ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Воспитание ответственного отношения к учению
Одна из главных забот родителей – это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и для будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребенка к школе, дали нужный настрой с первых дней учебы.
С раннего детства семья должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы. Очень рано в жизнь ребенка приходит книга. Любовь к книге прививает прежде всего семья: это чтение сказок, походы в детскую библиотеку, покупка книг в магазине, объяснение картинок и т. д. Психологическую подготовку к школе также ведут родители, объясняют детям, что их ждут новые обязанности, новые требования к дисциплине, к режиму дня. Родители воспитывают у детей качества, необходимые для успешной учебы: аккуратность, внимание, волю, коллективизм, любознательность, настойчивость; развивают память, правдивость и честность, прилежание, трудолюбие. Оформляют уголок ребенка, закаливают его физически, приучают к дисциплине и порядку.
Учение – это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, к рассказу ребенка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности у их ребенка, и могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению. Детская лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашних заданий, это может привести к отставанию и даже к второгодничеству.
Родители должны заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему.
Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Работе (делу) – время, потехе – час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять на потом. Иногда ребенок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания. Родители должны показать практические приемы его выполнения:
разобрать с ребенком условие задачи или упражнения, помочь в работе над картой, подсказать, как выучить стихотворение, подбодрить ученика, укрепить его веру в свои силы, послушать его пересказ текста учебника, помочь найти ответы на вопросы. Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребенок овладевает навыками учебного труда.
Иногда учение дается слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и вырабатывать у школьника трудолюбие.
Нельзя допускать, чтобы ученик выполнял задание только «от» и «до». Надо побуждать его расширять свои знания, искать ответы не только в учебнике, но и в другой литературе: справочниках, энциклопедиях, журналах и т. д.
Часто родители заставляют ученика переписывать заново работу, выполненную небрежно. Это крайне редко надо делать: только в том случае, если вы видите здесь «злой умысел» скорее бежать гулять. Но часто небрежность – это результат утомляемости, и не надо за это наказывать: кроме того, переписывание может развить безответственное отношение к делу: «Подумаешь! Напишу плохо, возьму и переделаю!». Пусть небрежная работа будет оценена более низкой оценкой. Это подтолкнет ученика впредь стараться писать аккуратно.
Великая организующая сила – режим дня, правильное чередование занятий, труда, спорта, домашнего чтения и т. д.
Ребенку также необходимы нормальные условия для занятий. Он должен иметь свое рабочее место, где может готовить уроки, читать без помех, где на полке есть его учебники и письменные принадлежности.
Кроме того, ученика не следует освобождать от обязанностей по самообслуживанию и труду в доме. Этому тоже должно быть время в режиме дня. Младшие школьники должны заниматься дома уроками 1,5–2 часа, старшие – от 2 до 3 часов в день. Время приготовления уроков для тех, кто учится в первую смену, – от 16 до 19 часов, для тех, кто учится во вторую, – с 9 до 12 часов. Свободное от учебных занятий время – это время для чтения, спорта, музыки, конструирования, рисования, помощи семье, общественно-полезных дел. Старшие школьники могут работать в саду, огороде, ухаживать за домашними животными.
В режиме дня есть время для утреннего и вечернего туалета, для закаливания организма. Сразу же после подъема дети должны делать зарядку, принимать душ или обливаться водой комнатной температуры, мыть лицо и руки, уши, шею, чистить зубы. Перед сном личная гигиена повторяется. Спать ребенок должен ложиться в одно и то же время. Этот порядок должен стать привычным и не нарушаться.
Уголок ребенка: он расположен поближе к свету и солнцу. Здесь его игрушки, книги, учебники, тетради. Здесь должен быть стол, стул, полки или этажерка, все по росту ребенка, чтобы было удобно сидеть, не сутулиться. Можно повесить цветные репродукции: пейзажи, натюрморты, изображения животных. Здесь же могут быть аквариум с рыбками, комнатные растения, за которыми ухаживает сам ученик. Все это воспитывает любовь к природе, наблюдательность, хороший эстетический вкус, трудовые навыки.
Необходимо приучить ребенка следить за чистотой своего стола, убирать учебники, не раскладывать лишние предметы и т. д.
Аккуратность – это черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности.
Родители должны требовать от детей бережного отношения к учебным пособиям, оборудованию, инструментам. Школьники уже сами могут чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы и вешалки, содержать в порядке свои книги и учебные принадлежности. Эти правила надо постоянно напоминать детям, пока у них не выработаются устойчивые навыки и привычки. Надо следить, чтобы дети не делали в учебниках пометки, чтобы записи в тетради и дневнике были аккуратные. Надо внушать детям, что аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротные вещи, с таким человеком приятно окружающим, от него веет чистотой и опрятностью.
Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание привлекается к каким-либо предметам или явлениям само по себе, независимо от усилий с нашей стороны. Обычно это что-то яркое, необычное, интересное.
