Файл: Формирование, распределение и использование прибыли предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего ук­репления и расширения их коммерческой деятельности.


2.2. Понятие внутренних темпов роста.



Часть нарабатываемой предприятием чистой рентабельности собственных средств поглощается дивидендами, другая «уходит» в развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения, которая показывает, какая часть балансовой прибыли выплачивается как дивиденд. Так, к примеру, если прибыль до уплаты налога по ставке 0,35 равна 100 млн. руб., а сумма дивидендов – 23 млн. руб., то норма распределения равна 23 % или 0,23.1

Темпы увеличения собственных средств предприятия – необходимое условие наращивание оборота и развития предприятия. Совершенно очевидно, что темпы роста оборота зависят самым непосредственным образом от внутренних темпов роста. И в обратную сторону: достижение высоких темпов роста оборота повышает возможности увеличения собственных средств предприятия.

Чистая рентабельность собственных средств очерчивает не только верхнюю границу потенциального развития производства, но и верхний уровень дивиденда: если рентабельность собственных средств равна 20%, то, отказавшись от распределения дивидендов, можно увеличить собственные средства на эти самые 20%, либо, отказавшись от финансирования развития, выплатить 20%-ные дивиденды; когда же предприятие решается и на то, и на другое, то приходится «разъединять» рентабельность собственных средств и искать наилучшее соотношение между нормой распределения и процентом увеличения собственных средств, то есть внутренними темпами роста.

При неизменной структуре пассива внутренние темпы роста применимы к возрастанию актива.

При неизменной структуре пассива и неизменном коэффициенте трансформации внутренние темпы роста применимы к возрастанию оборота.

Чем большая часть чистой прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остается нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечет за собой снижение внутренних темпов роста, что в свою очередь, накладывает ограничение на темпы наращивания выручки и уменьшает возможности к привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях).

Но ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая достаточной прибыльности на вложения, инвесторы начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом.

1

Прежде чем начать расчеты, необходимо:

  • Определить норму распределения прибыли на дивиденды, приняв во внимание всю совокупность конкретных обстоятельств – ограничений правового, контрактного, финансового характера (выплата дивидендов снижает ликвидные средства) и даже социально-психологические аспекты бизнеса;

  • Определить приемлемую методику дивидендных выплат.

Таким образом, с целью наращивания собственных средств используются внутренние темпы роста. Они неразрывно связаны с развитием предприятия. Точнее сказать, развитие предприятия напрямую зависит от темпов роста.

2.3. Дивидендная политика и политика развития производства



Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. 2

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущими потребностями прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом. Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Большинство предприятий стараются придерживаться стабильной дивидендной политики, поскольку для многих инвесторов, менеджеров и аналитиков показатель дивидендного дохода является одним из главных индикаторов прибыльности. Сбои в выплате дивидендов, нежелательные отклонения от сложившейся практики могут привести к снижению рыночной цены акций и их массовому сбросу акционерами. Кроме того, при проведении дивидендной политики предприятие ориентируется на уровень дивидендных выплат других пердприятий, равных им по величине и сфере деятельности.


Важным фактором, влияющим на формирование дивидендной политики, особенно в России, является инфляционное обесценение активов. Именно в условиях высоких темпов инфляции инвестор предпочтет получение прибыли сегодня вместо сверхприбыли завтра.

Отметим, что в проведении дивидендной политики каждое предприятие исходит из собственных установок, проблем и ценностей. Крайняя сложность формирования дивидендной политики связана с ее многофакторностью и недостаточностью информации для прогнозирования влияния проводимой дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия.

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, расходы по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, расходы, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются расходы на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов в учредителей, в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.1

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий.


Таким образом, рост и выживание предприятия зависят от политики развития производства. Отсюда необходимы постоянные изменения и нововведения в деятельности предприятия. Только находясь в режиме постоянного обновления – технического, организационного, экономического, - предприятие может выжить, укрепить свои позиции, а также получать прибыль, достаточную, как для развития производства, так и для выплаты дивидендов своим акционерам.