Файл: Реферат введение в нормальную физиологию Выполнил(а) студент(ка).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра нормальной физиологии


РЕФЕРАТ


Введение в нормальную физиологию



Выполнил(а) студент(ка):

Хлиманенко Кристина Витальевна

Лечебный факультет

1 курс, 10 группа
Проверил:




Долецкий Алексей Николаевич

Кафедра нормальной физиологии- Профессор кафедры,

доктор медицинских наук

Волгоград, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… 3

1. Предмет нормальной физиологии, основные цели и задачи ………… 5

2. Связь нормальной физиологии с другими дисциплинами …………… 6

3. Разделы физиологии ……………………………………………………. 8

4. Особенности развития нормальной физиологии на современном этапе……………………………………………………………………………... 10

Заключение …………………………………………………………….......12

Список литературы ………………………………………………………...13

ВВЕДЕНИЕ
Нормальная физиология (от греч. phýsis – природа и lógos – слово, учение) – наука, изучающая основные закономерности и механизмы регуляции функционирования организма в целом и отдельных его составляющих во взаимодействии с окружающей средой, организацию жизненных процессов на различных структурно-функциональных уровнях. Основная задача физиологии состоит в проникновении в логику жизни организма.

В настоящее время нормальная физиология – это наука, определяющая жизненно важные параметры организма, которые широко используются в медицинской практике.

Основоположником физиологии считается Уильям Гарвей (1578 – 1657 гг.), который в 1628 г. написал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

Развитие русской физиологии связано с работами выдающегося физиолога И.М. Сеченова (1829 – 1905гг.). С его именем связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии Новороссийском, Петербургском и Московском университетах.


Становление современной физиологии в России основано на трудах Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936 гг.) — величайшего ученого России, физиолога, создателя учения о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основателя крупнейшей российской физиологической школы; лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 г. за работы по физиологии пищеварения.

Нормальная физиология – биологическая дисциплина, изучающая:

1) функции целостного организма и отдельных физиологических систем (например, сердечно-сосудистой, дыхательной);

2) функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения);

3) взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образование эритроцитов в красном костном мозге);

4) регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервные и гуморальные).

Согласно И.П. Павлову задача физиологии состоит в том, чтобы понять работу человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны и взаимодействуют и как от их взаимодействия получается валовой результат – общая работа организма.

Цель работы: усвоить основные вопросы и задачи, составляющие предмет нормальной физиологии.

Задачи работы: разобраться в особенностях развития нормальной физиологии на современном этапе.

1. ПРЕДМЕТ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Задачей физиологии является изучение закономерностей жизнедеятельности животных и человека, иначе говоря, изучение функций организма (functio, лат. – жизнедеятельность).

Под функцией мы понимаем проявление жизнедеятельности, имеющее приспособительный характер. Функции всего организма условно делят на соматические (soma, лат. – тело) и вегетативные (vegetatio, лат. – произрастание). К соматическим функциям относят движение, речь, мимику; к вегетативным – обмен веществ, кровообращение, дыхание, пищеварение и др.

Физиология в ряду биологических, медицинских, психологических и педагогических дисциплин занимает особое место. Не уменьшая значения биологии, анатомии, биохимии, цитологии и других наук, следует отметить, что физиологии принадлежит ведущая роль в понимании закономерностей жизнедеятельности животных и человека.



В области медицины физиология подразделяется на: нормальную и патологическую.

Нормальная физиология изучает жизнедеятельность здорового человека, а патологическая – жизнедеятельность больного человека и механизмы развития различных заболеваний.

Надо сказать, что механизмы жизнедеятельности здорового человека до сих пор изучены недостаточно. В настоящее время даже нет удовлетворяющих всех понятий «здоровье» и «норма». Внимание врачей всегда было сосредоточено на больном человеке. Но сейчас стало ясно, что главная задача медицины состоит не только и не столько в лечении больных, а в том, чтобы не дать здоровому человеку заболеть, не смотря на сотни причин, и создать условия, чтобы человек, не смотря ни на какие причины и обстоятельства, оставался здоровым. В этом состоит профилактическое назначение медицины и нашему предмету, т.е. нормальной физиологии, принадлежит в этом плане ведущая роль. Физиология должна готовить будущего врача к грамотной оценке уровня здоровья, учить способам укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Эти физиологические знания представлены в новом медицинском предмете – валеологии (vale, лат. – здоровье).

