Файл: 1. Понятие товароведения. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения. Товар. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Contents
1.Понятие товароведения. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского и фармацевтического товароведения. Товар. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров. ............................................................................................................................................................. 3 2.Классификационные признаки товаров. Классификации медицинских и фармацевтических товаров.
Краткая характеристика отдельных ассортиментных групп. ...................................................................... 4 3.Особенности фармацевтических товаров. Характеристика и виды парафармацевтических товаров.
Понятие идентификации. Кодирование. Штриховой код, цифровой код. Классификаторы. .................. 5 4.Понятие качества товара. Понятие качества лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Упаковка. Функциональное назначение. Элементы упаковки. Классификации упаковки. ........................................................................................................................................................... 7 5. Нормативные акты, регламентирующие организацию хранения товаров в аптечных организациях.
Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения. Общие .................................................. 8 6. Правила хранения лекарственных средств в соответствии с токсикологическими, фармакологическими группами, физико–химическими свойствами, способом применения и другими принципами хранения. Хранение огнеопасных и взрывоопасных веществ. ........................................... 10 7. Система государственного контроля качества – гарантия качества лекарственных средств. Виды государственного контроля качества. Декларирование лекарственных средств. ................................... 13 8. Регистрация и сертификация изделий медицинского назначения. Документы, подтверждающие качество изделий медицинского назначения и других товаров аптечного .............................................. 15 10.Пути государственного регулирования отношений в сфере обращения лекарственных средств.
Порядок розничной торговли лекарственными средствами. Информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача и без рецепта врача. .................................................................................. 16
. 11.Документы, регламентирующие розничную торговлю в аптечных предприятиях. Понятие розничной торговли. Виды отпуска аптечных товаров. Перечень товаров, реализуемых через аптечные организации. Общие требования к отпуску лекарственных средств....................................... 18
12. Аптека. Аптечный пункт. Оборудование и оснащение мест продажи. Порядок расчетов с населением через контрольно-кассовые аппараты.
12. Аптека. Аптечный пункт. Оборудование и оснащение мест продажи. Порядок расчетов с населением через контрольно-кассовые аппараты. .... 22 13. Мерчандайзинг – элемент продвижения товара. Концепция места: месторасположение аптечной организации, название аптеки. Планирование торгового пространства. Размещение товара на витринах. Рекомендации при выкладке товаров. Информация торгового зала для покупателей. ........ 25 14. Нормативные документы, регламентирующие отпуск лекарственных средств для обеспечения лечебно-диагностического процесса медицинских организаций. Порядок оформления требования- накладной. Отпуск лекарственных препаратов по требованиям в медицинские организации. Сроки хранения требований-накладных. ................................................................................................................ 27 15.Нормативные документы, регламентирующие санитарный режим в аптеке. Термины и определения. Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек ....................................... 29 16. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. Санитарно – гигиенические требования к персоналу аптеки. ................................................................................................................... 31 17. Нормативные документы, регламентирующие внутриаптечный контроль качества лекарств.
Приёмочный контроль. Показатели: «Описание», «Упаковка», «Маркировка». Сопроводительные документы. ...................................................................................................................................................... 32 18. Виды внутриаптечного контроля: обязательные, выборочные виды контроля. Химический контроль .......................................................................................................................................................... 34 19. Основные понятия: наркотические средства, психотропные вещества. Прекурсоры. Списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная монополия в сфере обращения наркотических средств и психотропных веществ. ....................................................... 35


20. Правила работы и порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ.
Нормативные документы, регламентирующие правила хранения наркотических средств и психотропных веществ. Правила хранения наркотических средств и психотропных веществ. ........... 36
21. Нормативные документы, регламентирующие оформление рецептов. Формы рецептурных бланков. Требования к их оформлению. Обязательные реквизиты и дополнительные. Срок действия рецепта. ........................................................................................................................................................... 37
22. Нормативные документы, регламентирующие порядок отпуска лекарственных средств.
