Файл: Занятие Великая французская буржуазная революция. Предпосылки и особенности Великой французской буржуазной революции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. К этому моменту Штаты не созывались 175 лет. Число представителей третьего сословия равнялось числу взятых вместе депутатов духовенства и дворянства. Руководящее положение в среде депутатов третьего сословия заняли представители буржуазии, которая начала требовать совместного с остальными сословиями обсуждения голосования и решений. При таком порядке работы буржуазии был бы обеспечен успех, поскольку среди депутатов духовенства и дворянства были люди, которые разделяли взгляды третьего сословия. Однако представители двух привилегированных сословий не приняли это предложение. Тогда буржуазия в ответ решила «перерезать канат» и 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя «Национальным собранием», поставившей себе одной из главных задач создание Конституции.
Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.
9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.
Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.
Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.
Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.
Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.
20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.
26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.
Таким образом, Учредительное собрание 26 августа 1789 года приняло «Декларацию прав человека и гражданина».
Декларация — один из первых и основных документов демократического конституционализма. «Старому порядку», основанному на произволе властей и сословных привилегиях, в ней были противопоставлены неотчуждаемость «естественных» прав человека, равенство перед законом, свобода взглядов, народный суверенитет, принцип «дозволено всё, что не запрещено законом» и прочие установки демократического и революционного просветительства, ставшие требованиями права и законодательства.
Статья первая Декларации гласит:
«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Во второй статье гарантировались «естественные права человека», под которыми подразумевались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Источником суверенитета верховной власти объявлялась «нация», а закон становился выражением «всеобщей воли».
Принятие Декларации
Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.
Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.
Судьба Декларации
Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:
«когда правительство нарушило права народа, то восстание является для народа наиболее священным из прав и необходимой из обязанностей».
Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.
В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.
До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.
5. Конституция Франции 1791 г.
Конституция Великой французской революции — французская конституция, разработанная и принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года.
Предпосылки создания и выработка конституции
В 1789 году при созыве Генеральных штатов как со стороны привилегированных классов, так и со стороны третьего сословия выдвигались требования ограничения королевской власти.
Национальное собрание приняло имя учредительного и 9 июля 1789 года приступило к разработке будущей конституции.
Большинство членов Учредительного собрания было на стороне конституционной монархии, но несмотря на это выработанная конституция, имея внешнюю форму монархической, по существу была республиканской: господствовавшие политические теории (Мабли и Руссо), неуверенность в уходе абсолютизма, недоверие к королевской власти заставили учредительное собрание всеми возможными способами урезать монаршьи полномочия. В этом смысле большое влияние оказало бегство королевской семьи, побудившее собрание включить в конституцию статьи, которые служили основанием считать короля отказавшимся от престола.
Разработанный Конституционный акт 3 сентября 1791 года был предложен королю на утверждение, который, после длительных колебаний и совещаний только 14 сентября принес присягу в верности нации и закону.
Положения Конституции
В основе Конституции лежали следующие принципы:
Замечание 1
Во главе конституции находится «Декларация прав человека и гражданина», которая утверждала, что «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая» верховная власть принадлежит всей нации, которая делегирует некоторые полномочия своим представителям — законодательному собранию и королю.
Однако вопреки признававшей всеобщее равенство в правах декларации все граждане разделялись на «активных» и «пассивных». Активными были только достигшие 25-летнего возраста природные и натурализованные французы, имевшие оседлость в городе или кантоне на протяжении определенного времени, платившие прямой налог суммой не менее трехдневной заработной платы, не состоящие в услужении и принесшие гражданскую присягу. Таким образом беднейшая часть нации лишалась политических прав. На «первичных» собраниях активные граждане избирали, помимо муниципальных властей, «выборщиков», для которых имущественный ценз был еще выше; в своих департаментах выборщики формировали избирательное собрание, кроме департаментской администрации избиравшее из среды всех активных граждан представителей в законодательное собрание.
Депутаты законодательного собрания в течение двух лет считались представителями целой нации, а не отдельного департамента. Обновление Законодательного корпуса происходило без созыва королём на основании закона. Корпус предлагал и декретировал законы, заведовал национальными имуществами, финансами, военными морскими и сухопутными силами; совместно с королём ему принадлежало право объявления войны и заключения мира.
Король в своих руках имел исполнительную власть, которой мог пользоваться лишь через ответственных министров. Министры не могли быть членами Законодательного собрания, чем уничтожалось единственное связующее звено между народным представительством и королевской властью. Король не имел права законодательной инициативы, не мог распустить законодательное собрание, и лишь обладал правом приостанавливающего вето. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Три случая являлись основаниями считаться короля отказавшимся от престола: если не присягнет конституции или возьмёт назад присягу; если возглавит армию против французской нации или изданием формального акта не воспротивится восстанию, задуманному в поддержку монархии; если, покинув королевство, не вернётся по приглашению законодательного корпуса в назначенный срок.
Ни король, ни его министры не могли участвовать в замещении каких-либо административных должностей и не имели права смещать чиновников. Администрация строилась на началах народного избрания в первичные и департаментские собрания, причём местные выборные власти в своем ведении имели и общегосударственные дела.
Значение Конституции 1789 года и Конституция I года
Все ключевые принципы конституции 1791 года в дальнейшем легли в основу всех французских конституций, включая и ныне действующую.
На смену первой французской Конституции Национальным конвентом 24 июня 1793 года была принята Конституция I года.
Будучи более революционной, якобинская конституция с большей силой говорит о верховенстве нации и о праве на сопротивление в случае нарушения правительством прав граждан.
Установленного конституцией 1791 года социального строя якобинская конституция не изменяет. В политическом отношении в ней больше демократизма: введены прямые выборы, отменен ценз, понижен возраст избирателей до 21 года. Законодательное собрание должно было избираться на год и обладать правом предлагать законы и издавать декреты.
Исполнительная власть якобинской Конституцией вручалась комитету из 24 лиц, которые назначались законодательным корпусом из представленных департаментскими собраниями кандидатов.
6. Законодательство фельянского этапа революции.
Фельяны — политическая группировка во Франции во время Французской революции конца XVIII века. Конституционные монархисты. Представляли интересы крупной буржуазии. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В ноябре 1789 г. Учредительное собрание постановило конфисковать церковные земли, объявить их «национальным имуществом» и пустить в продажу. Крестьянство открыто выражало свое недовольство политикой буржуазного Учредительного собрания и вновь становилось на путь борьбы. В 1789-1791 гг. Учредительное собрание осуществило ряд других реформ, утверждавших во Франции основы буржуазного общественного строя. Оно отменило сословное деление, наследственные титулы дворянства, поставило церковь и ее служителей под контроль государства, отменялась правительственная регламентация промышленного производства, уничтожались внутренние таможенные пошлины.В то же время Учредительное собрание приняло законы, специально направленные против трудящихся. (был принят закон, разрешавший применять военную силу для подавления народных восстаний.) Забастовочное движение, руководимое рабочими организациями, вызвало большую тревогу среди хозяев. Учредительное собрание пошло навстречу домогательствам предпринимателей и по предложению депутата Ле Шапелье издало 14 июня 1791 г. декрет, запрещавший рабочим под страхом денежных штрафов и тюремного заключения объединяться в союзы и проводить стачки. В 1791 г. Учредительное собрание закончило составление конституции.
Учредительное собрание 1789 года (Национальное учредительное собрание) — это учредительное собрание представителей народа, которое было организовано депутатами Генеральных Штатов 17 июня 1789 года.
9 июля Жан-Жозеф Муниер, депутат Национального собрания от области Дофине, предложил, чтобы текст Конституции предваряла Декларация. Многие депутаты составили свои проекты деклараций: Жильбер де Ла Файет предложил первоначальный проект, затем над ним работали Ги-Жан-Батист Тарже, Мирабо, Мунье, Сийес и Гуж-Карту.
Решающим событием в развитии ситуации было парижское восстание 14 июля 1789 года, ставшее началом революции. Это укрепило позицию национального собрания, ставшего называться Учредительным, и фактически передавшего власть крупной буржуазии.
Учредительное собрание 4 августа 1789 года постановило, что Конституция будет предварена Декларацией.
Учредительное собрание 12 августа постановило создать комитет в составе пяти депутатов, которые отвечали за рассмотрение разных проектов декларации, объединение их в один и представление окончательного проекта 17 августа. 13 августа были назначены члены комитета: Мирабо, Ла Люзерн, Демонье, Тронше и Редон. Комитет выполнил задачу: 17 августа он представил проект декларации прав человека, состоящий из девятнадцати статей, которым предшествовала преамбула.
