Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования организационных структур
1.1 Понятие и виды организационных структур
1.2 Этапы и методы проектирования организационных структур
Глава 2. Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Первый мясокомбинат»
2.1. Общая характеристика ООО «Первый мясокомбинат»
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Первый мясокомбинат»
Принцип экономичности состоит в достижении необходимого эффекта при минимальных расходах на управленческий аппарат, экономии на трудовых, материальных и финансовых ресурсах производства.
Принцип построения структуры состоит из конкретных правил:
- структура должна быть достаточно простой;
- схема организационной структуры должна быть обзорной;
- каждый сотрудник должен иметь свою должностную инструкцию;
- информационные каналы управления должны обеспечивать точную передачу информации, как в прямом, так и в обратном направлении;
- координационную функцию осуществляет высшее руководство;
- стратегически важные решения должны принимать высшее руководство организации, при учете своих возможностей;
- важно избегать дублирования и двойной подчиненности;
- разграничение обязанностей линейного и функционального руководства.
Принимая во внимание все вышеуказанные принципы, в новых экономических условиях их применение должно основываться на системном подходе. [5, c.89]
При разработке принципов и методики проектирования организационной структуры как устойчивого набора органов, соответствующих конкретной функции управления, в первую очередь необходимо учитывать систему целей и их распределение между звеньями управления. К ним относятся состав подразделений, которые находятся в конкретных связях и отношениях между собой, а также принципы распределения ответственности. Важными составными элементами организационной структуры являются коммуникации, каналы передачи информации и документооборот. Организационная структура представляет собой поведенческую систему, состоящую из людей и их групп, непрерывно вступающих в различные типы взаимоотношений для решения общих задач.
Такая многогранность организационного механизма несовместима с применением каких-либо однозначных методов: формальных или неформальных. В связи с этим важно сочетать научные методы и принципы формирования структур (системного подхода) с подробной экспертно- аналитической работой, а также изучением отечественного и зарубежного опыта. Методология проектирования организационных структур должна основываться в первую очередь на целях, а затем – механизмах их достижения. [1, c.47]
Системный подход к формированию структуры управления проявляется в следующем:
- Стремление к учету всех управленческих задач, без решения которых невозможно полноценная реализация целей.
- Выявление и установление взаимосвязей по вертикали управления применительно этим задачам.
- Исследование и оформление связей и отношений по горизонтали управления.
- Обеспечение органического сочетания вертикали и горизонтали управления. [4, c.77]
Исследование воздействия внешней среды на проектирование организационной структуры, включает следующие этапы:
- Определение и описание компонентов внешней среды (вход, выход, технологии, знания).
- Определение базовых взаимосвязей между компонентами внешней среды, в том числе компонентами прямого воздействия.
- Определение степени разнообразия компонентов внешней среды (изменения, определённость, обратная связь).
- Проектирование каждого компонента структуры управления с учётом внешней среды, в рамках которой данный компонент будет функционировать.
- Формирование механизма управления с учётом специфики компонентов организационной структуры и окружения. [6, c.19]
До недавнего времени методы построения организационных структур, характеризовались исключительно нормативным характером, скудным разнообразием, что в итоге приводило к механическому переносу использовавшихся в прошлом организационных форм в сложившиеся условия. Зачастую аппарат управления на различных уровнях копировал одни и те же схемы. С точки зрения науки слишком узкую трактовку имели сами исходные факторы формирования организационных структур: численность штата вместо декларируемых целей организаций; непрерывный набор органов вместо ротации их состава и комбинации в различных условиях.
Одним из главных недостатков использовавшихся методик являлась их ориентация на функциональную составляющую, четкую регламентацию процессов управления, а не их итоговых результатов. Именно поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев управленческой системы приобретают максимальное значение, нежели четкое установление их функциональной специализации. Это максимально проявляется при решении проблем создания корпораций, акционерных обществ, крупных финансово-промышленных групп, заказов и договоров потребностей потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.
Системный подход, придавая максимальное значение научному подходу к определению функции управления и норм численности как элементу общего процесса формирования организационной структуры, направляет разработчиков на более общие принципы проектирования. Таким образом, он предполагает базовое определение системы организационных целей, обуславливающих структуру задач и смысловое содержание функций аппарата управления.
Главное назначение большинства организаций сферы производства с социальной точки зрения определяется исходными целями удовлетворения потребности рынка в производимых продукции и услугах. Одновременно соответствие между системой целей и структурой управления не может быть однозначным.
В единой системе должны анализироваться, в том числе, различные методы формирования организационных структур. Данные методы имеют разную природу, каждый из них в отдельности не дает возможности решить все максимально важные проблемы и должен использоваться в органическом сочетании с другими.
Результативность построения организационной структуры не может оцениваться только одним показателем. С одной стороны, в данном случае важно учитывать, насколько структура отвечает задачам достижения результатов, находящихся в соответствии с поставленными перед организацией целями, с другой - насколько её внутреннее содержание и процессы функционирования адекватны предъявляемым требованиям к их организации и свойствам.
