Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии
1.1 Понятие и сущность управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии
1.2 Основные резервы увеличения товарооборота предприятия
1.3 Тенденции развития рынка сбыта, как предпосылки эффективной коммерческой деятельности
2. Анализ управления товарооборотом в СООО «Либретик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СООО «Либретик»
2.2 Анализ динамики и структуры товарооборота СООО «Либретик»
2.3 Анализ влияния факторов на динамику товарооборота
3. Направления совершенствования управления товарооборотом в СООО «Либретик»
Анализ состояния товарных запасов по отдельным группам товаров и по отдельным группам и в целом по магазину, расчет товарооборачиваемости в днях и в количестве оборотов, определение суммы высвобожденных или дополнительно вовлеченных средств за месячный период представлен в таблице 2. 3.
Таблица 2.3 - Анализ состояния товарных запасов по отдельным группам и в целом по магазину «Либретик»
Товарные группы |
Норматив товарных запасов |
Фактические товарные запасы |
Отклонение от норматива |
|||
Дни |
Сумма, тыс.руб. |
Дни |
Сумма, тыс.руб. |
Дни |
Сумма, тыс.руб. |
|
Хлеб |
1,5 |
93,2 |
1 |
103,1 |
- 0,5 |
-10,1 |
Молоко |
3 |
103,6 |
2 |
96,5 |
-1 |
7,1 |
Мясо охлажденное |
5 |
95,0 |
3 |
78,9 |
-2 |
16,1 |
Колбаса |
15 |
105,0 |
10 |
122,3 |
-5 |
-17,3 |
Мясо птицы охлажденное |
45 |
97,9 |
50 |
83,8 |
5 |
14,1 |
Овощи |
53 |
86,3 |
48 |
70,5 |
-5 |
15,8 |
Всего |
30 |
3641,7 |
26 |
3259,3 |
-4 |
382,4 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным магазина.
В целом по магазину фактические товарные запасы отличаются от норматива на 382,4 тыс.руб, а в днях – на 4 дня.
В магазине «Либретик» наблюдается высвобождение средств из оборота в результате ускорения товарооборачиваемости (сумма высвобождения оборотных дает положительный результат). Благодаря этому на предприятии остаются дополнительные средства и улучшаются общие экономические показатели магазина.
Таким образом, на основании вышеизложенного видно, что предприятие в течение анализируемого периода работало рентабельно. В 2018 году наблюдается снижение уровня рентабельности. Значительно уменьшилась общая рентабельность и общий объем прибыли, что свидетельствует о небольших проблемах. СООО «Либретик» крупное предприятие, не раз преодолевало кризисные явления и всегда обеспечивало необходимый размер прибыли. Все это дает основания предполагать улучшение ситуации по ряду показателей в ближайшие два года.
2.2 Анализ динамики и структуры товарооборота СООО «Либретик»
Анализ структуры товарооборота актуален в современных условиях, когда одним из основных показателей в оценке деятельности торговых организаций стала прибыль. В таблице 2.4 приведены данные динамики и выполнения плана товарооборота магазина за 2017-2018 гг.
Таблица 2.4 - Анализ динамики и выполнение плана товарооборота магазина «Либретик» за 2017 – 2018 гг.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
Темп изменения в% к прошлому году |
|||||
План |
Факт |
% выполнения плана |
От плана |
От прошлого года |
|||||
ТО, тыс.руб. |
5667741,05 |
6033560 |
6352870 |
105,3 |
319310 |
685128,95 |
112,1 |
||
а)в действующих ценах |
5667741,05 |
6033560 |
6352870 |
105,3 |
319310 |
695128,95 |
112,1 |
||
б)в сопоставимых ценах |
- |
3766972,6 |
3966329,5 |
105,3 |
199356,9 |
- |
- |
||
В том числе: |
|||||||||
1 квартал |
1315920,5 |
1581463,7 |
1457632,9 |
92,2 |
-23830,8 |
141712,4 |
110,8 |
||
2 квартал |
1351820,55 |
1479334,1 |
1387954,2 |
93,8 |
-91379,9 |
36133,65 |
102,7 |
||
3 квартал |
1643897,9 |
1512742,3 |
1879350 |
124,2 |
366607,7 |
235452,1 |
114,3 |
||
4 квартал |
1356102,1 |
1460019,9 |
1627932,9 |
111,5 |
167913 |
271830,7 |
120,1 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
Как видно по показателям таблицы 2.5, предприятие СООО «Либретик» работает достаточно эффективно, однако следует отметить и отрицательные нюансы. Конечно, товарооборот по сравнению с прошлым годом увеличился на 685128,95 тыс.руб. что в процентах составило 12,1, однако, следует заметить, что в 1-ом и 2-ом кварталах отчетного года показатели % выполнения плана ниже 100, что характеризует недовыполнение плана, если быть точными, то в 1-ом квартале недовыполнение плана составило - 23830,8 тыс.руб., во 2-ом квартале сумма составила – 91 379,9 тыс.руб. это достаточно неприятные условия для работы магазина. Можно сказать, что исключительно за счет 3-го и 4-го кварталов общий товарооборот за отчетный год превысил плановые показатели. В третьем квартале отчетного года план был перевыполнен на 24,2%, что в сумме составило 366 607,7 тыс.руб. Именно показатели этого квартала способствовали достижению достаточно высоких результатов.
Структура товарооборота по некоторым товарным группам в динамике представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5 -Структура товарооборота по товарным группам
Товарные группы |
2017 год |
2018 год |
(+,-) уд.вес |
||||
млн.р. |
уд.вес |
Нат.ед. |
млн.р. |
уд.вес |
нат.ед. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Колбасные изделия |
99648,1 |
14,3% |
955,8 |
97118,1 |
14,0 |
932,5 |
-0,3 |
Ликероводочные |
72138,7 |
10,4% |
53,5 |
72691,3 |
10,5 |
53,9 |
+0,1 |
Кондитерские изделия |
74707,2 |
10,7% |
591,4 |
74302,4 |
10,7 |
588,2 |
- |
Молокопродукты |
65233 |
9,4% |
6391,2 |
65969,5 |
9,5 |
6463,4 |
+0,1 |
Хлебобулочные изделия |
54508,3 |
7,8% |
5541,2 |
54658,8 |
7,9 |
5556,5 |
+0,1 |
Мясо и птица |
36548,8 |
5,3% |
515,2 |
38192,8 |
5,5 |
538,4 |
+0,2 |
Рыба С/М |
48033,8 |
6,9% |
668,8 |
48409,1 |
7,0 |
674,0 |
+0,1 |
Фрукты |
22017,8 |
3,2% |
361,6 |
22715,7 |
3,3 |
373,1 |
+0,1 |
Пиво |
25174,8 |
3,6% |
99,2 |
25387,8 |
3,7 |
100,0 |
+0,1 |
Сыры твердые и плавленые |
19746,1 |
2,8% |
228,8 |
18449,2 |
2,7 |
213,8 |
-0,1 |
Вино |
23306,4 |
3,4% |
21,0 |
23383,0 |
3,4 |
21,2 |
- |
Безалкогольные напитки |
14521,5 |
2,1% |
144,3 |
14977,1 |
2,2 |
148,8 |
+0,1 |
Мороженое |
12398,1 |
1,8% |
179,0 |
12893,9 |
1,9 |
186,2 |
+0,1 |
Сахар |
10089,9 |
1,5% |
524 |
9116,2 |
1,3 |
473,4 |
-0,2 |
Коньяк |
13332,0 |
1,9% |
32 |
11499,5 |
1,7 |
27,6 |
-0,2 |
Масло животное |
6759,5 |
1,0% |
95,5 |
6743,2 |
1,0 |
95,3 |
- |
Табачные изделия |
6255,4 |
0,9% |
6307,0 |
0,9 |
- |
||
Яйцо птицы |
6275,4 |