Через два дня Учредительное собрание решило, что текст проекта Декларации будет обсуждаться постатейно на основе проекта, состоящего из двадцати четырёх статей, предложенного шестым бюро (одно из подразделений Учредительного собрания) под руководством Шампьона де Сисе. Проект сильно изменился при обсуждении. Анри Грегуаром было предложено, чтобы Декларацию прав человека и гражданина сопровождали обязанности.
20-26 августа 1789 года депутаты Учредительного собрания постатейно обсуждали и принимали текст Декларации. 20 августа 1789 года были приняты преамбула и три статьи, 21 августа – статьи 4–6; 22 августа – статьи 7–9; 23 августа – статья 10; 24 августа – статьи 11-13; 26 августа – последние четыре статьи.
26 августа 1789 года обсуждение Декларации было прервано после принятия 17-ой статьи, касающейся права собственности, чтобы депутаты обсудили статьи Конституции.
Таким образом, Учредительное собрание 26 августа 1789 года приняло «Декларацию прав человека и гражданина».
Декларация — один из первых и основных документов демократического конституционализма. «Старому порядку», основанному на произволе властей и сословных привилегиях, в ней были противопоставлены неотчуждаемость «естественных» прав человека, равенство перед законом, свобода взглядов, народный суверенитет, принцип «дозволено всё, что не запрещено законом» и прочие установки демократического и революционного просветительства, ставшие требованиями права и законодательства.
Статья первая Декларации гласит:
«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Во второй статье гарантировались «естественные права человека», под которыми подразумевались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Источником суверенитета верховной власти объявлялась «нация», а закон становился выражением «всеобщей воли».
Принятие Декларации
Декларация была утверждена 26 августа 1789 года. В ней отразилась теория естественного права, которую пропагандировали философы-просветители, и которая стала идеологическим основанием для борьбы со Старым Режимом. В Декларации были сформулированы ряд гуманистических и демократических принципов.
Провозглашение свободы и равенства естественными неотчуждаемыми правами, а также идеи народного суверенитета было направлено против сословного строя и деспотизма.
Судьба Декларации
Декларация была полностью включена в конституцию 1791 года. В измененном виде она составляла первую главу конституции 1793 года. Здесь она состояла из 35 пунктов, из которых последний гласил:
«когда правительство нарушило права народа, то восстание является для народа наиболее священным из прав и необходимой из обязанностей».
Другой новой чертой были пункты 21 и 22, признавшие, что общество обязано помогать неимущим согражданам, доставляя работу или обеспечивая пропитание, и что общество обязано всем предоставить возможность учиться.
В конституцию 1795 года Декларация тоже была включена, но в измененном виде. Отдел прав из 22 пунктов, и непоследовательно включенный отдел обязанностей. В конституцию 1799 года Декларация не включалась.
До сих пор Декларация лежит в фундаменте конституционного права Франции. Ее положения подтверждены французской конституцией 1958 года. Конституционный совет в 1971 году признал Декларацию документом, обязательным к юридическому исполнению, нарушения которого приравниваются к неконституционности.
5. Конституция Франции 1791 г.
Конституция Великой французской революции — французская конституция, разработанная и принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года.
Предпосылки создания и выработка конституции
В 1789 году при созыве Генеральных штатов как со стороны привилегированных классов, так и со стороны третьего сословия выдвигались требования ограничения королевской власти.
Национальное собрание приняло имя учредительного и 9 июля 1789 года приступило к разработке будущей конституции.
Большинство членов Учредительного собрания было на стороне конституционной монархии, но несмотря на это выработанная конституция, имея внешнюю форму монархической, по существу была республиканской: господствовавшие политические теории (Мабли и Руссо), неуверенность в уходе абсолютизма, недоверие к королевской власти заставили учредительное собрание всеми возможными способами урезать монаршьи полномочия. В этом смысле большое влияние оказало бегство королевской семьи, побудившее собрание включить в конституцию статьи, которые служили основанием считать короля отказавшимся от престола.
Разработанный Конституционный акт 3 сентября 1791 года был предложен королю на утверждение, который, после длительных колебаний и совещаний только 14 сентября принес присягу в верности нации и закону.
Положения Конституции
В основе Конституции лежали следующие принципы:
-
индивидуальная свобода; -
личная неприкосновенность; -
независимое проявление личности в области мысли, слова, веры; -
свобода политическая; -
народное участие в законодательстве и управлении через представителей.