Оформление рецептов хроническим больным. Отпуск по рецептам длительного действия. ............... 39
23. Синонимическая замена выписанного лекарственного средства. ...................................................... 40
Нормы единовременного отпуска. Сроки обслуживания выписанных рецептов. Сроки хранения рецептов. ......................................................................................................................................................... 40
24. Нормативно – правовая база лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарств. Особенности оформления рецептов. Цифровое кодирование. Срок действия рецепта. Сроки хранения. .............................................................................................................................. 42 25. Правила таксирования рецептов. Определение стоимости экстемпоральной лекарственной формы: стоимости медикаментов, тарифа за изготовление ...................................................................... 44
26. Организация рабочего места по приёму рецептов и отпуску лекарств. Регистрация рецептов.
Виды регистрации: квитанционный, чековый, жетонный.Оформление лекарственной формы. Отпуск изготовленных лекарственных форм. .......................................................................................................... 46
27. Требования, предъявляемые к безрецептурным препаратам. Аптечные киоски, аптечные магазины. Оснащение мест продажи. .......................................................................................................... 47
28. Нормативные акты в сфере защиты прав потребителей. Правила продажи. Обмен и возврат аптечных товаров. .......................................................................................................................................... 51
Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителя» ................................................................................ 51
29. Понятие «фармацевтическая этика», понятие «фармацевтическая деонтология». Этический кодекс российского фармацевта. Основные статьи кодекса. .................................................................... 53
30. Виды отношений: пациент (посетитель) – фармацевт, врач – фармацевт – пациент, фармацевт – коллектив. ....................................................................................................................................................... 55
31. Зависимость успешных продаж от профессиональных и личностных качеств специалистов.
Профессиональные качества: умение давать консультацию по приёму и хранению лекарственных средств в домашних условиях; умение выслушать, быстро обслужить пациента. ................................. 56
32. Личные качества: выдержка, внимательность, сопереживание, тактичность. Внешний облик специалиста. Вербальные и невербальные способы общения: зрительный контакт, улыбка как инструмент общения; жесты, словесное приветствие. .............................................................................. 57
33. Процесс покупки. Открытые и закрытые вопросы. Активное слушанье, аргументация. Техника завершения покупки. Типы клиентов: мыслительный, чувствующий, решающий, воспринимающий.
.......................................................................................................................................................................... 58
34. Отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента с применением прикладных фармацевтических программ. Информация о лекарственных средствах. ............................................... 61
35. Информационные системы и их классификация. Виды, назначение, функциональные возможности информационных систем, применяемые в фармации.\ ...................................................... 62
36. Организация хранения товаров аптечного ассортимента и организация хранения лекарственных средств............................................................................................................................................................. 63
37. Фальсификация лекарственных средств. Понятие фальсифицированного лекарственного средства. Нормативные акты, регламентирующие правила работы с фальсифицированными лекарственными средствами. ........................................................................................................................ 65 38. Аптеки медицинских организаций. Задачи. Состав, оборудование помещений аптеки. ................. 66 39. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Хранение наркотических средств и психотропных веществ ...................................................................................... 67 40. Определение розничной стоимости двухкомпонентной лекарственной формы. Определение розничной стоимости многокомпонентной (сложной) лекарственной формы ....................................... 68


Теоретические вопросы
1.Понятие товароведения. Цели, задачи, основные категории товароведения. Понятие медицинского фармацевтического товароведения. Товар. Потребительная стоимость и потребительские свойства товаров.
Товароведение – это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров; их классификацию и кодирование; стандартизацию; качество товаров; ассортимент товаров и его структуру; условия сохранения качества товаров при их транспортировке, потреблении и эксплуатации.
Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Следовательно, товароведение есть «знания о товарах».
Цель: изучение основополагающих характеристик товара
Задачи: - определение основополагающих характеристик
- систематизация множества товаров
- обеспечение качества и количества на всех этапах товародвижения
Категории товароведения:
1. Общее 2. Частное:
А) Медицинское
Б) Фармацевтическое
Медицинское товароведение изучает потребительские свойства товаров, применяемых в медицине, в соответсвии с их назначением в лечебно-диагностическом процессе (лек ср-ва, мед. приборы, мед. аппараты, мед. оборудование и др)
Фармацевтическое товароведение изучает потребительские свойства фармацевтических товаров, их классификацию, кодирование, маркировку, а также товароведческие операции, связанные с их продвижением от поставщика к потребителю.
Товар- продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.
Свойства товара:
1. Потребительская стоимость- т.е. полезность. Удовлетворение какой-либо человеческой потребности
2. Меновая стоимость – т.е. способность обмениваться на другие продукты.
