Файл: Философскометодологические основы современного экономического знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Фундаментальные проблемы научных исследований
Компендиум
на тему: Философско-методологические основы современного экономического знания
1. Философские основы научного исследования
Под научными исследованиями понимается деятельность по поиску новых знаний. Однако в этой деятельности, как и в любой другой, сложился свой язык, способы получения новых знаний, последовательность их применения, которые имеют общенаучный характер. Поэтому важно уметь конкретизировать понятия и уточнять определения рассматриваемых объектов, процессов и явлений, связанных с научной деятельностью. В среде ученых сформировались совокупность действий для получения новых знаний и определенная логика их применения, понимание роли и места (топика) этих действий, которая принимается всеми учеными, а также совокупность терминов, которые употребляют ученые для обозначения действий и их результатов (общенаучная риторика). Для того чтобы понимать риторику, топику и логику действий по получению новых знаний, необходимо знать и понимать смысл терминов.
Термином называется слово или словосочетание, обозначающее объект, предмет, явление или понятие о них. В научных же исследованиях выявление смысла «термина» (т. е. сущности и предназначения) является главной задачей. Для этого используются представления, понятия и определения. Рассмотрим более подробно закономерности формирования представления, понятия и определения, с помощью которых объясняется термин.
Первым этапом работы по созданию определения будет составление представления об объекте, предмете или явлении.
Представление – мысленный образ объекта, включающий в себя множество самых разных признаков. Чтобы мысленный образ был яснее, в представлении об объекте выделяется существенный признак. Существенный признак – такая черта (особенность, свойство объекта), которая необходимо ему присуща, лишившись которой он перестает быть самим собой. Только на основе представления можно приступать к формированию понятия.
Понятие – это мысленный образ объекта или явления в наиболее общих и существенных признаках. Далее формулируется определение. Определение – это лингвистическая формула (краткое выражение смысла), выражающая существенные признаки объекта, предмета.
1
Существует много понятий, которым трудно дать определения. В подобных случаях используют следующие приемы, сходные с определением, для того чтобы раскрыть смысл.
Описание – это перечисление внешних черт предмета, включающих как существенные, так и несущественные признаки предмета, позволяющие отличить его от других.
Характеристика дает перечисление лишь наиболее важных в том или ином отношении признаков.
Сравнение указывает на сходство предметов, порой неожиданное, и позволяет лучше понять или по-новому осветить их черты и свойства.
Чтобы составить понятие об объекте и предмете исследования, нужно прибегнуть к суждению.
Суждение (определение) – форма умозаключения, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях, свойствах или об отношениях между предметами.
С помощью логических связок (отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации и эквивалентности) мы выясняем истинность суждений, степень заблуждения или их ложность. Тем самым обеспечивается единство мысленного, логического, логико-геометрического образа и истинного понимания смысла образа.
Для того чтобы деятельность по поиску новых знаний увенчалась успехом, исследователь должен ответить на вопрос: «Что изучать?» Ответ на этот вопрос требует уточнения смысла терминов «объект» и «предмет» исследования.
Объект научного исследования – фрагмент окружающего мира, на который направлена познавательная деятельность.
Предмет научного исследования – это признаки объекта, на которые направлена познавательная деятельность.
Последовательное ограничение объема понятия по видообразующим признакам позволяет создавать одни из важнейших инструментов научного познания – классификации. Классификация – это группировка объектов исследования в соответствии с их общими признаками. Признак, на основании которого производится классификация, а также оценка явления или процесса называется критерием. Любая классификация служит инструментом для упорядочения, систематизации данных, фактов, понятий и т. д.
Методология научных исследований – это учение об организации научно-исследовательской деятельности. Выбирая в качестве критерия классификации методов познания теоретическое обоснование объекта исследования, их можно разделить на:
-
методы-приемы – способы проведения исследования, не требующие теоретического обоснования об объекте; -
методы-подходы – способы исследования, предполагающие теоретическое представление и понятие об объекте исследования и принципах исследования; -
методы-парадигмы – способы исследования, подразумевающие наличие «картины мира», мировоззрения. Смена парадигмы предусматривает изменение мировоззрения. В результате по-иному трактуется объект, его существенные свойства, признаки и принципы исследования.
Таким образом, в результате суждений появляется возможность осуществить следующие действия-процедуры:
-
выделить объект и предмет исследования; -
обнаружить, выявить факты и обобщить их; -
сформулировать проблему, которую необходимо решить; -
сформировать гипотезу; -
проверить гипотезу и; -
если гипотеза подтверждена, построить теорию, т. е. сформулировать новые знания об объекте.2
Существенную роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методы исследования подразделяются на эмпирические и теоретические, которые подразделяются на методы-действия и методы-операции.3
Теоретические методы-операции рассматриваются по основным мыслительным операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.4
Наряду с операциями логического мышления к теоретическим методам-операциям можно отнести также воображение как мыслительный процесс по созданию новых представлений и образов с его специфическими формами фантазии (создание неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий) и мечты (как создание образов желанного).
К теоретическим методам-действиям, в первую очередь, относится диалектика – реальная логика содержательного творческого мышления, отражающая объективную диалектику самой действительности. Основой диалектики как метода научного познания является восхождение от абстрактного к конкретному.
К теоретическим методам-действиям будут относиться два метода построения научных теорий:
-
дедуктивный метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения аксиомы, из которых все остальные положения данной теории выводятся чисто логическим путем посредством доказательства;
-
индуктивно-дедуктивный метод – сначала накапливается эмпирический базис, на основе которого строятся теоретические обобщения (индукция), которые могут выстраиваться в несколько уровней, а затем эти полученные обобщения могут быть распространены на все объекты и явления, охватываемые данной теорией (дедукция).
К другим теоретическим методам-действиям относятся выявления и разрешения противоречий, постановки проблемы, построения гипотез и т.д.
5
Рассмотрим эмпирические методы-операции. Например, изучение литературы, документов и результатов деятельности. Источником фактического материала для исследования служит также разнообразная документация: архивные материалы в исторических исследованиях; документация предприятий, организаций и учреждений в экономических исследованиях и т.д.
Ещё один эмпирический метод-операция – это научное наблюдение. Научное наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений внешнего мира, связанное с решением определенной научной проблемы или задачи.
Также к эмпирическим методам-операциями относятся измерение, опрос, метод экспертных оценок и тестирование.
2. Методологические основы экономических исследований
В любом исследовании необходимо решить две проблемы: «что изучать» и «как изучать». Первая проблема – онтологическая, связанная с уточнением понятия объекта исследования и выявлением его существенных свойств. Это позволит в дальнейшем обобщать и классифицировать факты действительности и истории. Вторая проблема – эпистемологическая, гносеологическая, связанная с выбором метода или совокупности методов, позволяющих проводить адекватные объекту фактологические и ментальные исследования объекта.
Онтологическая проблема обусловлена множественностью дефиниций объекта и, следовательно, различием в понимании того, что собой представляют экономические отношения и какова их цель и существенные признаки. Поэтому уточнение понятия позволит корректно выделить объект изучения, выбрать адекватную совокупность методов, позволяющих проводить эмпирическое и теоретическое исследование объекта, его прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, уточнение понятия объекта «экономические отношения» и предмета экономической науки позволяет обозначить центральные проблемы экономической науки, определить достижения и недостатки существующих экономических теорий.
Тем не менее, несмотря на обилие дефиниций, экономическая наука выделила большое количество признаков и их отношений. Для большинства исследователей существенными признаками экономических отношений являются потребности, блага и отношения между людьми в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг.
Итак, первая проблема, которую нам следует решить – онтологическая. Что же такое экономические отношения? Экономические отношения – это непременный атрибут развития человеческого общества. Причиной их возникновения является наличие естественных потребностей. Для их удовлетворения люди вступают между собой в самые разные связи, в том числе и в отношения по поводу производства, распределения и обмена благами для удовлетворения своих потребностей.6
Предлагаемое определение экономических отношений позволяет корректно выделять экономические объекты в качестве объектов изучения. Экономический объект как объект изучения – это условно выделенный фрагмент отношений между людьми, в котором реализуется процесс производства, распределения благ, обмена ими и формирование отношения людей к потребностям. Процессы обмена и распределения будут восприниматься людьми как справедливые только тогда, когда государство (совокупность государственных органов и учреждений), наряду с мерами по воспитанию и формированию гармоничных потребностей, приложит усилия, чтобы понимание того, кто является ключевой фигурой и какова цель экономических отношений, овладело руководителями, правительственными чиновниками, ведь целью государства является создание условий для улучшения благосостояния каждого домашнего хозяйства.
Вторая проблема – онтологическая. Следует ответить на вопрос – как изучать экономические отношения?
Для выработки теоретической концепции необходимо некоторое количество объектов для того, чтобы выявить общие закономерности, позволяющие эти объекты типологизировать. На уровне экономических объектов объекты исследования трудно типологизировать или они не типологизируются вовсе, поскольку существуют в единственном числе, как мировая экономика. Также для выработки теоретической концепции необходимо фиксировать какое-то стационарное состояние объекта или повторяемость этих состояний. Особенностью же экономических объектов является то, что они находятся в непрерывном развитии. Помимо того, что экономические отношения находятся в постоянном развитии, происходит постоянное изменение внешней по отношению к ним среды, т. е. политических, социальных, природных и прочих условий. Даже если удается выявить какие-то закономерности в прошлом, то эти закономерности могут сильно измениться в силу динамики внешних условий. Также экономической науке провести экспериментальную