Файл: Задание текущего контроля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание текущего контроля

Залетина С. А.

РЛЗ-16-1

Вариант 4
1. Выявите в приведенном фрагменте факты разговорной речи (учитывая нормы эпохи начала XIX в.). Определите их роль в каждом конкретном случае.
Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня...


Что тревожишь ты меня?
[СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ]

2. Выявите церковнославянизмы (славянизмы) и архаизмы в приведенных текстах и определите их функции.
Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идет она грустить,

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах,

И в слухе шум, и блеск в очах...

[Евгений Онегин]

1. «Сон докучный» - ёмкий и точный разговорный эпитет. Автор мог выбрать его в целях создания местного колорита и передачи того настроения, которое переполняет душу лирического героя в данный момент. Герой находится в деревенской местности. Слово «докучный» в данном конкретном случае делает предложение стилистически окрашенным.

«Парки бабье лепетанье» - в данном предложении сочетаются и заимствованные слова (Парка – от лат. богиня судьбы), и разговорная лексика (бабье), и книжная лексика (лепетанье). В данном случае разговорное слово «бабье» вовсе не относится к богине судьбы. Лирический герой описывает классическую сцену деревенской жизни: он слышит разговоры старух.

«Жизни мышья беготня». В данном случае автор использует не просто нейтральное слово «бег», а «беготня». Слово с финалью на –отня стилистически окрашено. Вероятно, использовано автором для передачи большей интенсивности происходящего – жизнь не просто движется, а несётся вперед.

В целом, разговорные слова в данном отрывке использованы для передачи задушевной беседы лирического героя с читателями.
2. «Очи», «ланиты», «уста», «слух»
(уши) – все эти слова использованы автором для описания внешности героини. Оно проникнуто торжественностью, но в то же время нежностью и мелодичностью. Архаизмы и церковнославянизмы употреблены в тексте, потому что Пушкин рисует портрет девушки определенного социального положения – дворянки.