Но для того чтобы сделать намеченное дело, достичь поставленной цели, приходится заставлять себя быть внимательным, проявлять усилие воли. Это произвольное внимание.
Учение – важнейший способ тренировки и развития произвольного внимания у детей. Младшим детям и подросткам свойственны неустойчивость интересов, импульсивность поступков, склонность отвлекаться и уходить от важных, но малоувлекательных дел. Лишь в юношеском возрасте, когда определяются интересы и стремления, накапливается опыт сосредоточенной работы, произвольное внимание достигает высокого уровня. Важная задача родителей – учить ребенка быть внимательным. Внимание можно тренировать в игре, в выполнении обязанностей по дому, в соблюдении режима дня, в совместных занятиях детей и родителей:
прогулках на природе, уходе за животными и растениями, при обсуждении книг и телепередач. Родители должны во всех этих делах побуждать ребенка отвечать на вопросы: что? где? когда? сколько? Что запомнилось в передаче, кино, книге?
Воля – это ценнейшее качество, которое ведет человека к поставленной цели, дает силы для преодоления трудностей на своем пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от чего-то, делать то, что нужно, даже если ему этого не хочется.
Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается воспитанием.
К. Д. Ушинский, великий русский педагог, говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю».
Нельзя все разрешать, но и нельзя все запрещать. Постоянные одергивания, запреты могут воспитать безволие.
В школе ребенок попадает в коллектив, и здесь он должен соблюдать правила, выполнять различные роли, осознавать, что такое «я» и «мы». Это тоже служит воспитанию воли, умению жить среди людей.
Самообслуживание и труд по дому также тренируют волю. Ребенку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать разные затруднения – и на каждом шагу одерживать победу над собой, пренебрегать соблазнами, поступать не так, как хочется, а так, как необходимо.
Память – это уникальная способность человеческого мозга накапливать огромное количество впечатлений, сведений, знаний. Все случайное и ненужное забывается, иначе бы память была сильно перегружена. Но и важные сведения могут забываться, если не тренировать память. Память не дана человеку от рождения готовой и совершенной, она вместе с ним растет и развивается. Развивать память ребенка – очень важная задача родителей. Иногда родители удивляются, почему их ребенок, став школьником, плохо запоминает и быстро забывает. А дело здесь в том, что с ранних лет он не приучен напрягать свою память. Еще до школы надо тренировать детей пересказывать сказки и детские книжки, учить стихи и песенки, запоминать правила игры, приемы выполнения той или другой работы, то есть развивать у них произвольную память.
Например: ребенка просят рассказать сказку, прослушанную по радио или прочитанную в книге. Чтобы он не упустил главного
, ему советуют сначала рассказать о добрых героях сказки, затем – о злых, и наконец, о том, как добрые одержали победу над злыми. Из многих героев сказки он выбирает тех, которые подходят к одной группе и к другой. Он учится таким образом сопоставлять сходные явления, находить общие черты, видеть различие.
Запомнить – это прежде всего понять смысл, сущность и последовательность событий.
Запомнить – это закрепить понятое с помощью упражнений и повторений.
Для того чтобы хорошо запомнить формулу, надо решить много задач, сделать множество вычислений.
Чтобы воспроизвести текст стихотворения, надо заучивать его по частям, а затем несколько раз повторять его в целом.
Детям часто кажется, что они запомнили урок сразу и что учить его не надо. У таких детей нет усидчивости, они не приучены напрягать свою память.
У некоторых детей есть представление, что заучивание – это зубрежка. На самом деле зубрежка – это чисто механическая работа памяти, которая дает непрочное запоминание, так же как и схватывание «на лету», не подкрепленное дальнейшей работой.
От семьи во многом зависит, научится ли ребенок думать и осмысливать все то, что он приобрел на уроке, из книг и собственных впечатлений. Это тесно связано с терпением, усидчивостью и внимательностью.
Дома надо побуждать учащихся применять свои знания. Например, знания по биологии – при уходе за растениями и животными; по физике – при починке электроприборов; по математике – при различных расчетах на приобретение необходимого в магазине.
Старшеклассники выбирают будущую профессию. Это приводит их к осознанной работе по запоминанию нужного материала для поступления в различные средние и высшие учебные заведения. Если у них развита память, они делают это успешно.
При выполнении домашних заданий в некоторых семьях большую часть работы родители берут на себя. Они стараются оградить сына или дочь от напряжения сил и от переживаний. Детям это приносит большой вред, задерживает их развитие. Огромный вред наносят родители, покупая различные «решебники» с домашними заданиями по математике, физике и химии, с готовыми сочинениями по литературе.
Выполнение домашних заданий – это серьезный труд души: памяти, воли, внимания, – и ребенок должен через это пройти сам, хотя и с помощью родителей. В чем она может заключаться?
1) В организации рабочего места.
2) В соблюдении режима дня школьника.
3) В советах, как правильно учить уроки.
Например: