Файл: Понятия и классификация пособий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пособия, не полученные ко дню смерти рабочего или служащего, выдаются по представлении документа, удостоверяющего родство с умершим и факт совместного проживания с ним либо нахождения на иждивении умершего.

Единовременное пособие при рождении ребенка, не полученное ввиду смерти родителя, имевшего право на это пособие, выдается другому родителю или иному лицу, фактически воспитывающему ребенка.[4]

Оставшиеся недополученными пособия не включаются в наследственное имущество. Пособия по социальному страхованию могут выплачиваться по доверенности, оформленной в установленном порядке, либо по заявлению трудящегося перечисляться в сберегательную кассу или пересылаться по почте (в том числе и по временному месту жительства). Расходы по пересылке пособия оплачиваются за счет суммы пособия. Главный (старший) бухгалтер предприятия несет наряду с профсоюзной организацией ответственность за правильное расходование средств на выплату пособий.

Согласно пункту 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101[5], ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. По требованию комиссии по социальному страхованию, профсоюзного комитета, областного, краевого, республиканского или Всесоюзного органа отраслевого профсоюза областного, краевого, республиканского совета профсоюзов администрация предприятия предъявляет для проверки документы по выплате пособий за текущий год и за один календарный год, предшествующий году проверки. Проверка документов за другие периоды производится при обнаружении злоупотреблений в расходовании средств на выплату пособий.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 г. N 1503[6] и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации контроль за правильным и рациональным расходованием средств государственного социального страхования на предприятиях осуществляется органами Фонда социального страхования Российской Федерации с участием профсоюзов. Профсоюзы участвуют в осуществлении контроля через своих представителей, вошедших в состав комиссии по социальному страхованию.

В случае когда профсоюзный комитет устанавливает, что трудовое увечье или профессиональное заболевание рабочего или служащего является результатом нарушения администрацией правил охраны труда или техники безопасности, профсоюзный комитет выносит обязательное для администрации постановление о возмещении предприятием Фонду социального страхования СССР в бесспорном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с этим увечьем или заболеванием. Кроме того, согласно ст. 5 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, решение о возмещении работодателем бюджету государственного социального страхования расходов на выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием могут выносить региональные (отраслевые) отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.[7]


С 1 января 1991 года образован Фонд социального страхования Российской Федерации, который в настоящее время осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12 февраля 1994 г.

Глава 2. Виды и классификация пособий в России

2.1. Виды и основания получения пособий

В настоящее время нет универсального определения пособия, как нет и единого законодательного акта о нем. Соответственно в литературе имеются различные подходы к формулированию понятия пособия по социальному обеспечению как правовой категории. Так, под социальными пособиями понимаются выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Согласно другим взглядам пособия - это денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет государственного бюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременными, ежемесячными, периодичными), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, государственного бюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах. Есть также позиции, согласно которой пособиями считаются денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.[8]

Раскроем в этом параграфе признаки пособий, так же в следующем параграфе будут раскрываться остальные из признаков, которые требуется для назначения пособий.

Гарантированность предоставления заключается, во-первых, в том, что право на пособие и его объем как материального блага регулируется законодательством. Во-вторых, для работника, имеющего право на какой-либо вид пособия, не имеет значения факт наличия или отсутствия финансовых средств для его выплаты.


Цель назначения пособия - возместить гражданам доход (или заработок), связанный с выполнением ими трудовой, профессиональной или иной общественно значимой деятельности в случаях его временной утраты или снижения размера. Например, при временной нетрудоспособности, беременности и родах работающих лиц их безработицей, а также в целях оказания помощи в семье в содержании детей, например в связи с рождением ребенка, уходом за детьми и прочее.[9]

Основаниями предоставления пособия являются жизненные обстоятельства, которые вызывают необходимость их предоставления.

Продолжительность выплаты пособия отражается в его названии, например, ежемесячные - ежемесячные пособия на ребенка, единовременные - единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью и периодические - пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности.

Порядок определения размера пособий. В размерах, соизмеримых с заработком, выплачиваются в настоящее время пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам работающим женщинам. В последнее время появились пособия, выплачиваемые за счет региональных бюджетов, размер которых соотносится с величиной прожиточного минимума, устанавливаемого в регионе.

Таким образом, ни один из вышеназванных признаков не является общим, родовым, универсальным для выявления сущности современных социальных пособий. В то же время они могут быть использованы в качестве уточняющих, дополнительных признаков при характеристике отдельных видов социальных пособий. Перечисленные признаки можно считать критериями для классификации пособий как системы денежных выплат по социальному обеспечению.

В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий. Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по целевому назначению: пособия, компенсирующие заработок полностью или частично; пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

2) по продолжительности выплаты пособия: единовременные; периодические (ежемесячные);

3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия: пособия по обязательному социальному страхованию; пособия по государственной социальной помощи;

4) по источнику выплаты пособия: из социальных внебюджетных фондов; из федерального бюджета и т.д.


Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления.[10]

1. Пособие по временной нетрудоспособности:

Предоставление данного пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

2. Пособия гражданам, имеющим детей:

На примере таблицы, посмотрим пособия гражданам, имеющим детей.

Пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины следующим лицам:

· гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

· стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

· уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

· уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;

· граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия в размере 30 000 рублей имеют члены его семьи.

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом. Меры правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, в том числе и право на получение единовременных пособий в случае причинения вреда здоровью или смерти, в настоящее время установлены ФЗ РФ №35-ФЗ[11].


Выплата социального пособия на погребение предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»[12]. Оно выплачивается в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Законом,

Правовое регулирование обеспечения страховыми пособиями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями осуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[13] Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и иными нормативными актами, прежде всего - постановлениями Правительства РФ, письмами, постановлениями и приказами Фонда социального страхования РФ.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. установлены следующие виды пособий О статусе военнослужащих: федеральный закон РФ от 27 мая 1998 №76-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - 01.06. - Ст. 2331[14].

1. Военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы: менее 10 лет - в размере пяти окладов денежного содержания; от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания; от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания; 20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.

2. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере.[15]

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам. Изучив понятие, признаки и виды государственных пособий в Российской Федерации, можно перейти к методам определения размеров пособий.