Файл: «Построение организационных структур.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Анализ организационных структур является одним из ключевых понятий теории организации, тесно связанных с целями, функциями, непосредственно процессом управления, работой руководителей и распределением между ними полномочий для достижения конкретных целей. В пределах этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором принимают участие менеджеры всех уровней руководства, категорий и профессиональной специализации. Проектирование организационных структур осуществляется с целью построения наиболее эффективной работы организации. Отсюда вытекает та значимость, которая придается необходимости непрерывного совершенствования и развития систем управления.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в теоретическом анализе работ, посвященных вопросам проектирования организационных структур и прикладном характере разработанных рекомендаций.

Целью курсовой работы является изучение процесса проектирования организационных структур. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие организационной структуры и её виды.
  2. Провести теоретический анализ работ, посвященных принципам проектирования организационных структур.
  3. Изучить этапы и методы проектирования организационных структур.
  4. Рассмотреть общую характеристику ООО «Первый мясокомбинат».
  5. Провести анализ организационной структуры управления ООО «Первый мясокомбинат».
  6. Разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Первый мясокомбинат».

Теоретическую и методологическую основу работы составляют концепции и взгляды отечественных исследователей, менеджеров и экономистов, касающиеся вопросов организации управления предприятием. В отечественной научной литературе данной проблематике посвящены работы А.Р. Алавердова, С.Д. Ильенковой, И.Н. Герчиковой, В.В. Глухова, В.В. Глущенко, А.В. Бандурина, А.Р. Каньковской, В.Р., Веснина М.Г. Лапусты, З.П. Румянцевой, О.Т. Лебедева, Э.Е. Старобинского и др. Важно отметить, что большая часть публикаций последний лет в обобщенном виде отражает зарубежный опыт изучения организационных структур управления предприятием.

Объект исследования – организационные структуры управления.

Предмет исследования – организационная структура управления ООО «Первый мясокомбинат».

Практическая значимость работы состоит в возможности применения предложенных рекомендаций в работе ООО «Первый мясокомбинат», а также аналогичных предприятий.


В ходе исследования были использованы: метод анализа, сопоставления и систематизации изучаемых источников, метод обобщения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проектирования организационных структур

1.1 Понятие и виды организационных структур

Организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, гарантирующих их развитие и эффективное функционирование как единого целого.

Организационная структура управления ориентирована на создание тесных взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, разделение между ними прав и ответственности. [17, c. 89]

Между элементами структуры управления устанавливаются связи следующих видов:

  • вертикальные, в рамках которых взаимодействие осуществляется между руководителем и подчиненным (к примеру, связь между директором организации и управляющим структурным подразделением);
  • горизонтальные, когда наблюдается взаимодействие равноправных элементов (к примеру, связи между управленцами структурных подразделений одного уровня). [18, c. 150]

Относительно характера имеющихся связей выделяют несколько основных типов организационных структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.

Линейная структура управления предполагает единоличное управление руководителем нижестоящими подразделениями по любым видам деятельности. К достоинствам данного типа относят простоту, экономичность, предельное единоначалие. Основным недостатком являются высокие предъявляемые требования к квалификации руководителей. В настоящий момент данный тип структуры практически не применяется.

Функциональная организационная структура предполагает наличие тесной связи административного управления с реализацией функционального управления (рис.1). В данном виде структуры нарушен принцип единоначалия и затруднен процесс кооперации. Сейчас практически не используется, тем не менее, в ПАО «АВТОВАЗ» функциональная структура управления применяется в обобщенной структуре, вспомогательных производствах, станкостроении. [17, c. 99]


Генеральный директор

Функциональное подразделение 1

Функциональное подразделение 2

Линейное звено 1

Линейное звено 2

Линейное звено 3

Рис. 1 Функциональная организационная структура

Линейно-функциональная структура представляет собой ступенчатую иерархическую структуру. В данном случае линейные руководители являются единоначальниками, а им помогают функциональные органы. Линейные руководители более низких ступеней административно не подчиняются функциональным руководителям более высоких. Она используется наиболее широко (рис. 2).

Иногда подобную систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня представляют собой штаб линейного руководителя.

Линейно-функциональная организационная структура широко применяется в крупных государственных структурах, например, в Федеральной Миграционной Службе (ФМС).

Генеральный директор

Функциональный руководитель

Исполнитель 1

Линейный руководитель

Функциональный руководитель

Исполнитель 2

Исполнитель 3

Исполнитель 4

Рис. 2 Линейно-функциональная организационная структура

Дивизиональная (иногда имеет название - филиальная структура) представлена на рисунке 3. Дивизионы (или филиалы) разделяются или по сфере деятельности или географически.

