Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОВД, включающие в себя полицию;
организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят:
- центральный аппарат МВД России,
-территориальные органы МВД России,
- образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России,
- окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России,
- загранаппарат МВД России,
- организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации,
- иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Центральный аппарат МВД России
1. Министр внутренних дел РФ.
2. Первый заместитель Министра внутренних дел РФ.
3. Статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел
РФ.
4. Заместители Министра внутренних дел РФ.
5. Следственный департамент.
6. Главное управление по вопросам миграции.
7. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.
8. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
9. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
10. Главное управление по противодействию экстремизму.
11. Главное управление собственной безопасности.
12. Главное управление на транспорте.
13. Главное управление уголовного розыска.
14. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
15. Департамент государственной службы и кадров.
16. Департамент делопроизводства и работы с обращениями
граждан и организаций.
17. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.
18. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.
19. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.
20. Договорно-правовой департамент.
21. Организационно-аналитический департамент.
22. Национальное центральное бюро Интерпола.
23. Контрольно-ревизионное управление.
24. Оперативное управление.
25. Организационно-штатное управление.
26. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.
27. Управление международного сотрудничества.
28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
29. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
30. Управление оперативно-розыскной информации.
31. Управление по организации дознания.
Подразделения, указанные в пунктах 6-14, 22, 24, 28-31 приведѐнной выше структуры, то есть пятнадцать из двадцати семи, являются подразделениями полиции. Таким образом, полиция является самой многочисленной и главной составляющей центрального аппарата МВД России, а соответственно, и всей системы МВД России, включая ОВД.
Территориальные органы МВД России:
а) на окружном уровне – Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
в) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам;
г) на районном уровне – управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов РФ, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административнотерриториальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе «Байконур».
Образовательные, научные организации и организации культуры МВД России:
- Академия управления;
- Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России;
- Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России;
- Краснодарский, Московский им. В. Я. Кикотя, и Санкт-Петербургский университеты;
- Волгоградская, Нижегородская, Омская академии;
- Барнаульский, Белгородский им. И.Д. Путилина, Воронежский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Казанский и Орловский им. В.В. Лукьянова, Ростовский, Сибирский, Уральский, Уфимский юридические институты;
- суворовские военные училища;
- Самарский кадетский корпус;
- Всероссийский научно-исследовательский институт;
- Центр социальной работы и др.
2. 2. Нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД
2.1. Назначение, основные направления и принципы деятельности полиции
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности1. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав2.
Основные направления деятельности полиции:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных действий.
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.
4. Розыск лиц.
5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.
6. Обеспечение правопорядка в общественных местах.
7. Обеспечение безопасности дорожного движения.
8. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.
9. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Принципы деятельности полиции:
1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина.
- Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
- Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
- Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
- Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
2. Законность:
- Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
- Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
- Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
- Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
- Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
3. Беспристрастность:
- Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
- Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
- Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
- Сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
4. Открытость и публичность:
- Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
- Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
- Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
- Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.
- Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции. 5. Общественное доверие и поддержка граждан
- Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.