Файл: Воспитание ответственного отношения к учению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) Не следует подряд выполнять все устные задания, а затем – все письменные. Или: сначала – все легкие, а затем – все трудные; занятия надо чередовать.

б)Начинать с изучения правила, закона, теоремы, а затем уже писать упражнение или решать задачу.

в) Через каждые 30–40 минут делать перерывы на 5–10 минут.

г) Не надо сразу после школы браться за уроки. Сначала надо пообедать, погулять на свежем воздухе, развлечься, отдохнуть.

д) Трудные задания надо еще раз повторить перед школой.

е) Садиться за уроки надо в одно и то же время и не отвлекаться.

Если эти правила соблюдать регулярно, ученик привыкнет к обязанности «учить уроки» и в школе будет чувствовать себя спокойно и уверенно.

Дневник ученика – это контрольный документ, где ученик записывает домашние задания, учитель ставит оценки, а родитель должен его ежедневно просматривать и раз в неделю подписывать. Это очень важный документ, это мост между школой и семьей. Он помогает оценить учебную работу ребенка дома и в школе. Родитель может увидеть, насколько его сын или дочь дисциплинированны, как они относятся к учителям, товарищам по школе.

Но дневник выполняет свою роль только в том случае, если родители в него заглядывают не от случая к случаю, а реагируют вовремя на замечания учителей. В идеале ребенок сам должен ежедневно показывать родителям свой дневник, а не ждать их просьбы.

Как учатся дети? Это одна из главных забот родителей. А учатся они не только на уроках, но и в кружках. Есть в школах кружки по учебным предметам, краеведческие, технические, художественные и спортивные. Кружковая работа проводится также в Домах детского творчества, на станциях юннатов, во Дворцах культуры и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Какой кружок выбрать? Обычно подростки хотят быть во многих кружках, но от такой разбросанности мало пользы. Нормально посещать 2 предметных кружка или 1 кружок и 1 спортивную секцию, а также участвовать в художественной самодеятельности. Важно только, чтобы внеклассные занятия не мешали учению и не отражались на здоровье детей.

Когда у подростка есть ярко выраженный интерес, например к математике, технике, искусству, тут выбор кружка ясен.

Но чаще всего дети среднего и даже старшего школьного возраста не могут выбрать, чем заниматься в свободное время. Здесь на помощь приходит союз семьи и школы. Учителя могут знать о ребенке то, чего не знают родители, и наоборот. Вместе они могут подметить интересы и склонности детей и дать продуманный серьезный совет. Часто бывает так, что занятия в кружке приводят человека к будущей профессии.


Неуспеваемость – это недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учебе.

Знания таких детей отрывочны и бессистемны. Если вовремя не оказать им помощь, то это приведет к второгодничеству.

Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учебе. Но если ребенок нормален от рождения, то он имеет полную возможность успешно учиться. Отставание в учении, как правило, есть результат неправильного воспитания.

Например: а) ребенок плохо подготовлен к школе; б) не пробужден интерес к учению; в) в семье не созданы условия для нормальных занятий; и т. д.

Подготовка к школе не сводится к тому, чтобы обеспечить ребенка формой и учебниками. Он должен прийти в школу с достаточным запасом знаний и впечатлений об окружающей жизни. Эти знания должны дать ему родители. Это их беседы, обстоятельные ответы на тысячи «почему?», чтение и обсуждение доступных пониманию ребенка книг, объяснение разных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей и т. д.

Однако, как бы ни был развит и любознателен ребенок, учение в школе требует волевых усилий и умения трудиться, быть ответственным и организованным. И здесь опять уместно сказать о режиме дня, организации уголка школьника и постоянном контроле за школьными успехами.

Если все же появилось отставание, надо встретиться с учителем, узнать причину и помочь ликвидировать пробелы.

Часто неуспевающими становятся из-за лени. Здесь надо воспитывать и убеждением, и наказанием. Надо создать такую обстановку в семье, чтобы ребенку было стыдно лениться. Постоянный пример родителей – лучшая форма убеждения. Надо видеть и поощрять даже небольшие сдвиги в учебе в лучшую сторону. Надо реально относиться к способностям своих детей. Одного за «4» по математике надо ругать, так как он может иметь «5», а другому за трудовую «тройку» надо сказать «Молодец!». Ни в коем случае не допускать оскорблений: «Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь!» и т. п.

Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать надо все предметы: «Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?» или «Физика – это дело, а без знания о народниках и о Достоевском я проживу!». Задача родителей – доказать детям, что однобокое развитие приводит к узости кругозора, мешает получить хорошее образование и как следствие – мешает найти хорошую работу и устроиться в жизни.



Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому или они пропадают целыми днями в спортивной секции. Задача родителей – упорядочить эти занятия. Полезно использовать и памятки учащимся при подготовке домашних заданий. Например:

Памятка № 1

Как готовить домашние задания

– Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания.

– Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16–17 часов, а если во II – то с 8–9 часов).

– Готовь уроки всегда в одном и том же месте.

– Правильно организуй свое рабочее место, убери все лишнее со стола, выключи радио и телевизор.

– Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй легкие предметы.

– Через 30–40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10–15 минут.

– Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся.

– Пользуйся словарями и справочниками.

– После выполнения письменной работы тщательно проверь ее. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик.

– Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя.

– Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, теоремы, законы.

– После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде.

Есть специальные памятки, которые можно взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории, географии» и т. д.

Родитель вправе обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребенок пропустил занятия по болезни или ему трудно дается предмет. Можно попросить помощи у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить разъяснение того или иного материала.

После лекции учителя на этом собрании надо организовать беседу с родителями по обмену опытом. Для этого классный руководитель может использовать следующие вопросы:


1) Как вы оборудовали ученику рабочее место?


2) Есть ли там «Режим дня» вашего ребенка? Как вы следите за его выполнением?


3) Проверяете ли вы выполнение уроков, в какой форме, как часто, в какое время?


4) Делает ли уроки ребенок сам или только в вашем присутствии? В чем состоит ваша помощь?



5) Как вы поощряете (наказываете) ребенка за его успеваемость? Как вы оцениваете его способности?


6) Посещают ли ваши дети кружки и секции? Какие? Когда? Что это дает вашему ребенку?


7) Как вы следите за внеклассным чтением ученика?

8) Ваш контроль за просмотром телепередач, за играми на компьютере.


9) Какие задачи в учебе вы ставите своему ребенку? Как добиваетесь их выполнения?

10) Ваша работа с дневником ученика.


11) В чем состоит ваша связь со школой?

12) Есть ли у вашего ребенка качества, необходимые для успешной учебы: воля, прилежание, аккуратность, работоспособность, память, любознательность, настойчивость. Как вы их вырабатываете?


13) Правдивы ли ваши дети? Всегда ли честно говорят о своих учебных делах, об оценках?


14) Какие вопросы воспитания детей вас волнуют? О чем бы вы хотели послушать на родительском собрании?


15) С учителями каких предметов вы бы хотели встретиться на собрании?

И т. д.

Дети должны по совету родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда».

Памятка № 2

Правила умственного труда

1) Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.

2) Не занимайтесь более 1,5–2 часов подряд.

3) Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

4) Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть свое место.

5) Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.

6) Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).

7) Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.

8) Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).


Можно дать учащимся памятку: «Как слушать учителя на уроке».

Памятка № 3

Как слушать учителя на уроке

1) Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90 % знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.

2) Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.

3) Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично.

4) Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит.

5) Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.

Полезны для учащихся памятки по НОТ.

Памятка № 4

Как работать с книгой

При чтении текста нужно решить 4 задачи.

1) Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.

2) Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.

3) Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.

4) Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?

Все эти памятки желательно дать всем родителям, чтобы они могли дома с детьми вести соответствующую работу. Так будет обеспечиваться единство требований семьи и школы.