Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические основы управления организациями).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Теоретические основы управления организациями
1.1 Понятие организации, ее формы
1.3 Зарубежный опыт управления организациями
Глава 2. Особенности управления ООО «Лекс» (сеть салонов «Оптик-сити») в современных условиях
2.1 Характеристика организационной структуры предприятия
2.2 Особенности управления ООО «Лекс» в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современная организация как система управления представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества взаимосвязанных, постоянно меняющихся элементов. Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей (для деловых организаций) или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей (для организаций союзного типа). Успех любой организации определяется сбалансированностью различных направлений ее деятельности, а ее дальнейшее развитие в условиях рыночной экономики зависит от способности своевременно предвидеть и реагировать на изменения и соответствующим образом адаптировать свою структуру и свою продукцию.
В каждой организации существуют свои, характерные только для нее правила построения организационных и управленческих взаимоотношений, как во внутренней, так и во внешней среде. К сожалению, создаваемые организационно-управленческие системы зачастую демонстрируют рассогласованность таких взаимоотношений, что в значительной мере снижает экономические результаты их деятельности из-за одностороннего учета интересов собственников и управленческого персонала.
Целью данной курсовой работы является изучение особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие организации, ее формы;
- охарактеризовать правовые основы управления организациями;
- изучить зарубежный опыт управления организациями;
- дать характеристику организационной структуры предприятия ООО «Лекс»;
- проанализировать особенности управления ООО «Лекс» в современных условиях;
- внести предложения по совершенствованию управления ООО «Лекс» в действующих экономических условиях.
Объектом исследования является ООО «Лекс» (сеть салонов «Оптик-сити»).
Предметом работы являются особенности управления ООО «Лекс».
При выполнении курсовой работы использовались такие методы исследования как метод анализа и научного обобщения учебной и специальной литературы, табличный и графический метод изображения данных и другие.
При работе над курсовой работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских и зарубежных ученых, освещавших различные аспекты совершенствования управления современной организацией, таких, как: Акулова И.С., Юдина М.С., Жук С.С., Знаменский Д.Ю., Кибанов А.Я., Дуракова И.Б., Кириллов А.В., Виниченко М.В., Жукова Н.В., Веретехина С.В., Пономарева Н.Г., Цыганков В.А. и др.
Структура работы сложилась исходя из поставленной цели и задач. Курсовая работа включает в себя введение, три главы заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1 . Теоретические основы управления организациями
1.1 Понятие организации, ее формы
Система управления организацией – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации 7, с. 93].
Система представляет собой целостное образование, взаимосвязанных между собой элементов, обладающих собственными характеристиками, к тому же каждая система является элементом более высокого порядка, а элемент системы – более низкого порядка. Между элементами связи существуют связи. Они выполняют большую смысловую нагрузку. С помощью связей элементы системы, осуществляя каждый свою деятельность, добиваются главной цели, которая стоит перед всей системой.
Системный подход – это комплексное рассмотрение, позволяющее лучше осмыслить структуру организации и другие особенности и найти наилучшие способы воздействия на их развитие и систему управления ими.
В процессе управления задачами и заданиями люди вступают в отношения. Собственно управление человеческими отношениями и продвигает задание к выполнению, особенно, если оно нестандартное, когда требуется участие разных специалистов 12, с. 59].
Элементы менеджмента могут существовать в человеческих отношениях во внутреннем пространстве деятельности организаций. Например, существует феномен коммуникаций, в который погружены все работники организации: приветствие, расспросы или сообщения на любую тему (здоровье, погода, как найти что-то и т.д.), определение местонахождения чего-нибудь или чего-нибудь, обращения по любому поводу и т.д. Коммуникации формируют, поддерживают, меняют и даже иногда прекращают личные человеческие отношения внутри служебной деятельности.
Комплекс основных компонентов понятия «система управления» представлен на рисунке 1.
Система управления
Статика системы
Кинематика системы
Динамика системы
Цели
Принципы
Информация
Функции управления
Методы управления
Процедура управления
Структура управления
Стиль управления
Цикл управления
Технология управления
Средства труда
Живой труд
Предметы труда
Продукты труда
Объект управления
Техника
управления
Аппарат
управления
Документы
управления
Управленческое решение
Рис. 1. Содержание понятия «система управления» 13, с. 69]
Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов - управляющего и управляемого (рисунок 2). Будучи подсистемой организации, в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное образование.
Управляющая
подсистема
Процесс управления
Прямая связь (управляющее воздействие)
Обратная связь (информация об управляемом процессе, в том числе о результатах управления)
Управляемая подсистема
Объект управления
Рис. 2. Состав элементов системы управления 19, с. 292]
В качестве объектов управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. В качестве объектов менеджмента могут выступать также ресурсы компании: материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и др. Также в качестве объектов менеджмента могут служить результаты деятельности компании: производительность труда, качество производимой продукции и др.
