Файл: Урок основная форма организации обучения математике сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
урок закрепления,
Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков - один из типов уроков в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях и т.д.). В основе такого урока лежит организация рассредоточенного усвоения знаний и упражнений по выработке практических умений и навыков, развитию способностей учащихся.
урок проверки ЗУН,
Основная цель данного типа урока - проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков (предметных и метапредметных компетенций), внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений. Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.
Структура урока
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:
- показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений;
- сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов самостоятельной работы.
2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явленях:
- устная фронтальная беседа;
- устный индивидуальный опрос.
3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждениях и примеры:
- письменная работа (8 - 10 мин.)
- индивидуальный опрос.
4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:
- письменный опрос;
- самостоятельное составление или заполнение таблицы.
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:
- письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)
- выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.
6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:
- выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;
- выполнение комплексных творческих практических задач.
Задания по объему или степени трудности должны соответствовать рабочей программе и быть посильными для каждого обучающегося.
7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.
8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
урок обобщения и систематизации,
другие разновидности.
урок обобщения и систематизации,
Обобщить свой опыт работы по данной теме, доказать эффективность процесса обобщения и систематизации знаний в обучении математике и использовать его в практике обучения в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятий «обобщение и систематизация знаний» с точки зрения обще дидактических и психологических теорий.
2.Определить роль и место обобщения и систематизации знаний в обучении и воспитании учащихся в процессе изучения математики в средней школе.
Опираясь на разработанную концепцию, спроектировать технологии обобщения и систематизации знаний учащихся по отдельным темам и курсам математики.
Теоретическое обоснование обобщения и систематизации знаний
Обобщение и систематизация - неотъемлемое свойство умственной деятельности, лежащее в основе установления существенных взаимосвязей между изучаемыми явлениями, и научного познания вообще. «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, писал К.Д.Ушинский, - похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Последовательное осуществление систематизации - необходимое условие формирования обобщённых знаний, творчески применяемых в различных ситуациях. Обобщение знаний, в свою очередь, естественным образом предполагает их систематизацию. Математика, как и всякая наука, представляя собой систему понятий и их отношений, имеет свою специфику. Н.К.Крупская подчёркивала, что «в математике требуется громадная систематичность: если выпадает хотя бы одно звено, то делается непонятным всё остальное. Следовательно, здесь особенно важны те приёмы, которые заставляют постепенно овладевать отдельными звеньями». Для школьного курса математики характерным является также то, что многие понятия не вводятся сразу в полном объёме и содержании. Содержание и объём таких понятий расширяются и обогащаются постепенно по мере развития курса. Достаточно вспомнить понятия числа, функциональной зависимости, геометрической фигуры. Уже в начальных классах учащихся индуктивным путём знакомят с этими понятиями. К моменту их изучения в систематических курсах алгебры и геометрии накапливается достаточно материала для их введения на основе систематизации и обобщения, предупреждающих формальное усвоение знаний. Например, развитие понятия степени числа осуществляется последовательно - от натурального, целого рационального показателя до действительного.
Обобщение теоретических знаний осуществляется в такой последовательности:
1обобщение понятий;
2обобщение суждений;
3 обобщение теорий;
4выделение содержательных линий, фундаментных целей, методов, используемых при построении курса.
При обобщении понятий устанавливаются внутри предметные связи, благодаря чему знания становятся системными. Обобщение темы или раздела ставит школьника в условия, когда необходимо подняться над выученным материалом, обозреть его сверху, выделив самое главное. Одновременно идёт активное повторение учебного материала, знания
углубляются, расширяются, доводятся до мировоззренческого уровня, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки. Параллельно формируются практические умения и навыки, то есть теоретические знания применяются в прикладной деятельности учащихся. Благодаря тому, что эти знания также обобщаются и систематизируются, удаётся значительно расширить зону их приложения, увеличить объём упражнений и поднять эффективность практической работы учащихся.
В формировании умения обобщать учебный материал выделены следующие направления:
1ознакомление учащихся с содержанием понятия «обобщение», значением обобщения в познавательном процессе;
2открытая постановка дидактической цели - научиться обобщать изучаемые сведения .осознание этой цели учащимися;
3ознакомление с видами обобщений, с мыслительными операциями, лежащими в их основе; работа учащихся по усвоению приёмов обобщения
4организация работы по обобщению учебного материала на уроках математики в 5-11-х классах;
5организация обобщающего повторения по темам и разделам программы;
6проведение заключительного обзорного повторения по всему курсу.
4. Система подготовки учителя к уроку:
общая характеристика,
подготовка к учебному году,
построение системы уроков по учебной теме,
подготовка к очередному уроку.
Подготовка учителя к уроку состоит из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования по каждому уроку, осмысления и составление планов отдельных уроков.
Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различных типов и видов, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учеников.
Успех тематического планирования зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны ученики прочно усвоить, с чем познакомиться, что уметь, знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, определение основных воспитательных и развивающих задач в рамках учебного предмета в целом и по данной теме, в частности. Только в результате такой предварительной работы можно понять значение каждого "рождающегося" в тематическом плане урока. Иначе, вместо системы взаимосвязанных уроков получим случайный "набор" уроков.
Научно обоснованную схему тематического планирования предложил известный российский дидакт М.И.Махмутов, которая выглядит
Схема тематического планирования
1. Название темы:
1) цель (общая дидактическая) урока или системы уроков;
2) тип урока (уроков);
3) общие методы обучения (репродуктивные или производительные)
4) оборудование и основные источники информации;
5) виды контрольных работ на основе системы уроков.
2. Актуализация:
1) опорные знания (понятия и факты) и способы действия;
2) типы самостоятельных работ.
3. Формирование новых понятий и способов действия
1) новые понятия и способы действия;
2) главные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ.
4. Применение (формирование умений и навыков):
1) типы самостоятельных работ;
2) между-предметные связи.
5. Домашнее задание:
1) повторение (объем учебного материала);
2) типы самостоятельных работ.
Основой тематического планирования в данной схеме служит дидактическая структура урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятий) и способов действий, типа самостоятельных работ, то есть содержание и способы обучения.
Начиная планирование системы уроков по очередной темы, учитель должен четко представить которыми опорными знаниями, умениями и навыками уже владеют ученики, виды следующих связей (предметных, межпредметных) могут и должны на их основе актуализироваться. Только после этого можно разрабатывать конкретные программы работы учащихся по данной теме.
В этих программах учитель четко определяет какими основными знаниями, умениями и навыками должен овладеть ученик при изучении материала по данной теме. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся в данной теме; важнейшие сведения об учебных явления, процессы, события и т.д .; характеризуются типы задач, которые ученики должны научиться решать, а также ожидаемый прирост в знаниях, умениях и навыках учащихся, что должно произойти в результате изучения темы.
Учитель планирует также формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения их к учебному материалу, к тем видам деятельности, которые будут осуществлять школьники в процессе изучения данной темы.
Именно целеустремленность учителя при осуществлении тематического планирования, конкретизация ним ближайших задач обучения и является собственно управлением процессом учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе уроков, основой его творческого подхода к поурочного планирования структуры и содержания будущей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после определения дидактических задач к каждой теме в целом, можно начинать подготовку к каждому конкретному уроку.
В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?
Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования, в отношении каждого отдельно взятого урока, осмысления и составление плана и конспекта урока после того как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Создается он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учеников, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технолога его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) осмысление цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.