Файл: История развития информационных систем в России и за рубежом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе на тему : «История развития информационных систем в России и за рубежом», Алексея Сергеевича Орлова, 1.16 группы.

Первые информационные системы  появились в 50-хг. В эти годы они  были предназначены для обработки  счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских  счетных машинах. Это приводило  к некоторому сокращению затрат и  времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами  обработки транзакций. К транзакциям  относят следующие операции: выписка  счетов, накладных, составление платежных  ведомостей и другие операции бухгалтерского учета. Была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода.

Вначале, когда появилась  возможность обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин "системы  обработки данных" (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и  другими космическими объектами, при  создании систем сбора и обработки  статистической информации о состоянии  атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали  уделять проблемам организации  БД (БД). Это направление сохраняет  определенную самостоятельность и  в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением  средств технической и программной  реализации обработки данных с помощью  вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления  по мере его развития появились термины "базы знаний", "базы целей", позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обработки  БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС.

Основные черты 1-го поколения ИС:

  • Техническое обеспечение систем составляли ЭВМ 2-3 поколения.

  • Информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

  • Программное обеспечение - специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

  • Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.


Недостатки ИС 1-го поколения:

  • Сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.

  • Трудоемкость разработки и модификации систем.

  • Сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.

2.3 Второе поколение ИС 60-е годы XX в

В 60-е года средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Так же меняется отношение и к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

Начиная с 60-х годов, в истории  развития информационных систем в нашей  стране относительно независимо сформировались два направления:

  1. Разработка автоматизированных информационных систем (АИС) как первой очереди автоматизированных систем управления (АСУ);

  2. Разработка автоматизированных систем научно-технической информации (АСНТИ).

Работы по их созданию начались практически  одновременно.

Разработка АИС и АСУ - было инициировано научно-техническим прогрессом и  возникшими в связи с этим проблемами организационного управления.

Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программных  процедур для бухгалтерии, учета  материальных ценностей и т.п., и  основные работы проводились в направлении  исследования и совершенствования  возможностей вычислительной техники, разработки средств, обеспечивающих наиболее рациональную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти ЭВМ  и т.п.

В нашей стране проблема обеспечения  информацией управленческих работников была поставлена сразу системно. Была разработана классификация АСУ, в которой прежде всего выделялись АСУ разных уровней системы управления - АСУП (для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые АСУ), республиканские и региональные АСУ (РАСУ), и, наконец, - ОГАС (общегосударственная автоматизированная система). Эти уровни составили основу концепции академика В.М.Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС. Аналогично на уровне предприятий, и особенно создаваемых в 70-е гг. научно-производственных объединений (НПО), в структуре АСУП (или интегрированных АСУ объединений) выделялись уровни (страты) - АСУ объединения, АСУ предприятий и организаций (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т.п.), входящих в НПО, АСУ производств, комплексов цехов, АСУ цехов и участков и т.д. Для управления разработками столь сложной автоматизированной системы были подготовлены соответствующие руководящие методические материалы, в которых АСУ трактовалась как развивающаяся система и вводилось понятие очереди. АСУ первой очереди

разрабатывались как информационная система - АИС, а по мере осознания сложности проблемы разработки АСУ и последующие очереди иногда создавались как развитие АИС.

АИС создавались как фактографические системы с представлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых фактографическая информация была сгруппирована в  соответствии с решаемыми на ее основе прикладными задачами.

В большинстве случаев и ввод информации в целях удобства сбора  данных осуществлялся с помощью  предварительно заполняемых форм. И  теоретически АИС можно считать  документально-фактографическими ИПС. Однако, как правило, эта терминология в практике разработки АИС не использовалась.

Принципы построения и эффективность  АСУ существенно зависят от уровня развития информационных технологий.

Второе направление было связано  с обеспечением научно-технической  информацией практически всех видов  народнохозяйственной деятельности.

В нашей стране был принят единый порядок разработки общегосударственной  АСНТИ. В ее структуре были предусмотрены  общегосударственные, отраслевые и  региональные органы, отделы и бюро научно-технической информации (НТИ, ОНТИ и БТИ соответственно) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и других организациях. При создании этих систем использовали методы обработки  документальной информации (монографий, отчетов, статей, писем, справочников, законодательных и нормативных  актов и т.п.), позволяющие решать задачи семантического анализа текста, его реферирования, перевода с одного языка на другой и т.д. Именно в  системах этого класса были введены  понятия информационно-поисковой  системы (ИПС), информационно-справочной системы (ИСС), информационно-логической системы (ИЛС), информационно-поискового языка (ИПЯ), дескриптора, тезауруса, релевантности  информационного поиска, семантики  и грамматики языка системы. Поэтому  эти системы относят к классу документальных систем[2. с. 131].

Основные черты этого поколения  ИС - информационных систем:

    • Техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения.

    • Информационное обеспечение представляло собой массивы данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

    • Программное обеспечение специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

    • Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

Недостатки  ИС - информационных систем - этого поколения:


    • Сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.

    • Трудоемкость разработки и модификации систем.

    • Сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.



2.4 Третье поколение ИС 70-е начало 80-х годы XX в


В 70-80-х годах в офисах начали применять разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область применения информационных систем. К таким технологиям  относятся: текстовая обработка, настольное издательство, электронная почта  и др. Интеграцию этих технологий в  одном офисе называют офисной  информационной системой. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего  и ускоряющего процесс принятия решений. В это время информационные системы так же продолжают активно  развиваться, появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение.

ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления производством, поддерживающего и ускоряющего  процесс подготовки и принятия решений. В своем большинстве ИС этого  периода предназначались для  решения установившихся задач, которые  четко определялись на этапе создания системы и затем практически  не изменялись.

С появлением в середине 70-х годов  персональных ЭВМ происходит корректировка  идеи АСУ; от ВЦ и централизации управления к распределенному вычислительному  ресурсу и децентрализации управления. Такой подход нашел свое применение в системах поддержки принятия решении (СППР), которые характеризуют новый  этап компьютерной информационной технологии организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние  уровни управления, что позволяет  сосредоточить в них решение  крупных долгосрочных стратегических задач. Жизнеспособность любой информационной технологии в немалой степени  зависит от оперативного доступа  пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных связей как по "горизонтали", так и по "вертикали" в пределах организационной структуры.


В то же время для обеспечения  эффективного управления крупными предприятиями  была развита и остается актуальной идея создания интегрированных АСУ.

Основные черты 3-го поколения ИС:

  • Основу ИО составляет децентрализованная база данных,

  • Программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД.

  • Технические средства: центральная ЭВМ и миникомпьютеры отделений и офисов.

  • Средства разработки ИС: процедурные языки программирования, расширенные языком работы с БД ( SQL, QBE).

Недостатки информационных систем (ИС) этого поколения:

  • Большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения производительности);

  • Внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;

  • К квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (знание ПК, конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию.



2.5 Четвертое поколение ИС конец 80-х начало 90-х годов XX в


Конец 80-х характеризуется бумом  распределенной сетевой обработки, массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Объединение разрозненных рабочих  мест в единую информационную систему  – появились локальные вычислительные сети и распределенная обработка. Однако очень скоро в одноранговых вычислительных сетях стали обнаруживаться признаки иерархичности – сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати и телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений и баз данных. Возрастающую потребность в концентрации ресурсов, ответственных за администрирование системы, поддержку корпоративной базы данных и выполнение связанных с ней централизованных приложений, удалось удовлетворить в так называемой модели «среднего калибра» за счет использования UNIX-серверов.

Концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации  любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги,