ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 474
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словарь терминов по биологии
Ученика 5 «Б» класса Киселёва Кирилла
ВВЕДЕНИЕ
1
Биология - (от греч. "биос" - жизнь и "логос" - учение) наука о жизни и живых организмах, обитающих на земле.
Биосфера - (от греч. "биос" - жизнь и "сфера" - шар) область распространения жизни, которая составляет оболочку земли.
2
Методы исследования - (от греч. "методос" - способ познания, путь) совокупность приемов освоения действительности.
Наблюдение -восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, позволяющие установить влияние данных условий на объект или явление.
Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных устройств.
Лаборатория – специально оборудованные помещения для биологических исследований.
3
Организм – это особь, индивидуум, живое существо, состоящие из отдельных структурных элементов, функционирующих как единое целое.
4 царства – Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
Клеточное строение – все живые организмы состоят из клеток.
Одноклеточные организмы – все жизненные функции выполняют структуры, находящиеся внутри этой клетки, её органоиды.
Многоклеточные организмы – большинство организмов состоят из многих клеток.
Дыхание – обеспечивает организмы энергией.
Обмен веществ – это необходимое условие существования живых организмов, они питаются и выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности, большинство потребляют кислород.
Раздражимость - реакция организма на воздействие окружающей среды изменением своего состояния.
Приспособленность – это особенность живых организмов к условиям обитпния.
Рост – процесс увеличения размеров и массы живого организма.
Развитие – процесс приобретения живыми организмами новых качеств.
Размножение – свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.
Наследственность – это свойство живых организмов сохранять и передавать потомству особенности своего строения, функций и развития.
Изменчивость – это свойство организмов отличаться от своих родителей.
Питание – это процесс потребления и усвоения организмом веществ, необходимых для поддержания его жизнедеятельности (роста, развития, размножения).
Автотрофы – (др.-греч. αὐτός — сам + τροφή — пища) — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы – организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.
Сапротрофы - (от греч "сапрос" - гнилой "трофе" - питание, пища) получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
4
Низшие растения – это водоросли, у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
Высшие растения – тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые образованы различными тканями. 2 большие группы: споровые и семенные растения.
Высшие споровые растения – это мхи, хвощи, плауны и папоротники, которые размножаются с помощью спор.
Семенные растения – высшие растения, образующие семена (хвойные, цветковые). Голосеменные растения (у которых семена образуются не в плодах, а на чешуях шишек) и покрытосеменные (у которых семена находятся внутри плода).
Ботаника – это наука, изучающая жизнь растений.
5
Среды обитания – почвенная, наземно-воздушная, водная.
Почвенная среда обитания – в почве располагаются корни большинства видов растений. Из почвы они поглощают растворённые в воде минеральные соли, из которых, используя солнечную энергию, создают органические вещества.
Наземно-воздушная среда обитания – в этой среде находятся основные части растения – побеги, листья и другие.
Водная среда обитания – в этой среде обитают водоросли и многие цветковые растения.
Светолюбивые растения – это растения, которые произрастают на открытых солнечных местах и не выносят длительного затенения (в основном растения степей и пустынь).
Тенелюбивые растения – эти растения способны расти только при затенении, главным образом под пологом леса.
Теневыносливые растения – эти растения выносят некоторое затенение, но хорошо растут и при интенсивном освещении (это главным образом – деревья).
6
Жизненные формы –
Внешний облик растения, сформировавшийся в определенных условиях среды. Это деревья, кустарники, травы.
Деревья – Многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом ветвями, образующими крону.
Кустарники – многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.
Кустарнички – низкорослые (высотой 10 – 15 см) многолетние растения с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами.
Полукустарники – многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает.
Травы – растения с относительно короткоживущими надземными побегами.
Однолетние травянистые растения – травыживут один вегетационный период (2-5 месяцев весенне-летнего периода) или один год, в течение которого из семян развиваются корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена.
Двулетние травянистые растения – травы живут два года. В первый год из семени развиваются вегетативные органы и накапливаются запасные вещества в корнях и стеблях. На второй год развивается цветоносный побег. После плодоношения растение отмирает.
Многолетние травянистые растения– имеют отмирающие на зиму надземные побеги, а для переживания неблагоприятных условий у них формируются долговечные подземные побеги (корневища, клубни, луковицы).
7
Растительность – естественный растительный покров.
Растительное сообщество – это совокупность определённых видов растений, произрастающих на относительно однородном участке земной поверхности.
Флора – это видовой состав (совокупность видов) растений, произрастающих на определённой территории (на одном материке, в стране, районе или на всём земном шаре).
