Файл: Урок основная форма организации обучения математике сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель урока определяется на основе содержания материала, материальной базы школы и характера деятельности ученика с учебным материалом, который можно организовать в данной учебной ситуации. На этом этапе подготовки урока учитель на основе умственного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, "прокручивает" его во мнении, разрабатывает своеобразный сценарий собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направления собственной деятельности и деятельности учащихся, учитель подбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, будут изучаться на уроке подбирает выразительный материал, побуждать к активной мыслительной деятельности учащихся, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемных задач и др.
В процессе подготовки урока внимание учителя должна быть привлечено к педагогического предвидения, прогнозирования возможного поворота мысли учеников при решении конкретных учебных задач. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся. Чем тщательнее будет осуществлен такой анализ, тем меньше вероятность встретиться с совсем неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.
После тщательного анализа, обдумывания композиций урока учитель осуществляет запись план-конспекта урока. Опытные учителя ограничиваются короткими записями, начинающим стоит писать более развернутые планы-конспекты урока.
План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, почву вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока, класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, короткий содержание материала, который изучается на уроке, определяются формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система задач, в процессе выполнения которых будет осуществляться актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их использования в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся в их поступательном движении от незнания к знанию, от неумения к умению осуществлять необходимые практические познавательные действия в процессе реализации задач урока.
В плане урока уточняется структура, определяется ориентировочная мера времени на различные виды деятельности, предусматриваются меры проверки успеваемости школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и тому подобное.
Успех урока зависит не только от исполнительной подготовки к нему учителя, но и от подготовки самих учащихся к работе на уроке, от того психологического настроя, с которым они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предусматривает:
¾ ознакомление учащихся с планом их работы на следующих уроках в системе уроков по теме;
¾ ориентацию учащихся на их предварительное ознакомление с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам следующего урока, проведение наблюдений и несложных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.
Можно рекомендовать следующую схему плана-конспекта урока:
Схема плана-конспекта урока
1. Тема программы.
2. Тема урока.
3. Цель урока:
4. Задачи: а) образовательные; б) воспитательные; в) развивающие.
5. Тип урока.
6. Вид урока.
7. Методы: а) обучение; б) обучения.
8. Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: 1) Оборудование. 2) Приборы. 3) Инструмент (рабочий, измерительный). 4) Эталоны. 5) Заготовки, материалы. 6) Наглядные пособия. 7) Дидактический материал. 8) Технические средства обучения.
9. Между-предметные связи.
10. Передовые методы труда.
11. Литература.
Ход урока по этапам
1. Актуализация опорных знаний и мотивационных состояний.
1) Задача этапа.
2) Состав опорных задач.
3) Состав опорных умений.
4) Формирование мотивов, интереса, эмоционального настроя.
2. Формирование новых знаний и способов деятельности.
1) Задача этапа.
2) Введение новых понятий.
3) Ожидаемый прирост знаний, умений.
4) Способы побуждения.
3. Формирование новых умений и навыков.
1) Задача этапа.
2) Состав формируемых и развивающих умений.
3) Самостоятельная работа.
4) Текущий инструктаж (индивидуальный, коллективный).
4. Домашнее задание.
5. Схема анализа урока математики.
Схема самоанализа урока по математике
(изучение нового материала)
№ п.п. | Этапы урока | Требования к этапам | Результат взаимодействия |
1 | Организация класса на работу | 1. Включение детей в деятельность. 2. Выделение содержательной области. | Наблюдается готовность к учебной деятельности. |
2 | Актуализация знаний | 1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. | 1. Задания соответствуют содержательной установке урока. 2. Дети свободно владеют предложенным содержанием. 3. Выявляют причины ошибок. 4. Самими детьми зафиксировано запланированное затруднение. |
3 | Постановка проблемы | Выявление и фиксирование в громкой речи: 1) где и почему возникло затруднение; 2) темы и цели урока. | 1. Дети самостоятельно не указали причину затруднения. 2. Детьми выявлен существенный признак нового способа действия. 3. Учитель выступает в роли организатора коммуникации. 4. Детьми зафиксирована тема и цель урока. |
4 | «Открытие » детьми нового знания | 1. Выбор метода решения проблемной ситуации. 2. Подведение детей к «открытию» нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога. 3. Использование материальных или материализованных моделей- 4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково. | 1. Детьми самостоятельно выбран метод решения проблемной ситуации. 2. Решение проблемы предложено самими детьми. 3. Учитель выступает в роли организатора коммуникации. 4. Использованы материальные модели. 5. Достаточно четко зафиксирован новый способ действий. |
Продолжение таблицы
№ п.п. | Этапы урока | Требования к этапам | Результат взаимодействия |
5 | Первичное закрепление | 1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий. 2. Проговаривание способа решения в громкой речи. | 1. Согласованы процесс решения задания и его комментирование. 2. Большая часть детей включена в комментирование решения. 3. Дети успешно справились с предложенными заданиями. 4. Математическая речь не совсем грамотная. |
| Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | 1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ действия. 2. Создание мотивации на успех для каждого ребенка. | 1. Дети самостоятельно проверяли свою работу. 2. Большая часть детей, верно, ее выполнила. 3. Для детей, не справившихся с работой организована, корректировка знаний. 4. Создана мотивация на успех для каждого ребенка. |
| Повторение | 1. Включение нового знания в систему знаний. 2. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | 1. Все дети включены в самостоятельное решение задач на повторение. 2. В процессе выполнения заданий реализованы запланированные цели повторения. |
6 | Итог занятия | 1. Рефлексия деятельности на уроке. (Что нового узнали? Каким способом?) 2. Самооценка детьми собственной деятельности. 3. Домашнее задание (элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки) | 1. Дети правильно зафиксировали полученное на уроке новое знание. 2. Зафиксирован новый способ действий. 3. Не все дети сумели дать себе оценку. Основная же масса оценила на «хорошо» и «отлично». 4. В домашнем задании нет заданий по выбору и творческих заданий. 5. Перегрузки не наблюдалось. |