молитву, глядя на иконопись. В руке он держал крестик, считая, что это знамение. Крестик подарил ему когда – то отец, наказывая жить честно, в мире с богом. Лёг Ефим спать, вспоминая лицо отца, его заиндевелую на морозе бороду и ненадолго появляющуюся улыбку. Встал, как всегда, засветло, обнял иконопись и пошёл в кладовую, донизу забитой вещами.
Произведите фонетический и морфемный разборы слов: знамение, кладовая, донизу.
Транскрипция слова: [знам’ин’ий’э]
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный,
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный,
а — [а] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный,
е — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный,
и — [и] — гласный, безударный
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный,
[э] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.
Транскрипция слова: [кладавай’а]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный,
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный,
а — [а] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный,
о — [а] — гласный, безударный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный,
а — [а] — гласный, ударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный,
[а] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.
Транскрипция слова: [дон’изу]
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный,
о — [о] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий парный,
и — [и] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный,
у — [у] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 6 звуков.
Части слова: знамение
Состав слова:
знамени — корень,
е — окончание,
знамени — основа слова.
Части слова: кладовая
Состав слова:
клад — корень,
ов — суффикс,
ая — окончание,
кладов — основа слова.
Части слова: донизу
Состав слова:
до — приставка,
низ — корень,
у — суффикс,
нет окончания,
донизу — основа слова.
Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный | мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить. | гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал. |
1. Античная мифология, классический язык, врождённый талант, прирождённый ум, гостеприимный хозяин, радушный человек, хлебосольный приём, губительное действие, пагубное влияние, единый миг, один момент, длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, долговременный кредит, продолжительный период.
2. Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки, найти опору, обрести поддержку, обнаружить закономерность, открыть закон, доказать теорему, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
Добрый человек - добротный дом, дружеская встреча – дружественные страны, дефектный прибор - дефективный ребенок, конструкторский отдел - конструктивное предложение, эффектный костюм - эффективный метод; блудить украдкой - блуждать по городу, отражать действительность - отображать реальный мир, проводить операцию - производить потомство, представить гостя - предоставить слово, опробовать новое оборудование - апробировать новые методы; укрывать одеялом ребенка - скрывать правду, осудить поступок - обсудить планы на будущее; техническое новшество - музыкальная новинка сезона, собирать урожай - урожайность картофеля, существо вопроса - передать вкратце сущность разговора.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.
А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять.
(Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)
Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)
1). Из первого текста я получила информацию о том, что большинство слов русского литературного языка могут употребляться в любом стиле речи.
Из второго текста я узнала о происхождении прилагательного «синий».
Из третьего текста я узнала, почему птицу называют снегирь.
Из четвертого текста я знала, что такое витамин.
К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
2). Данные тексты относятся к научному стилю речи, так как они содержат научные знания и точно передают научную информацию.
Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.
3). Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия любой сферы деятельности. Слова – термины: прилагательное, суффикс, основа, глагол.
Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
4). Слова в текстах употребляются в прямом значении. Преобладает терминологическая лексика.
Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.
5). Для научного стиля речи характерны сложные предложения.
Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.
Я, ты, он, она, вместе - целая семья!
Лес рубят, щепки летят.
Ходить за тридевять морей.
До чего красив снегирь, солнце рядом тускнет вмиг.
Цвет неба, цвет морей и васильков,
И цвет мечты – неотразимо синий!
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.
Вульгарное арго, рискованное антраша, звучащий. банджо, выдержанный бри, опасный динго, красивое драпри, яркий индиго, юный кабальеро,
Большой гну, забавный гризли, крошечная колибри, бескрылая киви-киви, остроумный конферансье, маленький кули, прохладное мацони,
Уважаемый кюре, сочное манго, молодой марабу, седой маэстро, прекрасная пери, старый рантье, заброшенное ранчо, матовое габбро, справедливый рефери, маленькая цеце, увлекательное шоу, установленное эмбарго.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения. Укажите известные вам орфограммы и пунктограммы. Напишите рецензию на данный отрывок.
Про то что в (М,м)ертвом море можно читать газету написа(н,нн)о во всех справочниках всех пут_водителях всех брош_рах всех стран мира на всех мысл_мых языках. Для наглядност_ часто печатают и фотографию (н_)кто толстый в очках улыбаясь покач_ваясь на воде как если бы он сидел дома в кресл_ действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва(ли) (н_)половина стр_дальцев (на)всегда вылечивается после мес_чного курса на (с,з)дешних курортах. Курорты (н_)дешевы но кам_нистые берега обширны пусты(н,нн)ы и бе_платны для всех а езды сюда от Иерусалима сорок минут.
С детства помню вопрос из Занимательной географи_ в каком море нельзя утонуть? Утонуть в (М,м)ертвом море правда так же затруднит_льно как нырнуть с надувным кругом вода в десять раз соло(н,нн)ее (С,с)ред_земноморской выталкивает (на)верх. За(то) если капля ее поп_дет в глаз человек потом годы ра(с,сс)казывает об этом пр_ятелям наглядно изобр_жая перенесе(н,нн)ые им ужасы и муки. На вкус она горька и соло(н,нн)а так что этого то(же) (н_)забуд_шь. Купальщики (н_)брызгаются а торжестве(н,нн)о и стра(н,нн)о плавают в сидяч_м положени_ как если бы под ними были (н_)вид_мые стулья. На берегу к_русели с прес_ной водой после моря и душа ощущение полного перерождения как(будто) вам дали новое легкое (н_)ноше(н,нн)ое тело с ш_лковой кож_й. И (н_)возможно (н_)вспомнить (н_)задумат_ся о темн_м смысл_ сказк_ о ворон_ который должен был куда(то) слетать и пр_нести мертв_й воды и живой воды что(бы) во_кресить убитого. И (н_)возможно (н_)думать о всех и_целениях во_крешениях пр_ображениях которыми полна история этой земли.
(По Т.Толстой)
Про то, что в Мертвом море (имя собственное) можно читать газету, написа