Задачами нормальной физиологии на современном этапе развития общества и медицинского образования являются:

1) обеспечение понимания механизмов функционирования всех органов человеческого организма, т.е. научение будущих врачей функциональному мышлению;

2) методическая подготовка будущих врачей. Студент, изучая физиологию, приобретает не только первые навыки исследования живого организма, но и навыки оценки функции отдельных органов и целых систем, и это является основой функциональной диагностики человека;

3) преподавание будущим врачам знаний для понимания, оценки состояния здорового человека при его адаптации к трудовой деятельности и изменяющимся условиям внешней среды;

4) изучение и выявление закономерностей функционирования живого организма.
2. СВЯЗЬ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Физиология тесно связана с различными медицинскими науками (рис.1).

Сама, основываясь на данных одних наук, она даёт, в свою очередь, базу для других наук. Физиология вышла из недр анатомии и эта связь с анатомией, гистологией и цитологией сохраняется и в настоящее время. Это обусловлено неразрывной связью морфологических и функциональных явлений. Структура органа и его функция взаимообусловлены и нельзя понять функцию органа, не зная его макроскопического, микроскопического и субмикроскопического строения.


В своих исследованиях физиология использует современные достижения физики и химии. Дело в том, что любой физиологический процесс сопровождается обменом веществ и энергии, т.е. химическими и физическими превращениями. Исследованием физических и химических процессов, происходящих в органах при выполнении ими своих специфических функций, занимаются биофизика и биохимия, которые отпочковались от физиологии. Конечно же, физиология тесно связана с общей биологией, эмбриологией, т.к. для понимания функции любого органа надо знать эволюционный процесс его развития: как филогенетический, так и онтогенетический.

Неразрывная связь существует у физиологии с клиническими дисциплинами. Физиология является теоретической базой для клинической медицины и, в первую очередь, для терапии и смежных дисциплин. И.П. Павлов говорил: «Физиология и медицина неотделимы. Все достижения физиологии сразу же используются медициной. Врач никогда бы не понял нарушения функций у своего пациента без знания функций здорового организма, т.е. без знания физиологических функций невозможно распознать болезнь, а, не распознав болезнь, её нельзя лечить». Так, например, открытие групп крови явилось основой для гемотрансфузии – переливания крови, спасшей жизнь миллионам больных; открытие инсулина сохранило жизнь также миллионам больных; изучение функций желудочно-кишечного аппарата, проведенное И.П. Павловым, позволило понять механизмы заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Кроме этого, нормальная физиология изучает механизмы адаптации и устойчивости организма человека к факторам внешней среды, а эти знания нужны всем врачам.

В настоящее время крепнут связи (возникшие 40 лет назад) физиологии с кибернетикой (kybernetike, гр. – искусство управления) – наукой об оптимальных механизмах управления и связи в технических машинах и в организме человека. Кибернетика использует методы компьютерного моделирования процессов и на этой основе создаёт модели механизмов, подобных по функционированию живому организму. Конечно, эти модели, по сравнению с живым организмом, примитивны, но они позволяют понять внутренние связи между отдельными системами и проверить гипотетические теории. На основе этих данных можно установить общие принципы регуляции функций, взаимосвязи и взаимодействия различных процессов друг с другом.


Особенно важны кибернетические методы и устройства для изучения функций нервной системы, так как в нервной системе происходят процессы восприятия, кодирования, обработки, хранения и передачи информации, и эти же процессы изучает кибернетика. Уже сейчас есть модели, воспроизводящие некоторые функции мозга человека. В последнее время в физиологии широко используется математическое моделирование и компьютерная техника.

Это связано с появлением многоканальной аппаратуры, позволяющей синхронно регистрировать большое количество физиологических параметров, что дает возможность изучать координационные отношения между ними. Для обработки такой информации нужны точные математические методы.

Использование компьютеров в физиологии позволяет ускорить обработку информации, производить ее обработку сразу во время опыта, а также оперативно изменять ход эксперимента в соответствии с получаемыми результатами.

На современном этапе развития физиологии мы уже знаем многие физиологические закономерности, и это позволяет создать их математические модели и воспроизвести их на компьютерах с помощью математического моделирования.
3. РАЗДЕЛЫ ФИЗИОЛОГИИ
Прежде всего, физиологию разделяют на общую, частную и специальную (прикладную).

Общая физиология изучает общие закономерности ответных реакций организма на раздражители внешней среды, а также механизмы основных жизненных процессов, общих для организмов различных видов, а также закономерности реакций организма и его структур на воздействие внешней среды. В связи с этим изучаются такие процессы и свойства, как сократимость, возбудимость, раздражимость, торможение, энергетические и метаболические процессы, общие свойства биологических мембран, клеток тканей.

Существуют частные разделы физиологии, которые изучают отдельные функции организма, – это физиология дыхания, кровообращения, выделения, пищеварения и т.д. К частным разделам физиологии относят также физиологию отдельных классов и видов животных (например, физиология сельскохозяйственных животных, птиц, овец, крупного рогатого скота и т.д.). Частных разделов столько, сколько имеется различных органов, тканей и групп живых организмов.