Потребительские свойства товаров – совокупность различных свойств товара, которые обеспечивают покупателю наибольшее удовлетворение потребностей за определенную цену.
Потребительские свойства товара:
- безопасность- сведение к минимуму риска для жизнедеятельности человека, если он пользуется этим товаром в строгом соответствии с правилами безопасной эксплуатации.
- назначение - направление или цель использования товаров
- надежность- способность товара противостоять действию факторов внешней среды в течение срока эксплуатации (для мед.изд.) или сроков годности (для лп), оказывающих отрицательное влияние на качество товара.
-эргономические- способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности при его потреблении в соответствии с особенностями строения и свойств человека (антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические).
-эстетические способность товаров удовлетворять духовные потребности, вызывая у него чувство удовлетворения, эмоц. подъема (эстетические показатели маркировки и упаковки)
-экологические- характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, потреблении, хранении и утилизации товаров.


2.Классификационные признаки товаров. Классификации медицинских и фармацевтических товаров. Кратка характеристика отдельных ассортиментных групп.
Классификация товаров- это распределение множества товаров по определенным признакам на отдельные подмножества или группы с использованием выбранного метода деления и установленных правил, а также общего для них признака.
Классификационный признак – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация ( хим. происхождение, состав, структура, свойства).
Виды классификаций :
1. В зависимости от метода: иерархические и фасетные
2. В зависимости от признака: естественные и вспомогательные
3. В зависимости от цели: общегосударственные, торговые, учебные
Классификация медицинских товаров
К медицинским товарам относятся те изделия, которые используются в медицинской практике для диагностики, лечения, профилактик заболеваний и реабилитации врожденных или приобретенных увечий.
Медицинские товары: Мед.техника, мед. инструменты, мед.аппараты, мед. оборудование, мед. мебель, изделия медико-санитарной техники, мед.установки. сырье для изготовления мед.изделий, шовный материал, пломбировочный материал, мед.иммунопрепараты ( аллергены, агар, анатоксины, бактериофаги), лечебно-диагностические средства, изотопные, рентгеноконтрастные)
Материалы (например, перевязочные средства, шовные и пломбировочные материалы, гипс, шприцы однораз. и т.д. ) предназначаются для проведения врачебных манипуляций при лечебном процессе.
Материалы отличаются от изделий тем, что они после применения с лечебно- диагностическими целями не могут быть использованы повторно
. Каждый материал одного типа изготавливают из сырья одного вида. К материалам относятся: одноразовые перевязочные средства, шовные материалы, материалы для пломбирования зубов.
Медицинские изделия(предмет или набор предметов) представляют средство труда медработников
(например, грелки, пузыри для льда, судна, круги подкладные, костыли, бандажи, клеенка медицинская и др.)
Медицинские инструменты – это технические средства, при помощи которых производят те или иные манипуляции на органах и тканях человека, а также необходимые действия с материалами, применяемые при этих манипуляциях. С помощью инструментов выполняют такие элементы хирургического вмешательства, как разделение тканей, удаление пораженных участков ткани, введение лекарств и тампонов, сшивание тканей и др. Медицинские инструменты чаще всего ручные, т.е. приводятся в действие рукой хирурга, но бывают и машины (бормашина). Номенклатура медицинских инструментов, выпускаемых в настоящее время, насчитывает несколько тысяч наименований. Примеры инструментов: скальпели, ножи, ножницы и др.
Медицинская техника – приборы, аппараты, инструменты, применяемые для диагностики, лечения, профилактики и стоматологической помощи населению.
Медицинские приборы – это устройства, с помощью которых можно получить необходимую информацию о состоянии организма, позволяющую сделать заключение о наличии или отсутствии тех или иных отклонений в состоянии здоровья и поставить правильный диагноз. Приборы по их функциональному назначению можно разделить
Медицинские аппараты – это устройства, генерирующие энергию какого-либо вида с целью воздействия на организм или отдельные его части. К аппаратам относятся и изделия, заменяющие в течение определенного времени те или иные функциональные системы организма ( искусственная почка, аппаратура для наркоза, кислородно-дыхательная аппаратура ).
Классификация фармацевтических товаров.
Фармацевтические товары: лекарственные препараты, иммунобиологические препараты, лекарственное растительное сырье и препараты из него, галеновые препараты, гомеопатические лекарственные средства.
Лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного,

применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;