8
Культурные растения – это растения, которые человек специально выращивает для удовлетворения своих потребностей.
Дикорастущие растения – это растения, которые произрастают без помощи человека.
ГЛАВА 2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
9
Органоиды клетки – это компоненты клетки, выполняющие определенные функции.
Оболочка – остоит из целлюлозных волокон. Оболочка придаёт клетке форму и жёсткость и предохраняет её от внешних воздействий.
Клеточная мембрана – находится под оболочкой. Тонкая.
Цитоплазма –
бесцветное, вязкое, полупрозрачное вещество, составляющее основную часть живой клетки.
Ядро – регулирует процессы жизнедеятельности клетки, так как в нём хранится наследственная информация. Без ядра клетка не может расти, делиться и через некоторое время погибает.
Пластиды – клеточные органоиды, которые имеются только в клетках растений. Пластиды разнообразны по форме, цвету, размерам и функциям.
Хлоропласты – (от греч. «хлорос» - зелёный) зедёные пластиды, в которых содержится хлорофилл – пигмент, придающий растениям зелёный цвет.
Хромопласты – (от греч. «хрома» - краска, цвет) определяют красную, оранжевую и жёлтую окраску цветов, плодов и осенних листьев.
Лейкопласты – (от греч. «лейкос» - белый) бесцветные пластиды. Они находятся в различных частях растений (стеблях, клубнях, корнях), имеют шарообразную или веретеновидную форму.
Включения – это временные образования , которые выполняют роль запасных веществ и при необходимости используются в процессе жизнедеятельности организма.
Вакуоли – это резервуары клетки, которые содержат клеточный сок. Есть только у растений.
10
Хромосомы – тельца обычно цилиндрической формы, которые определяют наследственные свойства клеток и всего организма.
Митоз – это деление ядра и самой клетки.
Половые клетки или гаметы – это специализированные клетки, принимающие участие в половом размножении организма.
Соматические клетки – все клетки многоклеточного растительного организма, исключая половые.
Ткань – это группа клеток, структурно и функционально взаимосвязанных друг с другом и обычно сходных по происхождению.
ГЛАВА 3. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
11
Вегетативные органы – это органы высших растений, с помощью которых они питаются, дышат, растут и развиваются.
Семя – это орган голосеменных и цветковых растений, выполняющий функции размножения (то есть увеличения числа растений), их расселения (то есть распространения на Земле), а также переживания неблагоприятных условий.
Зародыш – это главная часть семени, так как это зачаток будущего растения.
Семядоли – это первые листья растения.
Эндосперм – это ткань клетки, в которой содержатся много питательных веществ.
Однодольные растения – в семени одна семядоля. Пшеница, кукуруза.
Двудольные растения – в семени две семядоли. Горох, фасоль, соя.
Органические вещества – это белок, крахмал, жиры.
Неорганические вещества – это вода, минеральные соли.
12
Корень – это осевой вегетативный орган растения.
Главный корень – это первый корень растения, который закладывается в зародыше семени, при прорастании он становится главным и растёт вертикально вниз.
Боковые корни – образуются по мере роста и ветвления в разных направлениях главного корня.
Придаточные корни – это корни отрастают от основания стебля или от корневища, луковицы. Клубня и даже образовываются на листьях.
Геотропизм – это способность корня растения расти вертикально вниз, в направлении действия земного притяжения (от греч. «гео» - земля и «тропос» - поворот, направление), то есть движение к земле.
13
Корневая система – это совокупность всех корней растения.
Стержневая корневая система – это корневая система, которая имеет хорошо развитый главный корень и ответвляющиеся от него боковые корни.
Мочковатая корневая система – это корневая система, состоящая преимущественно из придаточных корней, которые выросли у основания стебля, образуя пучок или мочку.
Регенерация корней – это восстановление массы, длины, объёма после повреждения какой-то их части.
14
Корневой чехлик – покрывает растущую часть корня.
Корневой волосок – представляют собой сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня.
Зона деления корня – это растущая часть корня. Она состоит из образовательной ткани – мелких живых клеток, которые интенсивно делятся и формируют другие зоны и ткани корня.
Зона растяжения – молодые клетки растут и вытягиваются в продольном направлении. Этот процесс происходит в этой зоне, которая находится выше зоны деления.
Зона всасывания – сменяет зону растяжения. Для неё характерно наличие корневых волосков, которые всасывают из почвы воду с растворёнными минеральными солями.
Зона проведения – находится выше зоны корневых волосков. Ещё называют зона боковых корней. В этой зоне формируются сосуды, по которым вода с растворёнными питательными веществами перемещается в стебель и листья.