Генеральный директор

Дивизион 1

Дивизион 2

Функциональное подразделение

Функциональное подразделение

Функциональное подразделение

Функциональное подразделение

Функциональное подразделение

Рис. 3 Дивизиональная организационная структура

Впервые данный вид организационной структуры был использован в практике управления компанией General Motors (GMC) Альфредом Слоуном. [19, c.15]. В настоящий момент примером могут служить крупные отечественные предприятия: компания «Русский алюминий (Русал)» и авиаконцерн «Приборостроение».

Матричная структура (рис. 4) характеризуется наличием у исполнителя двух и более руководителей (один является линейным, другой - руководитель программы или направления). Подобная схема долгое время применялась в управлении НИОКР, а в настоящий момент широко используется в организациях осуществляющих работу по многим направлениям. Она все чаще вытесняет из использования линейно-функциональную.


Управление организацией

НИОКР

Изделие 2

Изделие 3

Изделие 1

Производство

Изделие 3

Изделие 2

Изделие 1

Изделие 1

Изделие 2

Изделие 3

Маркетинг

Рис. 4 Матричная организационная структура

Множественная структура (рис. 5) объединяет различные виды структур на разных ступенях управления. К примеру, филиальная структура управления может использоваться для всей организации в целом, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная. [7, c.90]

Примером матричной организационной структуры может служить, к примеру, организационная структура высшего учебного заведения. Наиболее эффективно используется в компании «Тойота».

Генеральный директор

НИР

ОКР

Изготовление

Испытание

Проект А

Проект В

Проект С

Рис. 5 Матричная организационная структура по проектам

Виды отношений внутри организации выстраиваются аналогично типу построения организационной структуры ее управления и делятся на следующие виды:

  • линейные отношения представляют собой отношения между руководителем и его подчиненными;
  • функциональные отношения есть отношения специалиста, уполномоченного выполнять конкретную функцию в рамках всей фирмы, с другими членами организации;
  • отношения управленческого аппарата встречаются в ситуациях представления чьих-либо прав и полномочий. [9, c.56]
    1. Принципы построения организационных структур

Процесс проектирования организационных структур предполагает решение следующих вопросов:

  • разделение труда и специализация;
  • департаментализации и кооперация;
  • установление связей между частями и их координация;
  • масштаб управления и контроля;
  • построение иерархии организации;
  • распределение полномочий и ответственности между элементами структуры;
  • централизация и децентрализация;
  • дифференциация и интеграция. [3, c.100]

При построении организационных структур важно соблюдать соответствующие принципы. Чем сложнее объект управления, тем более важное значение в формировании его структуры приобретают принципы управления, которым она должна соответствовать.

Демократический принцип управления состоит в достижении правильного соотношения централизации и децентрализации принятия решений, которые будут способствовать распределению стратегических и текущих задач. В соответствии с данным принципом структуры управления требуется совершенствовать до такой стадии, при которой будет соблюдаться принцип единоначалия и персональной ответственности.


Принцип системного подхода состоит в формировании совокупности управленческих решений, ведущих к реализации всех целей функционирования предприятия.

Принцип управляемости предполагает достижение фиксированного соотношения количества руководителей и линейных сотрудников. При формировании аппарата управления важно стремиться к оптимальности этого соотношения, а также к распределению управленческих решений по уровням, предусматривающим рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решения. Если нагрузка на руководителя превышает установленные нормы, то резко сокращается действенность и оперативность управления.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления предполагает, что структура управления должна формироваться, основываясь на особенностях объекта управления. Состав структурных подразделений, тип взаимосвязей между ними определяется исходя из специфики функционирования как отдельных структурных элементов, так и системы в целом.

Принцип адаптации состоит в том, что к построению организационной структуры предъявляются требования гибкости, адаптивности, способности быстро меняться относительно воздействий внешней и внутренней среды. В этом отношении важное значение приобретает совершенствование каналов информационного обеспечения деятельности руководителя.

Принцип специализации предполагает обеспечение условий для технологического разделения труда при формировании структурных подразделений.

Принцип централизации при проектировании организационной структуры говорит о необходимости сочетать управленческие работы необходимо проводить, учитывая однородность приемов и методов выполнения. Принцип централизации подразумевает сокращение уровней управления.

Принцип профессиональной регламентации состоит в постепенном группировании функциональных звеньев на каждом уровне управления таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение определенных целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функциональных обязанностей. Наиболее важное значение имеет распределение работ между специалистами, принимающими решения на основе имеющихся компетенций. Таким образом, проектирование организационных структур должно происходить не абстрактно, а с учетом имеющихся деловых качеств руководителей и специалистов разных уровней управления.

Принцип правовой регламентации предполагает проектирование структуры управления с учетом уже принятых решений и постановлений вышестоящего руководства в части распределения функциональных обязанностей и ответственности. Правовой аспект при формировании структурных подразделений управления отражает условия и порядок его функционирования, а также уровень его значимости и самостоятельности.