Файл: Источники конституционного права России как отрасли права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 588

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федерации является основным законом данного субъекта Российской Федерации. Иные законы субъекта Российской Федерации не могут издаваться в форме конституции (устава); во-вторых, конституция (устав) субъекта Российской Федерации наряду с Конституцией Российской Федерации определяет статус данного субъекта Российской Федерации; В-третьих, конституция (устав) субъекта Российской Федерации имеет прямое действие на всей территории данного субъекта Российской Федерации; В-четвертых, Конституция (устав) субъекта Российской Федерации имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным правовым актам данного субъекта Российской Федерации.

В качестве примера данного вида нормативно-правовых актов (конституции субъектов Российской Федерации) можно привести Конституцию Республики Татарстан, принятой от 6 ноября 1992 года, которая является основным законом на территории Республики Татарстан и, исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, она определяет следующие положения: Во-первых- определяет статус Республики Татарстан (ст.1,разд.1), Во-вторых- гарантирует на своей территории признание, защиту, соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст.2, разд.1), В-третьих- устанавливает систему органов государственной власти и гарантированность возможности местного самоуправления (ст.2, ст.10, разд.1), В-четвертых- Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" Республика объединяет себя с Российской Федерацией и становится субъектом обладающим всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан. А также в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций (ст.1, ст.6, разд.1).5

§3.Закон в Российской Федерации как источник конституционного права России

Законы в Российской Федерации представляют собой акты высшей юридической силы, основные источники конституционного права, принимаемые в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Закон – понятие собирательное, правовой системе России известны следующие виды законов: Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы и законы о поправках к конституции Российской Федерации. А сами конституционные и федеральные законы различаются между собой по юридической силе; по предметам ведения, которые там могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в их отношении отлагательного вето президента РФ.


Федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в Российской Федерации только с принятием конституции в 1993 году. По своей правовой природе федеральные конституционные законы – это органически законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать самые важные сферы общественных отношений а именно: судебную систему страны (Глава 7 Конституции Российской Федерации), статус Конституционного Суда РФ(ст.125 Конституции Российской Федерации), арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ (Глава 6 Конституции Российской Федерации), Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений(ст.56,88 Конституции РФ), порядок проведения референдума и другие. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч.3 ст.76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия (для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 75% голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето).

Федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются отнюдь не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента); Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст.71,72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы, как и законы субъектов РФ, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по-своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц). В-четвертых, все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, но, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах). Перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7,15,107,234 и 450 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы

6. Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в особенности, в избирательном законодательстве – п.6 ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 7и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования). Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре, а именно, принятие их Государственной Думой, одобрением Советом Федерации, подписанием и обнародованием их президентом (согласно ст-105 Конституции Российской Федерации). Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции Российской Федерации, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, то есть принятия новой Конституции. Примерами данных законодательных актов могут служить: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

Законы субъектов Российской Федерации. Данный вид источников конституционного права также относительно новый. Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72,73, ч. 4 ст.76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.


Международные и внутригосударственные договоры Российской Федерации. В правовой системе Российской Федерации также стоит определить такую структуру как международные договоры Российской Федерации, которые представляют собой источник международного права и его нормы адресованы к государствам - участникам таких отношений. Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора), и сводится к следующему: Во-первых - Международные договоры Российской Федерации входят в национальную правовую систему Российской Федерации, а во-вторых, то, что международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национальной законодательной системы. В федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации»8 определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, Федеральный Закон о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства. Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если: А) Договор вступил в силу; Б) Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы; В) Договор официально опубликован. По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение, на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора. Примерами таких правовых норм являются: "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989) (вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик 15.09.1990)
9, Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 N 780 (ред. от 29.06.2013) "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата".10

§4.Подзаконные акты

Подзаконный акт – это один из видов нормативно-правового акта, который создаётся для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками. Первый признак – содержание в подзаконных актов только тех норм, которые уже закреплены в законах, то есть новых норм подзаконные акты вводить не могли и не могут. А второй признак – это обладание меньшей юридической силой, нежели закон (если подзаконный акт противоречит положению какого-либо закона, то приоритет и первенство отдаются закону). Подзаконные акты, собственно как и закон, являются понятием собирательным и состоят из широкого множества различных нормативно-правовых актов, к ним относятся: указы президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств (ведомственные акты) , акты палат Федерального собрания Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Указы президента Российской Федерации. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч.1 ст.90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ - акт более широкого, значимого действия, а распоряжение - документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и.т.д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю. Нормативные указы президента имеют следующие отличительные черты: а) не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, б) содержат нормы права, в) регулируют разнообразные сферы общественной жизни, г) имеют общеобязательный характер. Также, в зависимости от характера полномочий президента, все его указы могут быть подвержены классификации, а именно: а) указы в границах собственных полномочий (Например, Указ Президента РФ от 25.12.2014 N 815 "О признании, утратившем силу Указа Президента Российской Федерации от 5.02.2010г N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» согласно ст.83 Конституции Российской Федерации), б) указы на основе полномочий, делегированных парламентом (Например, Указ Президента РФ от 17.06.2016 N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва"), в) указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).