Файл: Наиболее общие представления о жизни. Понятие жизнь. Основные признаки живого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Название дисциплины: ОД 01.04. Естествознание

Номер группы: Д 19-1

Форма и дата занятия: комбинированное занятие, 27.03.2020

ФИО преподавателя: Переплётчикова А.В. asia79-72@mail.ru

Срок выполнения (сдачи): 31.03.20

Тема урока:  Наиболее общие представления о жизни. Понятие «жизнь». Основные признаки живого

Формулировка задания:

  1. Изучить лекционный материал

  2. Просмотреть видеоматериал «Уровни организации живой материи» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ueBDxqlp8DI.

  3. Составить конспект по презентации, ссылка https://cloud.mail.ru/public/4TKj/tSu45aicV (тетрадь)

  4. Заполнить таблицу органоидов клетки (тетрадь).

  5. Выполнить домашнее задание в тетради (на выполнение неделя).

  6. Выполненные задания отправить фотоотчетом до 31.03.20

Понятие «жизнь». Основные признаки живого

Задачи:

Обучающие: Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целе­сообразность.

Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное. Сформировать целостную картину мира.

Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.

Оборудование: Таблица «Основные свойства живого». Презентация.

Ход работы:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний(10 минут).

  3. Изучение нового материала (20 минут), (рассказ с элементами беседы).

Сегодня на уроки мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как можно определить и доказать является ли организм живым.

Понятие «жизнь». Основные признаки живого - запись в тетради

(Слайд 1).

Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.

Вопрос: Как вы думаете, что такое жизнь?

Жизнь - способ существования белковых тел, существен­ным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков.
(Ф. Энгельс)

Жизнь - самоподдержание, самовоспроизведение и само­развитие больших систем, элементарно состоящих из слож­ных органических молекул.

Жизнь - особая форма существования белковых тел.

Давайте более детально рассмотрим каждое из свойств: - запись в таблицу.

Основные свойства живых организмов



Свойство

Проявление свойства

1

Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.

  • На 98 % состоят из: углерода, кислорода, азота и водорода;

  • Имеют клеточное строение.

2

Все живые организмы представляют собой «открытые системы».

Устойчивы при непрерывном поступлении веществ и энергии.

3

Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава организмов.

4

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.

Реакция на внешнее воздействие.

5

Живые организмы развиваются.

Рост и развитие.

6

Все живое размножается.

Самовоспроизведение.

7

Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.

Приобретение новых признаков и свойств.

8

Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания.

Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов.



  1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения

Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры) Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.



  1. Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды

Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.

Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и  питательные вещества извне.

  1. Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности

В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».

В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.

Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

  1. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды

В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).

  1. Живые организмы развиваются

Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.

Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.

  1. Все живое размножается Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.

  2. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью


Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.

Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.

Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.

  1. Живые    организмы приспособлены к определенной среде обитания

Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

Уровни организации живой материи.

Во всём многообразии живой природы можно выделить несколько уровней организации живого. Просмотр учебного фильма «Уровни организации живого» и на его основе составление краткого опорного конспекта.

Видео "Уровни организации живой материи" https://www.youtube.com/watch?v=ueBDxqlp8DI

1.     Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.

2.     Клеточный. Клетка — структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.

3.     Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии — от момента зарождения до прекращения существования — как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.


4.     Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция — надорганизменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования — процесс микроэволюции.

5.     Биогеоценотический. Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов 'и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.

6.     Биосферный. Биосфера — совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

Биология клетки в общих чертах известна каждому из школьной программы. Предлагаю вам вспомнить изученное когда-то, а также открыть для себя что-то новое о ней.

Название "клетка" было предложено еще в 1665 году англичанином Р. Гуком. Однако лишь в 19 веке ее начали изучать систематически. Ученых заинтересовала, среди прочего, и роль клетки в организме. Они могут быть в составе множества различных органов и организмов (икринок, бактерий, нервов, эритроцитов) или же быть самостоятельными организмами (простейшими). Несмотря на все их многообразие, в функциях и строении их обнаруживается много общего.

Функции клетки. Все они различны по форме и зачастую по функциям. Могут отличаться довольно сильно и клетки тканей и органов одного организма. Однако биология клетки выделяет функции, которые присущи всем их разновидностям.

Именно здесь всегда происходит синтез белков. Этот процесс контролируется генетическим аппаратом. Клетка, которая не синтезирует белки, в сущности мертва.

Живая клетка - это та, компоненты которой все время меняются. Однако основные классы веществ, при этом, остаются неизменными. Все процессы в клетке осуществляются с использованием энергии. Это питание, дыхание, размножение, обмен веществ. Поэтому живая клетка характеризуется тем, что в ней все время происходит энергетический обмен. Каждая из них обладает общим важнейшим свойством – способностью запасать энергию и тратить ее.