Файл: Урок основная форма организации обучения математике сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель урока определяется на основе содержания материала, материальной базы школы и характера деятельности ученика с учебным материалом, который можно организовать в данной учебной ситуации. На этом этапе подготовки урока учитель на основе умственного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, "прокручивает" его во мнении, разрабатывает своеобразный сценарий собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направления собственной деятельности и деятельности учащихся, учитель подбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, будут изучаться на уроке подбирает выразительный материал, побуждать к активной мыслительной деятельности учащихся, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемных задач и др.

В процессе подготовки урока внимание учителя должна быть привлечено к педагогического предвидения, прогнозирования возможного поворота мысли учеников при решении конкретных учебных задач. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся. Чем тщательнее будет осуществлен такой анализ, тем меньше вероятность встретиться с совсем неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После тщательного анализа, обдумывания композиций урока учитель осуществляет запись план-конспекта урока. Опытные учителя ограничиваются короткими записями, начинающим стоит писать более развернутые планы-конспекты урока.

План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, почву вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока, класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, короткий содержание материала, который изучается на уроке, определяются формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система задач, в процессе выполнения которых будет осуществляться актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их использования в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся в их поступательном движении от незнания к знанию, от неумения к умению осуществлять необходимые практические познавательные действия в процессе реализации задач урока.


В плане урока уточняется структура, определяется ориентировочная мера времени на различные виды деятельности, предусматриваются меры проверки успеваемости школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и тому подобное.

Успех урока зависит не только от исполнительной подготовки к нему учителя, но и от подготовки самих учащихся к работе на уроке, от того психологического настроя, с которым они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предусматривает:

¾ ознакомление учащихся с планом их работы на следующих уроках в системе уроков по теме;

¾ ориентацию учащихся на их предварительное ознакомление с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам следующего урока, проведение наблюдений и несложных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Можно рекомендовать следующую схему плана-конспекта урока:

Схема плана-конспекта урока

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Цель урока:

4. Задачи: а) образовательные; б) воспитательные; в) развивающие.

5. Тип урока.

6. Вид урока.

7. Методы: а) обучение; б) обучения.

8. Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: 1) Оборудование. 2) Приборы. 3) Инструмент (рабочий, измерительный). 4) Эталоны. 5) Заготовки, материалы. 6) Наглядные пособия. 7) Дидактический материал. 8) Технические средства обучения.

9. Между-предметные связи.

10. Передовые методы труда.

11. Литература.

Ход урока по этапам

1. Актуализация опорных знаний и мотивационных состояний.

1) Задача этапа.

2) Состав опорных задач.

3) Состав опорных умений.

4) Формирование мотивов, интереса, эмоционального настроя.

2. Формирование новых знаний и способов деятельности.

1) Задача этапа.

2) Введение новых понятий.

3) Ожидаемый прирост знаний, умений.

4) Способы побуждения.

3. Формирование новых умений и навыков.

1) Задача этапа.

2) Состав формируемых и развивающих умений.



3) Самостоятельная работа.

4) Текущий инструктаж (индивидуальный, коллективный).

4. Домашнее задание.

5. Схема анализа урока математики.
Схема самоанализа урока по математике

(изучение нового материала)


п.п.

Этапы урока

Требования к этапам

Результат взаимодействия

1

Организация класса на работу

1. Включение детей в деятельность.

2. Выделение содержательной области.

Наблюдается готовность к учебной деятельности.

2

Актуализация знаний

1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

1. Задания соответствуют содержательной установке урока.

2. Дети свободно владеют предложенным содержанием.

3. Выявляют причины ошибок.

4. Самими детьми зафиксировано запланированное затруднение.

3

Постановка проблемы

Выявление и фиксирование в громкой речи:

1) где и почему возникло затруднение;

2) темы и цели урока.

1. Дети самостоятельно не указали причину затруднения.

2. Детьми выявлен существенный признак нового способа действия.

3. Учитель выступает в роли организатора коммуникации.

4. Детьми зафиксирована тема и цель урока.

4

«Открытие » детьми нового знания

1. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2. Подведение детей к «открытию» нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.

3. Использование материальных или материализованных моделей-

4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково.

1. Детьми самостоятельно выбран метод решения проблемной ситуации.

2. Решение проблемы предложено самими детьми.

3. Учитель выступает в роли организатора коммуникации.

4. Использованы материальные модели.

5. Достаточно четко зафиксирован новый способ действий.


Продолжение таблицы



п.п.

Этапы урока

Требования к этапам

Результат взаимодействия

5

Первичное

закрепление

1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.

2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

1. Согласованы процесс решения задания и его комментирование.

2. Большая часть детей включена в комментирование решения.

3. Дети успешно справились с предложенными заданиями.

4. Математическая речь не совсем грамотная.




Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ действия.

2. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

1. Дети самостоятельно проверяли свою работу.

2. Большая часть детей, верно, ее выполнила.

3. Для детей, не справившихся с работой организована, корректировка знаний.

4. Создана мотивация на успех для каждого ребенка.




Повторение

1. Включение нового знания в систему знаний.

2. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

1. Все дети включены в самостоятельное решение задач на повторение.

2. В процессе выполнения заданий реализованы запланированные цели повторения.

6

Итог занятия

1. Рефлексия деятельности на уроке. (Что нового узнали? Каким способом?)

2. Самооценка детьми собственной деятельности.

3. Домашнее задание (элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки)

1. Дети правильно зафиксировали полученное на уроке новое знание.

2. Зафиксирован новый способ действий.

3. Не все дети сумели дать себе оценку. Основная же масса оценила на «хорошо» и «отлично».

4. В домашнем задании нет заданий по выбору и творческих заданий.

5. Перегрузки не наблюдалось.