0,9% |
4047,5 |
6249,7 |
0,9 |
4030,9 |
- |
Консервы овощные |
7603,3 |
1,1% |
7638,6 |
1,1 |
- |
||
Майонез |
6438,8 |
0,9% |
173,4 |
6274,4 |
0,9 |
169,0 |
- |
Сельдь соленая |
9715,1 |
1,4% |
215,9 |
9721,8 |
1,4 |
216,0 |
- |
Овощи |
5265 |
0,8% |
47,9 |
5223,0 |
0,8 |
47,5 |
- |
Продолжение таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Масло растительное |
5655,2 |
0,8% |
143,3 |
6039,7 |
0,9 |
153,0 |
+0,1 |
Шампанское |
6532,5 |
0,9% |
5,7 |
6050,7 |
0,9 |
5,3 |
- |
Крупы |
5323,7 |
0,8% |
481,9 |
5075,5 |
0,7 |
459,4 |
-0,1 |
Кофе |
6027,8 |
0,9% |
7,4 |
6032,7 |
0,9 |
7,4 |
- |
Консервы рыбные |
5800,3 |
0,8% |
227,1 |
5992,4 |
0,9 |
234,6 |
+0,1 |
Чай |
5258,8 |
0,8% |
25,5 |
5944,2 |
0,9 |
28,8 |
+0,1 |
Макаронные изделия |
3072,8 |
0,4% |
224,3 |
3172,1 |
0,5 |
231,5 |
+0,1 |
Мука |
2115,5 |
0,3% |
149,8 |
2183,2 |
0,3 |
154,6 |
- |
Консервы мясные |
1266,3 |
0,2% |
18,8 |
1288,8 |
0,2 |
19,1 |
- |
Маргариновая продукция |
1164,6 |
0,2% |
46,0 |
1783,2 |
0,3 |
52,3 |
+0,1 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
При анализе структуры товарооборота в 2018 году по сравнению с 2017г. в суммарным выражении произошло снижение продаж по всем товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по некоторым группам товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Рост удельного веса некоторых видов товаров в общей структуре товарооборота
№ |
Товарные группы |
Рост уд. веса, % |
1. |
Макаронные изделия |
+0,1% |
2. |
Молокопродукты |
+0,1% |
3. |
Хлебобулочные изделия |
+0,1% |
4. |
Мясо и птица |
+0,2% |
5. |
Рыба С/М |
+0,1% |
6. |
Фрукты |
+0,1% |
7. |
Масло растительное |
+0,1% |
8. |
Ликероводочные |
+0,1% |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой магазина. Положительная динамика доходов предприятия от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов. Оценка равномерности выполнения товарооборота за 2017 г представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Товарооборот по месяцам за 2017 г.
Месяц |
продажа продукции по плану, тыс.руб. |
Продажа продукции фактический,тыс.руб. |
Процент выполнения плана |
Январь |
87120 |
70252 |
80,64 |
Февраль |
91000 |
87332 |
95,97 |
Март |
92500 |
83900 |
90,70 |
Апрель |
98200 |
94232 |
95,96 |
Май |
100000 |
95132 |
95,13 |
Июнь |
101500 |
110876 |
109,24 |
Июль |
101583 |
94657 |
93,18 |
Август |
107800 |
100004 |
92,77 |
Сентябрь |
108540 |
118899 |
109,54 |
Октябрь |
112400 |
93241 |
82,95 |
Ноябрь |
118788 |
91659 |
77,16 |
Декабрь |
119120 |
90009 |
75,56 |
Итого: |
6962049,3 |
6352870 |
91,25 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
Определим коэффициент ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о товарообороте, необходимые для этого представлены в таблице 2.7.
Коэффициент ритмичности =
=
=0,897
Коэффициент ритмичности близкий к 1, свидетельствует о ритмичности осуществления продаж
Среднеквадратическое отклонение =
==10,61 %
Коэффициент вариации = =11,63
Значение коэффициента вариации превышает оптимальное значение, равное 10, следовательно, колебания велики и степень отклонения в реализации прогнозируемого оборота от среднего уровня также велика.
Анализируя структуру товарооборота в 2018 году по сравнению с 2017 годом, мы видим снижение доли продаж в некоторых товарных группах, в основном из-за закрытия торговых точек в городе. Но по ряду групп товаров произошло увеличение доли продаж в общем обороте. Эти данные представлены в таблице 2.8.