Замечание 1
Во главе конституции находится «Декларация прав человека и гражданина», которая утверждала, что «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая» верховная власть принадлежит всей нации, которая делегирует некоторые полномочия своим представителям — законодательному собранию и королю.
Однако вопреки признававшей всеобщее равенство в правах декларации все граждане разделялись на «активных» и «пассивных». Активными были только достигшие 25-летнего возраста природные и натурализованные французы, имевшие оседлость в городе или кантоне на протяжении определенного времени, платившие прямой налог суммой не менее трехдневной заработной платы, не состоящие в услужении и принесшие гражданскую присягу. Таким образом беднейшая часть нации лишалась политических прав. На «первичных» собраниях активные граждане избирали, помимо муниципальных властей, «выборщиков», для которых имущественный ценз был еще выше; в своих департаментах выборщики формировали избирательное собрание, кроме департаментской администрации избиравшее из среды всех активных граждан представителей в законодательное собрание.
Депутаты законодательного собрания в течение двух лет считались представителями целой нации, а не отдельного департамента. Обновление Законодательного корпуса происходило без созыва королём на основании закона. Корпус предлагал и декретировал законы, заведовал национальными имуществами, финансами, военными морскими и сухопутными силами; совместно с королём ему принадлежало право объявления войны и заключения мира.
Король в своих руках имел исполнительную власть, которой мог пользоваться лишь через ответственных министров. Министры не могли быть членами Законодательного собрания, чем уничтожалось единственное связующее звено между народным представительством и королевской властью. Король не имел права законодательной инициативы, не мог распустить законодательное собрание, и лишь обладал правом приостанавливающего вето. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Три случая являлись основаниями считаться короля отказавшимся от престола: если не присягнет конституции или возьмёт назад присягу; если возглавит армию против французской нации или изданием формального акта не воспротивится восстанию, задуманному в поддержку монархии; если, покинув королевство, не вернётся по приглашению законодательного корпуса в назначенный срок.
Ни король, ни его министры не могли участвовать в замещении каких-либо административных должностей и не имели права смещать чиновников. Администрация строилась на началах народного избрания в первичные и департаментские собрания, причём местные выборные власти в своем ведении имели и общегосударственные дела.
Значение Конституции 1789 года и Конституция I года
Все ключевые принципы конституции 1791 года в дальнейшем легли в основу всех французских конституций, включая и ныне действующую.
На смену первой французской Конституции Национальным конвентом 24 июня 1793 года была принята Конституция I года.
Будучи более революционной, якобинская конституция с большей силой говорит о верховенстве нации и о праве на сопротивление в случае нарушения правительством прав граждан.
Установленного конституцией 1791 года социального строя якобинская конституция не изменяет. В политическом отношении в ней больше демократизма: введены прямые выборы, отменен ценз, понижен возраст избирателей до 21 года. Законодательное собрание должно было избираться на год и обладать правом предлагать законы и издавать декреты.
Исполнительная власть якобинской Конституцией вручалась комитету из 24 лиц, которые назначались законодательным корпусом из представленных департаментскими собраниями кандидатов.
6. Законодательство фельянского этапа революции.
Фельяны — политическая группировка во Франции во время Французской революции конца XVIII века. Конституционные монархисты. Представляли интересы крупной буржуазии. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В ноябре 1789 г. Учредительное собрание постановило конфисковать церковные земли, объявить их «национальным имуществом» и пустить в продажу. Крестьянство открыто выражало свое недовольство политикой буржуазного Учредительного собрания и вновь становилось на путь борьбы. В 1789-1791 гг. Учредительное собрание осуществило ряд других реформ, утверждавших во Франции основы буржуазного общественного строя. Оно отменило сословное деление, наследственные титулы дворянства, поставило церковь и ее служителей под контроль государства, отменялась правительственная регламентация промышленного производства, уничтожались внутренние таможенные пошлины.В то же время Учредительное собрание приняло законы, специально направленные против трудящихся. (был принят закон, разрешавший применять военную силу для подавления народных восстаний.) Забастовочное движение, руководимое рабочими организациями, вызвало большую тревогу среди хозяев. Учредительное собрание пошло навстречу домогательствам предпринимателей и по предложению депутата Ле Шапелье издало 14 июня 1791 г. декрет, запрещавший рабочим под страхом денежных штрафов и тюремного заключения объединяться в союзы и проводить стачки. В 1791 г. Учредительное собрание закончило составление конституции.