Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии
1.1 Понятие и сущность управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии
1.2 Основные резервы увеличения товарооборота предприятия
1.3 Тенденции развития рынка сбыта, как предпосылки эффективной коммерческой деятельности
2. Анализ управления товарооборотом в СООО «Либретик»
2.1 Организационно-экономическая характеристика СООО «Либретик»
2.2 Анализ динамики и структуры товарооборота СООО «Либретик»
2.3 Анализ влияния факторов на динамику товарооборота
3. Направления совершенствования управления товарооборотом в СООО «Либретик»
Таблица 2.8 - Рост удельного веса продаж отдельных видов товаров в общем объема товарооборота
№ |
Товарные группы |
Рост уд. веса, % |
1. |
Хлебобулочные изделия |
+0,1% |
2. |
Молокопродукты |
+0,2% |
3. |
Ликероводочные изделия |
+0,1% |
4. |
Масло растительное |
+0,2% |
5. |
Майонез |
+0,1% |
6. |
Кофе |
+0,1% |
7. |
Чай |
+0,1% |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
По социально значимым товарным группам доля общих продаж в 2017 году осталась на прежнем уровне. Это такие группы, как мясо и птица, крупы, макароны, мука, сахар, мясные консервы.
Основной причиной роста продаж по товарным группам является активная реализация акций, связанных с ценообразованием СООО «Либретик». Позитивная динамика доходов Компании от розничной торговли свидетельствует о стабильной позиции Эмитента на рынке, несмотря на быстрый рост числа торговых точек конкурентов.
Оценка равномерности реализации товарооборота за 2018 г. Определим коэффициент ритма, стандартное отклонение и коэффициент вариации. Данные по обороту, необходимые для этого, представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Товарооборот по месяцам за 2018 г
Месяц |
План |
Факт |
% выполнения плана |
Январь |
109989 |
117876 |
107,17 |
Февраль |
110789 |
113000 |
102,00 |
Март |
113000 |
110789 |
98,04 |
Апрель |
113654 |
97899 |
86,14 |
Май |
115880 |
83799 |
72,32 |
Июнь |
118769 |
87879 |
73,99 |
Июль |
119872 |
109876 |
91,66 |
Август |
123987 |
106630 |
86,00 |
Сентябрь |
127699 |
105120 |
82,32 |
Октябрь |
136900 |
109400 |
79,91 |
Ноябрь |
139769 |
106327 |
76,07 |
Декабрь |
146700 |
99400 |
67,76 |
Итого: |
810899,4 |
685128,9 |
84,49 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
Коэффициент ритмичности =
=0,838
Коэффициент ритмичности близкий к 1, свидетельствует о ритмичности осуществления продаж. Но не смотря на удовлетворительное значение, величина его снизилась в 2018г. по сравнению с предыдущим годом.
Среднеквадратическое отклонение =
==13,28
Коэффициент вариации = = 15,72
Аналогично 2017г., значение коэффициента вариации превышает оптимальное значение равное 10, следовательно, колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика. Необходимо отметить, что в отчетном году по сравнению с базовым его значение возросло и как следствие возросло отклонение.
На рисунке 2.1 представлена обобщающая динамика товарооборота за 2017-2018 гг.
Рисунок 2.1 – Динамика товарооборота в 2017-2018 гг.
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных предприятия.
Согласно данным, представленным на рисунке 2.5, динамика товарооборота нестабильна. Этот факт связан со спецификой магазина, в котором продаются товары повседневного спроса. На товарооборот влияют такие факторы, как экономическая ситуация в стране, покупательская способность населения, вкусы и желания потребителей, отношение покупателей к торговой сети и т. д.
Пик торгового оборота в 2018 году пришелся на январь, что связано с праздниками и большим количеством выходных. В 2017 году пик товарооборота пришелся на сентябрь, то есть в начале учебного года, завершение каникул и возвращение большинства белорусских граждан из зарубежных поездок.
На рисунке видно, что в 2017 и 2018 годах наблюдается общая тенденция снижения объемов торговли в апреле-мае, что связано с открытием курортного сезона.
Основной причиной роста продаж по товарным группам являются активные меры по проведению акций, связанных с ценовой политикой магазина. Положительная динамика выручки компании от розничной торговли свидетельствует о стабильной позиции Эмитента на рынке, несмотря на быстрый рост числа торговых точек конкурентов.
Так, при анализе структуры товарооборота в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в сумме произошло снижение продаж по всем товарным группам, в основном из-за закрытия торговых точек в городе.
Основной причиной роста продаж по товарным группам являются активные меры по проведению акций, связанных с ценовой политикой магазина. Положительная динамика выручки компании от розничной торговли свидетельствует о стабильной позиции Эмитента на рынке, несмотря на быстрый рост числа торговых точек конкурентов.
2.3 Анализ влияния факторов на динамику товарооборота
Анализ товарных ресурсов, как правило, начинается с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по сбытовой компании и по товарным группам и товарам) [38, c.96]. Входная часть товарного баланса включает в себя не только запасы товаров на складах компании СООО «Либретик» и на торговой площадке в начале года, но и первоначальные остатки проданных товаров. Расходная часть товарного баланса включает, помимо оборота, внутренний выпуск товаров покупателям, прочее распоряжение товарами и окончательные остатки товаров на складах, в торговом зале и в продаже товаров.
Товарный баланс по торговому предприятию СООО «Либретик» характеризуется следующими данными (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Алгоритм расчета влияния показателей товарного баланса на развитие розничного товарооборота в СООО «Либретик» в тыс.руб.
Показатели |
Факт. ТО 2016 г |
2017 |
Отклонение |
Влияние на |
|||
план |
факт |
От плана |
От прошл. |
Вып. плана |
На динамику ТО |
||
1 Остатки товаров на складах на начало года |
1160 |
1700 |
1624 |
-76 |
+464 |
-76 |
+464 |
2 Выработка и поступление товаров |
26859,864 |
42100,0 |
46274,483 |
4174,483 |
+19414,619 |
+4174,483 |
+19414,619 |
3 Остатки товаров на складах на конец периода |
1624 |
7800 |
7727 |
+73 |
+6103 |
+73 |
6103 |
4 Розничный товарооборот (стр.1 + стр.2 - стр.3) |
26395,864 |
36000,0 |
40171,483 |
+4171,483 |
+13775,619 |
+4171,483 |
+13775,619 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
На перевыполнение плана по розничному товарообороту на 4171,483 тыс.руб. положительно повлияли рост выработки и поступление товаров (+4174,483 тыс.руб.), снижение товарных запасов на складах на конец года (+73 тыс.руб.) и отрицательно - заниженные товарные запасы на складах на начало года (-76 тыс.руб.). Росту розничного товарооборота в динамике (на 13775,619 тыс.руб.) способствовали увеличение запасов товаров на складах на начало года (+464 тыс. руб), рост выработки и поступление товаров (+19414,619 тыс.руб.). На уменьшение розничного товарооборота повлияли увеличение товарных запасов на складах на конец года (-6103 тыс.руб.).
Осуществляя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяется анализу поступления товаров. В то же время, необходимо не только дать объективную оценку реализации плана и динамики поступления товаров, но и определить пути, возможности и резервы для увеличения их импорта у местных поставщиков, особенно закупленных. на льготных условиях, для улучшения поставок товаров. Изучение источников поступления товара проводится по всем товарным группам и товарам и в разделе ассортимента.
Для анализа и оценки динамики источников поступления товаров по СООО «Либретик» составим рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 – Доля государственных предприятий в общем объеме поставщиков
Примечание. Источник: собственная разработка.
В магазине «Либретик» наблюдается высвобождение средств из оборота в результате ускорения товарооборачиваемости (сумма высвобождения оборотных дает положительный результат). Благодаря этому на предприятии остаются дополнительные средства и улучшаются общие экономические показатели магазина. В таблице 2.11 представлены данные анализа влияния трудовых ресурсов на товарооборот торгового предприятия СООО «Либретик».
Таблица 2.11 – Влияние трудовых ресурсов на товарооборот СООО «Либретик»
Показатель |
2016 |
2017 |
Отклонение,+/- |
Влияние на товарооборот |
Товарооборот, тыс.руб. |
26395,864 |
40171,483 |
+13775,619 |
+13775,619 |
Среднесписочная численность, чел |
63 |
74 |
+11 |
+4608,656 |
Среднегодовая выработка на 1 работника, тыс.руб. |
418,98 |
542,86 |
+123,88 |
+9166,963 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Для наглядного примера следует провести факторный анализ по некоторым показателям: товарооборота, ССЧ, показателям индекса цен, производительности труда. Показатели необходимые для проведения факторного анализа представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Исходные данные для факторного анализа
Показатели |
2016 год |
2017 год |
Изменение(+/-),% |
Товарооборот |
26395,864 |
40171,483 |
+13775,619 |
Среднесписочная численность работников |
63 |
74 |
+11 |
Индекс цен |
1,00 |
1,11 |
0,11 |
Товарооборот (в действующих ценах) |
26395,864 |
40171,483 |
+13775,619 |
Производительность труда: |
1303,57 |
1577,74 |
274,18 |
в действующих ценах |
|||
в сопоставимых ценах |
1303,57 |
1421,39 |
117,82 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.
В данной работе мы определим влияние численности работников и их производительности труда в действующих и сопоставимых ценах и влияние цен на изменение выпуска продукции.
1). в действующих ценах:
ТО0=Ч0∙ПТ0 = 1130193,00 руб.
ТО’= Ч1∙ПТ0 = 1031123,90 руб.
ТО1=Ч1∙ПТ1 = 1247995,00 руб.
Δ ТО(Ч) = - 99069,10 руб.
Δ ТО(ПТ) = 216871,10 руб.
Δ ТО = 117802,00 руб.
Таким образом, на изменение объема торговли повлияли два фактора: производительность труда работников (в текущих ценах) и их численность. Увеличение численности работников привело к снижению текучести кадров на 99069,10 руб. Рост производительности труда оказал положительное влияние на текучесть кадров, т. е. увеличился на 21687,10 руб. Общее влияние двух факторов привело к увеличению текучести кадров в 117802,00 руб.
Исходя из вышесказанного ясно, что предприятие в течение анализируемого периода работало прибыльно. В 2017 году наблюдается снижение уровня рентабельности. Общая рентабельность и общая прибыль значительно снизились, что указывает на небольшие проблемы. ООО «Либретик» является крупным предприятием, неоднократно выходившим из кризиса и всегда обеспечивавшим необходимый объем прибыли. Все это дает основание предполагать улучшение ситуации по ряду показателей в ближайшие два года.
Также при анализе структуры торговли в 2017 году по сравнению с 2016 годом в сумме произошло снижение продаж по всем товарным группам, в основном из-за закрытия торговых точек в городе.
Основной причиной роста продаж по товарным группам являются активные меры по проведению акций, связанных с ценовой политикой магазина. Положительная динамика выручки компании от розничной торговли свидетельствует о стабильной позиции Эмитента на рынке, несмотря на быстрый рост числа торговых точек конкурентов.
На выполнение плана по розничному товарообороту 4171,483 тыс. руб. Положительно повлияло увеличение объемов производства и товарооборота (+4174,483 тыс. руб.), Сокращение товарных запасов на складах на конец года (+73 тыс. руб. отрицательный - недооцененные товарные запасы на складах на начало года (-76 тыс. руб.). Рост розничного товарооборота в динамике (на 13775 619 тыс. руб.) Способствовал увеличению запасов товаров на складах в начале года (+464 млн. руб.), Росту производства и поступления товаров (+19414 , 619 тысяч рублей). На снижение розничного товарооборота повлияло увеличение запасов на складах на конец года (-6103 тыс. руб.).
Сегодня, когда торговые предприятия испытывают жесткую конкуренцию, а потребители становятся разборчивыми, ООО «Либретик» даже при положительных показателях оборота розничной торговли необходимо постоянно совершенствовать и обновлять все торгово-технологические процессы, начиная с организации экономических отношений. и заканчивая выпуском товара конечному потребителю.