Файл: Источники конституционного права России как отрасли права.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 587
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Акты Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого, можно отметить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.
Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, то есть в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. Например, Постановление Правительства РФ от 15.11.2016 N-1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных поселенцев.
Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами. Например, Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 N-85-р «Об утверждении программы поддержки легкой промышленности на 2016 год».
Акты федеральных министерств и ведомств. Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел. Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут быть нормативными и ненормативными. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям (Приказ МВД РФ от 10.11.2004 N 730 "Об утверждении Структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации"). Ненормативные приказы являются правоприменительными актами. Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников, наличие у них нормативного содержания (Инструкция по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов Министерства Внутренних Дел России).
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения (Например, Указ президента РТ № УП-985 от 4.11.2016 «О республиканском совете по вопросам сохранения водных биологических ресурсов в республике Татарстан»). Губернаторы; главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения; правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения. Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями,
уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ (ст.132 гл.8) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты: а) постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления, б) акты поселковых и сельских сходов (собраний), в) акты представительных органов. Причем все отмеченные ранее акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.
§5.Судебные прецеденты как источник конституционного права России
Судебный прецедент является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В странах же континентальной правовой системы (романо-германской или же европейской), к которым относится и Россия, судебный прецедент в качестве источника права не рассматривается. Но, однако, здесь необходимо иметь в виду следующее: В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховного и Конституционного судов по отдельным вопросам правоприменения. Руководящая роль толкования правовых норм в данных постановлениях, а также Обзоров судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда РФ или распространённой письмами Высшего Арбитражного Суда РФ закреплена статьями 126 и 127 Конституции РФ. Кроме того, судебный прецедент предыдущих решений прямо закреплён в конституционном судопроизводстве Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»11 (ст.43 ч.3, ст.47.1. и ст.75 п.9) и законами об уставных (конституционных) судах субъектов РФ. Необходимо отметить, что в силу ст.15 ч.4 Конституции РФ, законов о ратификации положений и протоколов Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиями Конвенции изложенными в решениях (постановлениях) Европейского Суда по правам человека при вынесении собственных решений, что придаёт им характер судебного прецедента.
Однако в последнее время в российской правовой науке ведутся бурные дискуссии на предмет того, что право судебного прецедента могло бы стать самостоятельным источником права в России. Необходимость судебного прецедента мотивируется обязанностью высших судебных органов в части обеспечения единства судебной практики (ч.3 ст.377 и ст. 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации12), или, иначе единообразия в толковании и применении судами норм права (п.1) ст. 304 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации). Единство (единообразие), по мнению апологетов, судебного прецедента в России есть средство обеспечения равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Оппоненты возражают, указывая на то, что феномен единства (единообразия) не является однозначным, что для введения права судебного прецедента необходимо вносить изменения в Конституцию Российской Федерации, в ст. 120 которой записано о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Кроме того, полномочия в части обеспечения единства (единообразия) судебной практики не мотивированы текстом Конституции, в ст. 126 и 127 которой установлена обязанность судов в части разъяснений судебной практики, но не в части обеспечения её единства.
Данный вид правовых норм носит по существу нормативный и прецедентный характер, они обязательны не только для лиц, участвующих в деле (то есть они распространяются на неопределенный круг лиц), решения данных судебных органов являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения высших судебных органов в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права. Также стоит отметить что согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации" ст.112 повествует нам о том, что положение такого средства массовой информации как «Вестник Конституционного суда Российской Федерации» является официальным изданием Конституционного суда Российской Федерации, следовательно, распространяемые им положения отчасти являются источником Конституционного права России.
Заключение
Исходя из вышесказанного, позволим себе думать, что главная задача курсовой работы была выполнена, так как по итогам проведённой работы мы дали полную характеристику понятию, видам и источникам конституционного права России как отрасли права. Это было достигнуто путём анализа
существующих источников конституционного права, раскрыта роль закона как основа источника конституционного права России, определено место международных и других норм российской правовой системы, из чего можно сделать следующие выводы:
Источники конституционного права – это юридические факторы, на основе которых формируется данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера. Юридическими источниками конституционного права являются нормативные акты, через которые устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Существует особый порядок не только принятия нормативных актов, но и их отмены, изменения и отмены акта, после которой он перестаёт являться источником действующего права.
Конституция Российской Федерации является наивысшим источником конституционного права Российской федерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источники конституционного права подлежат классификации по трем основным группам, а именно законодательные акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации и судебные прецеденты. Издателями норм конституционного характера являются: Парламент Российской Федерации; Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий; судебная власть (в частности решения Конституционного суда Российской Федерации); исполнительная власть в лице федеральных министерств и федеральных служб, принимающих и издающих законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, которые являются источниками конституционного права как отрасли права. А также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Российская Федерация как правовое, демократическое государство признаёт и гарантирует на своей территории действие общепризнанных норм международного права и межгосударственных договоров, которые наравне с характерными положениями национального законодательства являются источниками конституционного права как отрасли права.
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2.Конституция Республики Татарстан, введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII.С изменениями от 22 июня 2012 г.
3.Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй Мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»
4.Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
5.ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
6.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"
7.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
9. Международная Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989).
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 N 780 (ред. от 29.06.2013) "О мерах по реализации ст.6 Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата".
11.Указ Президента РФ от 25.12.2014 N 815 "О признании, утратившем силу Указа Президента Российской Федерации от 5.02.2010г N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» согласно ст.83 Конституции Российской Федерации.
12.Указ Президента РФ от 17.06.2016 N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва".
13.Постановление Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194 "О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных поселенцев.
14.Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 N 85-р «Об утверждении программы поддержки легкой промышленности на 2016 год».
15.Приказ МВД РФ от 10.11.2004 N 730 "Об утверждении Структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации".
16.Указ президента РТ № УП-985 от 4.11.2016 «О республиканском совете по вопросам сохранения водных биологических ресурсов в республике Татарстан».
17.ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации".
18.Баглай.М.В «Конституционное право Российской Федерации» (учебник для вузов), 6 издание, изменённое и дополненное, от 2007 года.