Файл: Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, или их аналогов.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приговором суда двадцатидвухлетняя Б. и ее двадцатидевятилетний друг С. осуждены за склонение к потреблению наркотических средств четырнадцатилетней девочки. Суд установил, что Б. в течение полугода вела разговоры с несовершеннолетней приятельницей о необыкновенных ощущениях, испытываемых при употреблении героина, а также об отсутствии привыкания к наркотику. В ноябре 2005 года, когда интерес девочки к предложению попробовать наркотическое средство возрос, Б. и ее знакомый С. приготовили героин и ввели его внутривенно себе и четырнадцатилетнему подростку. Впоследствии о пристрастии девочки к потреблению героина стало известно в семье и в школе, что и привело к раскрытию преступления. Суд признал Б. и С. виновными в склонении к потреблению наркотических средств заведомо несовершеннолетнего.
В данном случае объективная сторона преступления заключалась в разговорах о «необыкновенных ощущениях» и об «отсутствии привыкания» в совокупности с предложением «попробовать». Таким образом, присутствует факт убеждения. Дача советов может рассматриваться как способ склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, если советы давались лицу, у которого до этого момента либо вообще не было намерения употребить наркотик, либо намерение находилось в стадии формирования, а советы давались в целях укрепления желания употребить наркотик.
Не бесспорно высказанное в литературе мнение о том, что предшествующее поведение склоняемого лица не имеет значения для квалификации преступления и потерпевшим может быть лицо, ранее по собственной инициативе употреблявшее наркотики, но делавшее это эпизодически, если действия направлены на приобщение к систематическому потреблению наркотических средств или психотропных веществ. В принципе признание таких действий уголовно наказуемым склонением не исключается, но это зависит от конкретных обстоятельств. Вряд ли можно признать преступными действия в ситуации, когда два лица одновременно «попробовали» наркотик, а позже один из потребителей предложил другому повторить потребление.
На мой взгляд, должны квалифицироваться как склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов приобщение к потреблению более сильного наркотика или приобщение к потреблению наркотиков разного вида.
Не может квалифицироваться как склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов факт
передачи наркотического средства лицу, употребляющему наркотические средства. Приговором Свердловского районного суда г. Белгорода Л. А. осужден по ст. 230 ч. 1, 228 ч. 1, 30 ч. 1, 228.1 ч. 1 УК РФ. Президиум областного суда изменил приговор по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 230 УК РФ под склонением другого лица к потреблению наркотических средств понимаются активные умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению. Из показаний свидетеля Л. В. следует, что он с 2001 года употребляет наркотические средства. В середине февраля 2006 года брат передал ему шприц с ацетилированным опием, и он сам сделал себе укол. Указанное свидетельствует о том, что осужденный никаких активных действий, направленных на то, чтобы склонить брата к потреблению наркотических средств, не предпринимал. Л. В. на протяжении длительного времени самостоятельно употребляет наркотические средства. Сам факт передачи наркотического средства лицу, употребляющему наркотические средства, не является склонением к их потреблению.
Не квалифицируется как склонение к потреблению наркотического средства и его сбыт. И. признан виновным в том, что сбыл 0,3 г героина в особо крупном размере за 500 р. несовершеннолетнему Ш. Кроме того, И., зная, что Ш. является малолетним, путем психического воздействия склонил его к потреблению наркотического средства, сбыв ему 0,3 г героина в особо крупном размере. Приговор в части признания И. виновным по п. «в» ч. 2 ст. 230 УК РФ отменен с прекращением производства по делу. Как указал Президиум Самарского областного суда, Ш. около года употребляет наркотики, сам подошел к И. и попросил достать для него героин, на что И. ответил, что у него есть героин, и продал ему два пакетика героина за 500 р. Никаких умышленных действий, направленных на возбуждение у Ш. желания употребить наркотическое средство (уговоры, предложение принять наркотик, дача совета и т. д.) И. не совершал. Он по просьбе Ш. сбыл ему наркотическое средство.
Группа насильственных способов склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов включает в себя применение психического или физического насилия. Характерным для этой группы способов склонения является то, что виновный стремится заставить, принудить другое лицо против его воли употребить наркотик. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с применением насилия или угрозой его применения образует квалифицированный вид преступления. Но психическое насилие может заключаться не только в угрозе физическим насилием, но и в угрозе уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих сведений либо иных сведений, которые
склоняемое лицо желает сохранить в тайне, и т. д.