Итоговым показателем эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры управления является максимально полное и устойчивое достижение целей. Тем не менее, довести этот критерий до практически применяемых простых показателей, как правило, невозможно. В связи с этим наиболее эффективно использовать набор конкретных характеристик аппарата управления: его производительность при обработке информации; скорость принятия управленческих решений; надёжность системы управления; адаптивность и гибкость к изменениям внешней среды. При появлении проблем необходимо принимать численность персонала как один из критериев экономической эффективности, относительно которого должна быть обеспечена максимизация полученных результатов относительно затрат на управление. [2, c. 220]
1.2 Этапы и методы проектирования организационных структур
Решение о проектировании организационной структуры принимается вы том случае, когда действующая структура признается неэффективной. В процессе создания ставится задача разработки такой структуры управления, которая бы максимально полно отражала цель и задачи организаций, т.е. чтобы вновь спроектированная структура наиболее результативно позволяла организации осуществлять взаимодействие с внешней средой, эффективно и целесообразно распределять и направлять усилия работников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать поставленных целей. [8, c.490]
Процесс проектирования организационной структуры включает три основных этапа:
- Анализ организационных структур;
- Проектирование организационных структур.
- Оценка эффективности.
Первый этап представляет собой анализ организационных структур. Анализ действующей организационной структуры управления проводится в целях определения ее адекватности требованиям, предъявляемым к организации. Этот процесс включает:
- анализ характеристик организационной структуры;
- оценку рациональности организационной структуры;
- анализ распределения обязанностей между линейными руководителями;
- оценку издержек по выполнению управленческих функций.
По итогам анализа определяются направления оптимизации организационной структуры управления организацией. То есть в процессе анализа определяют, насколько управленческая структура рациональна с позиции установленных оценочных критериев, обуславливающих ее качество. Оценочные критерии включают:
- принципы управления, а именно соотношение между централизацией и децентрализацией (какое количество и каких решений принимается на нижнем уровне? какие последствия? какой объем контрольных функций возлагается на каждый уровень управления?);
- аппарат управления – перегруппировка структурных подразделений, смена взаимосвязей между ними, разделение полномочий и ответственности, наделение самостоятельностью некоторых звеньев, изменение характера межорганизационных связей, создание в структуре управления требуемых промежуточных звеньев и т.д.;
- функции управления — усиление процесса стратегического планирования (корректировка имеющегося бизнес-плана), организация или усиление контроля за качеством производимой продукции, привлечение сотрудников к управлению путем продажи акций, оптимизация подходов к мотивации труда и пр.;
- хозяйственная деятельность — корректировка технологического процесса, расширение межорганизационного сотрудничества, материально-техническое переоснащение организации и т.п. [12, c.106]
По итогам анализа можно выявить слабые места в работе организации. К ним относятся: большое количество звеньев управления, торможение развития организационной структуры и прочее. Посредством использования методов экспертно-аналитической группы (функционально-стоимостной анализ, метод экспертных оценок, нормативный метод и др.) возможно получить информацию дающую возможность:
- проанализировать строение функциональных подразделений на предмет их соответствия требованиям диапазона управления (в этом случае используются нормативные зависимости числа руководителей от числа исполнителей);
- перераспределить обязанности внутри отделов и функциональных служб организации;
- провести коррекцию положений о структурных подразделениях и должностных инструкциях. [10, c.168]
Второй этап – непосредственное проектирование организационных структур. Методические подходы к проектированию организационной структуры управления, относительно содержащихся в них сочетаний применяемых методов, условно делят на четыре группы:
- аналогий, предполагающие использование опыта проектирования организационных структур в подобных организациях;
- экспертная, основывающаяся на анализе предложений экспертов-специалистов. Относительно имеющихся задач они могут либо самостоятельно спроектировать возможные варианты организационной структуры, либо провести оценку разработанных проектировщиками структурам;
- структуризации целей, предусматривающая разработку системы целей организации и ее дальнейшее совмещение с создаваемой структурой. В данном случае организационная структура управления формируется на основе системного подхода, который отражается в графических описаниях этой структуры, включающих качественный и количественный анализ и обоснование вариантов ее построения и функционирования;
- организационного моделирования, позволяющего четко формулировать критерии оценки степени эффективности организационных решений. Смысл состоит в создании формализованных математических, графических или машинных описаний распределения функциональных обязанностей и ответственности в организации. [14, c.104]
В ходе проектирования организационных структур управления чаще всего решаются следующие задачи: определение вида структуры управления; определение состава и количества структурных подразделений по уровням управления; численность управленческого персонала; тип соподчиненности между организационными звеньями; расчет издержек на содержание аппарата управления.
В результате устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, каналы передачи информации, тип взаимосвязей и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и сотрудников.
Эффективность организационной структуры управления в большей мере зависит от того, насколько при ее создании соблюдались принципы проектирования. Важно отметить, что в различных организациях (учитывая специфику их работы) применяются различные принципы построения организационных структур, максимально полно отвечающие особенностям их функционирования.
В итоге, в ходе проектирования организационных структур выделяют три стадии: аналитическую (анализ имеющейся практики и требований к построению организационных структур); проектную (моделирование управленческой структуры); организационную (организация внедрения спроектированной организационной структуры). [11, c.70]