ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание текущего контроля
Залетина С. А.
РЛЗ-16-1
Вариант 4
1. Выявите в приведенном фрагменте факты разговорной речи (учитывая нормы эпохи начала XIX в.). Определите их роль в каждом конкретном случае.
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
[СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ]
2. Выявите церковнославянизмы (славянизмы) и архаизмы в приведенных текстах и определите их функции.
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах...
[Евгений Онегин]
1. «Сон докучный» - ёмкий и точный разговорный эпитет. Автор мог выбрать его в целях создания местного колорита и передачи того настроения, которое переполняет душу лирического героя в данный момент. Герой находится в деревенской местности. Слово «докучный» в данном конкретном случае делает предложение стилистически окрашенным.
«Парки бабье лепетанье» - в данном предложении сочетаются и заимствованные слова (Парка – от лат. богиня судьбы), и разговорная лексика (бабье), и книжная лексика (лепетанье). В данном случае разговорное слово «бабье» вовсе не относится к богине судьбы. Лирический герой описывает классическую сцену деревенской жизни: он слышит разговоры старух.
«Жизни мышья беготня». В данном случае автор использует не просто нейтральное слово «бег», а «беготня». Слово с финалью на –отня стилистически окрашено. Вероятно, использовано автором для передачи большей интенсивности происходящего – жизнь не просто движется, а несётся вперед.
В целом, разговорные слова в данном отрывке использованы для передачи задушевной беседы лирического героя с читателями.
2. «Очи», «ланиты», «уста», «слух»
(уши) – все эти слова использованы автором для описания внешности героини. Оно проникнуто торжественностью, но в то же время нежностью и мелодичностью. Архаизмы и церковнославянизмы употреблены в тексте, потому что Пушкин рисует портрет девушки определенного социального положения – дворянки.