Процесс управления организацией можно представить в виде трех блоков [16, с. 139]:
Блок 1 включает в себя процессы, связанные с подбором персонала, определением условий работы сотрудников и заключение контракта.
Блок 2 включает в себя процессы, связанные с взаимодействием организации и персонала. Это, в частности, и обучение, и разрешение конфликтов, и забота о здоровье работника.
Блок 3 включает в себя процессы, связанные с результатом выполнения работы сотрудника.
В системе управления можно выделить следующие основные компоненты (см. рис. 3).
Подпроцессы системы управления
Адаптация персонала
Движение персонала
Обучение персонала
Оценка персонала
Повышение квалификации персонала
Подбор персонала
Потребность в персонале
Расстановка персонала
Формирование резерва персонала
Деловая карьера управленческого персонала
Развитие персонала
Оформление документации по персоналу
Сертификация персонала
Система заработной платы и льгот работников
Определение потенциала управленческих работников
Формирование банка данных по персоналу
Рис. 3. Подпроцессы системы управления 13, с. 76]
Построение системы менеджмента должно осуществляться четко и конкретно для всех членов организации, что даст им уверенность и способность сохранять и развивать управленческие бизнес-процессы. Важен еще такой момент, что по-настоящему эффективной система менеджмента будет только тогда, когда функции управления и задачи будут распределяться между всеми людьми, каждый из них будет иметь право и власть, чтобы решать задачи ответственности в соответствии с организационными принципами и личными ценностями. Это означает, что у каждого руководителя на каждом уровне иерархии должен быть уровень доверия, который соответствует сложности и важности их роли и выполняемым задачам [6, с. 152]. В организациях, где нет доверия наемным менеджерам, не может быть эффективной система менеджмента.
В процессе формирования системы менеджмента и управления необходимо руководствоваться следующими принципами: человеческие ресурсы признаются ключевым ресурсом производственно-хозяйственной деятельности; ориентация управления человеческими ресурсами на стратегию развития предприятия; принцип самоуправления и демократизации, принцип развития персонал и др. Применение данных принципов на практике необходимо рассматривать как некие базовые установки, общие подходы в процессе формирования механизма управления трудовыми ресурсами исходя из специфики деятельности компании и с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Одна из наиболее важных задач современного менеджмента торговых предприятий – построение организационных структур управления в соответствии с изменяющимися условиями. Современные торговые организации работают в условиях динамичной и высококонкурентной бизнес-среды, следовательно, должны мгновенно приспосабливаться к изменениям рынка. В первую очередь, это касается организационной структуры управления: она расширяется, трансформируется, становится более гибкой и менее централизованной.
Характеристика организационной структуры включает шесть основных элементов: специализация рабочих задач; департаментализация; командная цепочка; норма управляемости; формализация; централизация и децентрализация.
Грамотно построенная оргструктура дает торговой организации следующие возможности [18, с. 326]:
- оптимизация численности персонала, формирование необходимого для обеспечения бизнес целей компании количества подразделений;
- прозрачное и максимально простое взаимодействие подразделений и работников;
- равномерное распределение нагрузки на персонал, отсутствие дублирования функций и их «провисания»;
- отсутствие двойного и тройного подчинения;
- чёткое разграничение сфер деятельности руководителей, определение их полномочий и зоны ответственности;
- создание условий для быстрого и комфортного вхождения новых сотрудников в компанию.
Предприятия различаются между собой по следующим признакам:
1) по отраслевой и предметной специализации:
а) промышленные предприятия по выпуску продукции, по изготовлению средств производства, по добыче сырья, выработки электроэнергии и т.д.;
б) сельскохозяйственные предприятия;
в) предприятия строительства и транспорта, торговли.
2) по товарной специализации:
а) узкоспециализированные, выпускающие и реализующие ограниченный ассортимент продукции, например, производство зерна, мяса и т.д.;
б) универсальные (многопрофильные), выпускающие и реализующие продукцию широкого ассортимента и различного назначения;
в) комбинированные встречаются в химической, текстильной, металлургической промышленности, сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, в третий вид;
3) по размеру предприятия делятся в зависимости от численности работающих, стоимостного размера выпускаемой и реализуемой продукции, стоимости основных фондов на:
а) малые;
б) средние;
в) крупные;
4) по форме собственности различают:
а) государственные;
б) муниципальные предприятия, учреждения, кооперативы, организации;
в) хозяйственные общества (например, общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества);
г) хозяйственные товарищества (полное хозяйственной товарищество, товарищество на вере).
Кроме вышеперечисленных критериев торговые предприятия имеют и специфические, как-то:
5) по формам обслуживания различают предприятия: