Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расчетное усилие S для приводного вала конвейера определяется по формуле
, (1)
где - натяжение в набегающей на приводной барабан ветви ленты, – натяжение на сбегающей ветви. Они измеряются в Н.
В конвейерах, как правило, верхние грузовые ветви ленты являются набегающими на приводной барабан, а нижние холостые – сбегающими.
При известном вращающем моменте Т на приводном валу усилия и можно определить, решая систему уравнений:
(2)
где – вращающий момент на приводном валу, измеряется в Н∙м, – диаметр барабана в мм, – коэффициент, зависящий от типа конвейера.
Для ленточного конвейера с чугунным или стальным барабаном значения коэффициента равны:
1,44 – при очень влажной атмосфере,
2,08 – при влажной атмосфере,
3,00 – при сухой атмосфере.
Консольными нагрузками для приводного вала являются:
-
сила от муфты при соединении выходного вала редуктора с приводным валом посредством компенсирующей муфты, -
– консольная сила от цепной передачи при ее установке между редуктором и приводным валом, -
– окружное усилие, -
– радиальное усилие, -
– осевое усилие.
Усилие определяется по зависимости
, (3)
где - окружное усилие в муфте, измеряемое в Н, определяется по формуле
, (4)
здесь – расчетный крутящий момент на муфте в Н∙мм, – диаметр муфты.
При установке между редуктором и приводным валом компенсирующей муфты сила , создаваемая ею, принимается в качестве силы неопределенного направления. Поэтому для приводного вала отдельно рассматривается нагружение (рис. 4 а), б)), определяются реакции опор и , а также строится эпюра изгибающего момента от данной силы. Тогда для наихудшего случая результирующая реакция наиболее нагруженной опоры, например А равна и результирующий изгибающий момент в соответствующем опасном сечении вала равен .
После этого проводится проверочный расчет шпоночного соединения на смятие, по динамической грузоподъемности проверяется предварительно выбранный радиальный сферический двухрядный шарикоподшипник наиболее нагруженной опоры и в опасном сечении выполняется проверочный расчет вала на сопротивление усталости.
На валах устанавливают вращающие детали: зубчатые колеса, шкивы, звездочки и т.д. Вал передает вращающий момент и поддерживает сидящие на нем детали, поэтому работает на кручение и изгиб. Валы должны быть прочными, жесткими, упругими и хорошо обрабатываться. Их изготовляют из углеродистых и легированных сталей. Валы при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения. Основными критериями работоспособности валов является усталостная прочность, жесткость и виброустойчивость. Прочность – способность детали сопротивляться разрушению (при хрупких материалах, например чугун) или возникновению пластичных деформаций (при пластичных материалах, например сталь) под действием приложенных к ней нагрузок. Жесткость – способность детали сопротивляться изменению ее размеров и формы под действием нагрузки. Недостаточная изгибная жесткость валов нарушает надежную работу передач и приводит к снижению работоспособности механизма. Виброустойчивость - способность детали или конструкции работать в заданном диапазоне режимов без недопускаемых колебаний. Вибрация валов снижает качество работы механизма, создает шум, уменьшает долговечность подшипников и передач.
1.4 Очистители ленточных конвейеров
«Для обеспечения нормальной работы конвейера и повышения срока службы ленты необходима очистка поверхности ленты и барабанов от налипших частиц транспортируемого груза. В ленточных конвейерах применяются следующие очистительные устройства: скребковые, щеточные, роликовые, вибрационные, гидравлические, пневматические и комбинированные.
Рис. 5. Скребковое очистительное устройство конвейерного типа: 1 – скребок; 2 – цепь. [15]
Скребковые очистители широко применяются для слабо налипающих сыпучих грузов. Они наиболее просты, долговечны и легко могут быть заменены при износе. Скребки выполняются из металла, пластмассы и эластичных материалов, например протекторной резины.
Щеточные очистители применяются для очистки сыпучих слабо налипающих грузов. Для обеспечения более качественной очистки их применяют в комбинации со скребками грубой очистки.
Вибрационные очистители без вибратора и с вибратором применяются для очистки ленты от сыпучих материалов, легко отделяются от ленты при встряхивании ( сухой песок, уголь и т.п.).
Гидравлические и пневматические очистители основаны на смывании или сдувании частиц, налипших на ленту. Они устанавливаются на нерабочей ветви ленты вблизи приводного барабана и применяются главным образом в комбинации со скребковыми, щеточными и роликовыми устройствами, образуя комбинированный метод очистки ленты.» [15, с.141].
-
Расчет приводного вала ленточного конвейера
2.1 Исходные данные
Вариант 4.
-
Частота вращения приводного вала n =60 об/мин. -
Вращающий момент на приводном валу Т =940 Н∙м. -
Диаметр барабана Dб = 600 мм. -
Для соединения выходного вала редуктора с приводным валом принята цепная муфта, передающая максимальный крутящий момент 1400 Н∙м. Расчетный крутящий момент на муфте Тр = 1120,6 Н∙м. -
Расчетный срок службы [Lh] = 30000 ч.
2.2 Предварительный расчёт приводного вала
Предварительный расчет валов ведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Диаметр выходного конца приводного вала определяется по формуле([2], 8.16):
, (5)
где – допускаемое напряжение на кручение, МПа;
.
Получаем:
Принимаем .
Диаметр вала под уплотнением
; (6)
Принимаем .
Диаметр вала под подшипники .
Диаметр вала для упора подшипников
; (7)
Принимаем .
Диаметр вала в зоне посадки ступицы барабана .
Величины t и r принимаем по ([5], с.42): , , .
2.3 Определение усилий
Величину Fм определим по зависимостям (4) и (3), где :
,
Принимаем .
Расчетное усилие S определяем по формуле (1), а усилия и определяются из системы уравнений (2), коэффициент :
;
;
;
;
;
2.4 Определение опорных реакций, возникающих в подшипниковых узлах приводного вала и проверка долговечности подшипников
Схема нагружения приводного вала представлена на рисунках 3а и 4а.
Пусть заданы расстояния: а=162 мм, b=160 мм, с=410 мм, d=160 мм.
Определяем опорные реакции от действия усилия S (рис. 4а):
;
;
;
;
.
Рис. 6 Cхема нагружение приводного вала
Определяем опорные реакции от действия усилия Fм (рис. 6):
;
;
Проверка:
0 = 0
Подбор подшипников осуществляется по наиболее нагруженной опоре.
;
Для установки на приводной вал принимаем шариковые радиальные сферические двухрядные подшипники средней серии 1315, имеющие следующую характеристику:
d = 75 мм; D = 160 мм; В = 37 мм; С = 80 кН; С0 = 40,5 кН.
Номинальная долговечность подшипника, млн. об., определяется по формуле ([2],9.1)
, (8)
где – динамическая грузоподьемность подшипника, кН;
- эквивалентная нагрузка, кН;
– показатель степени; для шариковых подшипников .
Номинальная долговечность подшипника в часах определяется по формуле ([2], 9.2):