Угрозы могут быть связаны с нарушением как законных, так и иных значимых для склоняемого, но не находящихся под охраной закона интересов. Если угрозы не связаны с применением физического насилия, то действия виновного охватываются ч. 1 ст. 230 УК РФ. Такой способ склонения носит характер принуждения, а не убеждения, поэтому он представляет повышенную общественную опасность по сравнению с ненасильственными способами склонения, что должно найти отражение в индивидуализации наказания. Угрозы совершением иных нежелательных действий или не совершением желательных квалифицируются по ч. 1 ст. 230 УК РФ.
Д. предложил В. употребить метадон. Она отказалась, но Д. стал ее уговаривать, угрожая тем, что если она не согласится, то они расстанутся. Желая продолжения отношений, она согласилась, после чего Д. сначала сам делал ей инъекции, потом она самостоятельно стала делать себе уколы внутривенно. До встречи с Д. наркотики она не употребляла. Согласно медицинскому освидетельствованию, у В. выявлено состояние одурманивания, вызванное употреблением опиатов. При таких обстоятельствах действия Д. были переквалифицированы с п. «г» ч. 2 на ч. 1 ст. 230 УК РФ.
Пожалуй, самым спорным вопросом применительно к анализируемому составу преступления является определение момента его окончания, поскольку состав преступления сконструирован по типу формального, а преступное деяние описывается с помощью отглагольного существительного, в связи с чем может пониматься и как процесс совершения деяния, и как его завершение.
Если сгруппировать предлагаемые подходы к определению момента окончания преступления, то можно выделить два варианта решения вопроса:
1) преступление считается оконченным, если склоняемое лицо употребило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналог либо совершило какие-либо действия, направленные на потребление;
2) преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на склонение другого лица к потреблению наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, независимо от поведения склоняемого лица.
На наш взгляд, поскольку склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — преступление с формальным составом, преступление признается оконченным при фактическом совершении действий, направленных на склонение или принуждение лица к потреблению наркотиков, независимо от того, достигнут ли виновным желаемый результат.
Как отмечает А. В. Наумов, «законодатель избирает тот или иной способ конструирования объективной стороны преступления (материальные или формальные составы) не произвольно, а с учетом и в зависимости от характера и специфических особенностей общественной опасности соответствующего преступления и особенностей уголовно-правовых мер борьбы с ним». Общественная опасность склонения к потреблению наркотиков заключается в том, что происходит целенаправленное воздействие на психику склоняемого лица, что уже само по себе представляет общественную опасность, поскольку создается возможность реального приобщения склоняемого лица к потреблению наркотиков.
Позиция высших судебных инстанций относительно момента окончания склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ всегда отличалась последовательностью.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.1993 № 2 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» говорилось, что под склонением к потреблению наркотических средств следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у других лиц желания к их потреблению (уговоры, предложение, дача совета и т. п.), а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и т. п. с целью приема наркотических средств лицом, на которое оказывается воздействие. В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» специально обращалось внимание на то, что для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство или психотропное вещество.
Аналогичная позиция Верховного Суда Российской Федерации изложена в постановлении Пленума от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» и подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.
Некоторые ученые обращают внимание на то, что с практической точки зрения без объективизации вовне, что может проявиться только в употреблении наркотических средств или психотропных веществ, достаточно сложно установить факт склонения. Кроме того, «трудно представить себе повод к возбуждению уголовного дела о подобном преступлении и доказательственную базу, на которую должно опираться обвинение». Действительно, доказать факт склонения к потреблению наркотиков, если склоняемый их не употребил либо не совершил действий, направленных на их приобретение, достаточно сложно. Но эти доводы не должны служить основанием для
признания склонения к потреблению наркотиков, не приведшего к желаемому результату, покушением на преступление, которое, кстати, также требует доказательств. Цель криминализации склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов видится в том, чтобы не допустить увеличение числа потребителей наркотиков, а «объективизация склонения вовне» означает установленный факт приобщения к потреблению наркотиков еще одного лица.