Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 652
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Центральный филиал
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Правоохранительные и судебные органы
Реализация правоохранительной функции в деятельности органов
внутренних дел.
Выполнил:
Обучающаяся 2 курса
Очной формы обучения
По специальности
«Право и судебное администрирование»
Домаш Оксана Витальевна
Руководитель:
Романенко Е. А.
Доцент кафедры уголовного права, к.ю.н., доцент
Дата представления курсового
проекта (работы) Курсовой проект (работа) защищен(а)
20г. 20г.
Оценка
Воронеж, 2023
Оглавление
Введение 3
-
Сущность и основные направления правоохранительной 5 деятельности-
Правоохранительные органы – понятие, признаки и функции 5 -
Понятие, задачи и структура Министерства внутренних дел РФ
8
-
-
Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД 13-
Назначение, основные направления и принципы деятельности полиции 13 -
Основные полномочия полиции 15
-
Заключение 20
Список использованных источников 22
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется1. Указанное конституционное положение направлено на то, чтобы государственные органы выполняли свою правоохранительную функцию. В этой связи Зубков А.И отмечал, что Конституция РФ «заложила теоретико-правовой фундамент для новых подходов к государственно-правовым явлениям в сфере реализации и защиты прав частных лиц. В связи с этим необходимо серьезно усилить внимание к обеспечению надлежащей защиты интересов физических лиц (граждан) и юридических лиц (организаций) во всех сферах государственной жизни…»2.
Разумеется, не все государственные органы осуществляют правоохранительную деятельность в качестве своей основной задачи. Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов. Указанные органы именуются органами правопорядка, к числу задач которых относится охрана правопорядка, а также нормальной жизни и деятельности государства.
Особую роль в деятельности по обеспечению правопорядка занимают правоохранительные органы. Их значимость проявляется при возникновении ситуаций чрезвычайного характера (аварии, катастрофы, акты гражданского неповиновения, форс-мажорные обстоятельства), когда непосредственной угрозе подвергаются жизнь, здоровье, права и свободы граждан. Именно правоохранительные органы являются основным инструментом правоохранительной деятельности.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации правоохранительной функции в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, определяющие правоохранительную функцию в деятельности органов внутренних дел.
Целью данного работы является исследование правоохранительной функции в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы правоохранительной функции деятельности органов внутренних дел;
2. Выявить проблемные аспекты осуществления правоохранительной функции.
Существенный вклад в теоретическую разработку данной темы внесли Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д, Кадынцев А. Н., Калинкин С. Ю., Демидов П. Н., Клушин О. З, Майдыков А. Ф., Москалев М. А. и другие.
Методологическую основу исследования составил диалектический подход и различные методы научного познания, применяемые в юриспруденции: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, анализ и синтез.
1. Сущность и основные направления правоохранительной деятельности
1.1. Правоохранительные органы – понятие, признаки и функции
В современной юридической литературе понятие «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или не государственные институты к ним следует относить, а какие не следует). В действующем законодательстве эта проблема так и не разрешена. Поскольку закон не раскрывает понятие правоохранительных органов, то необходимо сначала сформулировать понятие правоохранительной деятельности, которое в теории права давно определено
1.
Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Содержание правоохранительной деятельности можно раскрыть через основные признаки2.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
1. Осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры принуждения, пресечения, наказания);
2. Строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК РФ, УК РФ, ТК РФ.)3;
3. Осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
4. Реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами (органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)
5. Раскрытие содержания правоохранительной деятельности позволяет сформулировать понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Раскрывается это понятие также через основные признаки.
Признаки правоохранительных органов:
1. Они уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Российской Федерации»1, «Об оперативно-розыскной деятельности»1, «О полиции»2 и др.)
2. Их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.)
3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.
4. Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.
Государственные правоохранительные органы:
- прокуратура;
- органы внутренних дел;
- органы юстиции;
- органы обеспечения безопасности;
- таможенные органы;
- налоговые органы и др.
Основные функции правоохранительных органов:
- прокурорский надзор (прокуратура);
- расследование преступлений (органы предварительного расследования);
- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);
- исполнение судебных решений (судебные приставы);
- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и др.);
- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ).
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функция оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими. Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам1.
Таким образом, основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписанные государством функции определяют соответствующие полномочия. По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур. Правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями: осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком2.
1.2. Понятие, задачи и структура Министерства внутренних дел РФ
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел
1.
Организация и деятельность МВД России регулируются в основном Федеральным законом от 07.02.2011. № 3-ФЗ(ред. от 16.10.2019 г.) «О полиции»2, Указом Президента РФ от 01.03.2011. № 248 (ред. от 24.10.2018 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел РФ»3, Указом Президента РФ от 21.12.2016. № 699 (ред. от 06.11.2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ и Типового Положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ»4, Приказом МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ на районном уровне», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и МВД России5.
Органы внутренних дел (далее – ОВД) – это государственные органы исполнительной власти, являющиеся составной частью единой централизованной системы МВД России, основным назначением которых служат обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступлениями и иными правонарушениями1.
Основными задачами МВД РФ являются:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;
4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
5) управление органами внутренних дел Российской Федерации;
6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. МВД России возглавляет Министр внутренних дел РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структура МВД России:
В единую централизованную систему МВД России входят: