Файл: 1 Криминалистическая характеристика экоцида 3 2 Первоначальный этап расследования экоцида 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судебно-технологическая экспертиза является разновидностью технической. Она назначается для выявления на действующем промышленном предприятии нарушений технологического процесса, которые могут вызвать экологически вредные последствия.

Строительно-техническая экспертиза касается проектирования и производства строительных работ.

Агротехническая экспертиза назначается в случае причинения вреда сельскохозяйственным культурам.

Зоотехническая экспертиза назначается в случае причинения вреда животноводству.

Гидрометеорологическая экспертиза устанавливает, могли ли конкретные отходы производства рассеяться от источника загрязнения на определенное расстояние в данной гидрометеорологической ситуации, каков расход воды в определенном водоеме в сложившихся условиях и др.

Нередко при расследовании уголовных дел об экологических преступлениях возникает необходимость в применении специальных познаний, относящихся к нескольким различным отраслям. Тогда назначаются комплексные экспертизы, при проведении которых эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением поставленных вопросов и формулированием общего вывода.

Производство экологических экспертиз можно поручать сотрудникам отделов экологической экспертизы местных органов Минприроды России, работникам научно-технических советов экологических обществ.

При расследовании экоцида важную информацию следователи получают из допросов потерпевших и свидетелей. Круг свидетелей достаточно широк. Различают следующие группы свидетелей.

Первая группа - очевидцы, могущие сообщить о факте загрязнения и о его последствиях. Очевидцы - это прежде всего граждане из числа местных жителей, которые непосредственно наблюдали факты вредных выбросов в водоемы и атмосферу, а также наблюдали наступившие вредные последствия. Среди них могут оказаться потерпевшие, здоровью которых были причинены более или менее серьезные повреждения, а также свидетели из числа работников предприятия-загрязнителя. При допросе этих лиц выясняют вопросы: о факте и времени обнаружения вредных выбросов в водные бассейны и атмосферу, причине происшедшего события, характере и масштабе загрязнения.1

Наибольшую ценность представляют обычно показания сотрудников соответствующих органов государственного надзора, которые по роду службы осуществляют контроль за окружающей средой, делают это систематически и квалифицированно. При допросе этих лиц следует выяснить, что, где и когда они наблюдали и фиксировали, какие вредные последствия происшедшего им известны, где находятся соответствующие документы. Если такие факты имели место и раньше, то какие меры по отношению к нарушителям предпринимались, каким образом устранялись выявленные нарушения.


Вторая группа свидетелей - это лица из числа администрации и обслуживающего персонала предприятия, на котором произошел выброс вредных веществ. При этом следует иметь в виду, что среди свидетелей могут оказаться как лица, которые не причастны к произошедшему и возмущены имевшим место событием, так и прямые виновники экологического происшествия. Эта категория допрашиваемых наиболее полно осведомлена об обстоятельствах случившегося, поэтому к их допросам нужно тщательно готовиться.

Допрос необходимо начинать с тех, кто работал на данном участке, был очевидцем происшедшего события, но в случившемся неповинен, а потому может дать объективные показания. Для допроса заинтересованных лиц, в той или иной степени виновных в происшедшем событии, следователю необходимо располагать документами, фактами, показаниями их сослуживцев, с тем чтобы побудить, при необходимости, к даче правдивых показаний. Для этого он: знакомится с работой предприятия-загрязнителя окружающей среды, изучает специфику производства, особенности конструкций и характера очистных сооружений, продумывает перечень вопросов, составляет развернутый план допроса. Для оценки показаний относительно технических и технологических особенностей предприятия-загрязнителя и своевременного пресечения попытки исказить действительность, пользуясь некомпетентностью допрашивающего, рекомендуется получить консультации специалистов в области природоохранной деятельности.

Своевременному раскрытию и расследованию экоцида способствует тесное взаимодействие следователя с сотрудниками экологической милиции, с различными специалистами, экспертами-криминалистами и работниками местных комитетов по охране окружающей среды и природных ресурсов, специалистами санитарно-эпидемиологического надзора. Они могут помочь в сборе криминалистически значимой информации о территории, пораженной экологическим загрязнением, очевидцах происшествия, потерпевших, последствиях загрязнения и его потенциальных виновниках.

По делам, связанным с экоцидом, у подозреваемых (обвиняемых) проводятся обыски. При этом изымаются орудия преступления, транспортные средства, если с их помощью было совершено посягательство, документы, отражающие сведения о фактах, относящихся к обстановке загрязнения водоемов или атмосферного воздуха, незаконной охоты, рыбной ловли, порубки деревьев и т.д. Проводятся также опознание, очная ставка, следственный эксперимент и другие процессуальные действия.



В целях установления причин и условий, способствовавших совершению экоцида, важно установить недостатки в деятельности предприятия (организации) и должностных лиц. Для этого, как правило, требуется самое широкое использование специальных познаний в вопросах техники и технологии конкретного предприятия, о характере загрязнения и наступивших или могущих наступить экологически вредных последствий.

Таким образом, для раскрытия экоцида, когда следователь на первоначальном этапе расследования не имеет материалов органа экологического контроля, решаются вышеперечисленные основные задачи: немедленное и квалифицированное проведение осмотра места происшествия; изъятие необходимых проб воздуха, воды, грунта и отдельных экземпляров флоры и фауны; выемка и изучение документов; назначение экспертизы и допрос свидетелей.

Заключение

Таким образом, изложенное выше свидетельствует о необходимости не только разработки методики расследования экоцида, но и подготовки следователей, специализирующихся на расследовании преступлений в сфере экологии.

В целях предупреждения экологических преступлений уголовное право устрашает потенциальных нарушителей путем демонстрации жесткости уголовной репрессии. Поэтому уголовное право способно влиять на самонадеянное, легкомысленное по отношению к природе поведение людей.

Кроме того, анализ уголовных дел, возбуждаемых по фактам экоцида, показывает, что субъектами данных преступлений являются, как правило, должностные лица предприятий. Объясняется это тем, что основными загрязнителями окружающей природной среды являются промышленные предприятия. Эту группу характеризует наличие определенных деформаций в ценностно-нормативной сфере, что выражается в стремлении выполнить план любой ценой, даже в ущерб исполнению законов об охране природы; безразличное отношение к предписаниям природоохранительного законодательства, а тем самым к ущербу, причиняемому природной среде их действиями.

Это люди достаточно высокого социального статуса, имеющие высшее образование, интеллектуально развитые. Для таких людей устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они и представляют собой главный объект общей превенции.

Сам факт попадания их в поле действия уголовной репрессии уже является в определенном смысле наказанием. Даже если по каким-либо причинам они не понесут уголовное наказание, то в дальнейшем страх вновь подвергнуться уголовному преследованию является предопределяющим.


Список использованных источников

Нормативно – правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993г.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996г., № 25, ст. 2954.

  3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997г., № 12, ст. 1383.

  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 16.07.1998г. № 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001г., № 44, ст. 4147.

  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. No 174-ФЗ // Собр. Законодательства Российской Федерации. 2001. No 52 (ч.1), ст. 4921.

Литература:

  1. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в РФ. - М., 2017. - 224 с.

  2. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминалистические аспекты). - М., 2016. - 198 с.

  3. Зинин А.М. Криминалист в следственных действиях. - М.: Экзамен, 2015. - 212 с.

  4. Капука П.М., Мирзаев Т.Р. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране вод, земель и атмосферного воздуха от загрязнения. - М., 1987. - 214 с.

1 Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминалистические аспекты). - М., 2016. – С. 96.

1 Капука П.М., Мирзаев Т.Р. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране вод, земель и атмосферного воздуха от загрязнения. - М., 1987. – С. 74.

1 Зинин А.М. Криминалист в следственных действиях. - М.: Экзамен, 2015. – С. 70.

1 Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в РФ. - М., 2017. – С. 113.