Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономический правопорядок устанавливает возможные правила поведения участников, определяет предпринимательскую правосубъектность, порядок реализации предпринимательских прав, степень и характер государственного регулирования предпринимательства. Представляется, что система источников предпринимательского права определяет правовые условия развития и функционирования экономики страны, что подчеркивает зависимость категорий «экономика» и «право».

2. Виды источников предпринимательского права

2.1. Нормативные правовые акты

Источники предпринимательского права могут быть классифицированы по юридической силе, т.е. по их месту в иерархической системе правовых норм. Вертикальная иерархия общероссийских источников предпринимательского выглядит следующим образом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры - Конституция - федеральные конституционные законы - федеральные законы - подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Кроме этого, существуют, так называемые, нетрадиционные источники права, появляющиеся, как правило, в процессе правоприменительной деятельности государственного вмешательства, но государственном одобрении - это обычаи оборота, локальные акты, корпоративные соглашения.

Основными же, традиционными источниками предпринимательского права выступают нормативно-правовые акты – официальные документы, принятые в установленном порядке компетентными органами государства и содержащие общеобязательные правила поведения.

Нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: рассчитан на многократное применение; распространяется на неопределенный круг лиц; принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); принят в установленном порядке.

Первым и главным нормативно-правовым актом в любой стране является Конституция. Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и создающий базу для единообразного правового поля. Для изучения предпринимательского права важно понимать, что конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями [3, с. 158].


Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по важнейшим государственным вопросам: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; о порядке деятельности Правительства РФ; о судебной системе; о чрезвычайном положении и т.д. (например, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Основной же массив законодательства о предпринимательской деятельности представлен федеральными законами. Они составляют текущее законодательство и регулируют различные аспекты предпринимательской деятельности.

Среди федеральных законов особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты.

В регулировании предпринимательской деятельности важная роль принадлежит Гражданскому кодексу РФ. В нем дается понятие предпринимательской деятельности, приводятся организационно-правовые формы ее осуществления, определяется правовой режим имущества предпринимателей, закрепляется гражданско-правовая ответственность предпринимателей. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Кроме того, предпринимательские отношения во многом регулируются нормами Кодекса об административных нарушениях РФ, Налогового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные. Такое деление отражает соотношение однородных по природе норм разных

нормативно-правовых актов одного уровня (например, норм гражданского права в ГК РФ и в законе о банкротстве). Практическое значение этого деления выражается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет (lex speciali derogate generali). Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано, либо не в полной мере урегулировано в специальном акте.

В зависимости от задач правового регулирования федеральные законы можно классифицировать следующим образом:

  1. устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности (№ 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и др.);
  2. определяющие основные правила устройства и функционирования рынка (№ 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»; № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»; № 325-ФЗ от 21.11.2011 «Об организованных торгах»; № 271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и др.);
  3. определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»; № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»; № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; № 41-ФЗ от 08.05.1996 «О производственных кооперативах» и др.);

4) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (№ 164-ФЗ от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»; № 156-ФЗ от 29.11.2001 «Об инвестиционных фондах»; № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе»; № 395-ФЗ от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» и др.);

5) предусматривающие использование объектов гражданских прав предпринимателей, в том числе интеллектуальной собственности (ГК РФ, № 98-ФЗ от 29.04.2004 «О коммерческой тайне», № 149-ФЗ от 08.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и др.);

6) обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей (№ 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)»; № 78-ФЗ от 07.05.2013 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и др.);

7) устанавливающие нормы об ответственности субъектов предпринимательства (ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, ТК РФ, УК РФ и др.).

Подзаконные акты – это нормативные правовые документы, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, которые не должны противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм и широко используются в управленческой деятельности органов исполнительной власти.

Среди подзаконных актов, регулирующих предпринимательские отношения, важную роль играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ.

Согласно ст. 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Решения Президента, носящие нормативный характер, как правило, оформляются указами. Указы как средство регулирования предпринимательских отношений в первую очередь призваны быстро восполнить пробелы в правовом регулировании тех или иных вопросов. Такую задачу решил в свое время, например, Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», действовавший до принятия соответствующего федерального закона в 2001 году.

В аспекте изучения предпринимательского права необходимо отметить такие акты, как Указ Президента РФ от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли», Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности», Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».


Правительство РФ, будучи высшим исполнительным органом государственной власти РФ, обладает широкой компетенцией в решении вопросов социально-экономического характера, в том числе и в области государственного управления предпринимательской деятельностью. Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения принятых законов, «запуска» их в жизнь. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления, обязательные к исполнению Российской Федерации. К примеру, постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг), Министерство финансов РФ (Минфин), Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития), Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и др. В некоторых вопросах предпринимательской деятельности (например, налогообложение) наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Регулирование определенных сфер деятельности осуществляется федеральными министерствами путем издания организационно-правовых и распорядительных документов, которые по своему содержанию очень неоднородны. Среди них отметим приказы, правила, положения, инструкции.

Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. Значительная часть приказов касается корректировки действующих нормативных документов (например, Приказ Минфина от 09.01.2007 № 2н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2006 № 55н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и порядка ее заполнения»).


Правила – документ, определяющий порядок (процедуру) осуществления отдельного вида деятельности (например, «Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения», утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 № 1222н).

Положение – организационно-правовой документ, устанавливающий общий порядок в некоторой сфере деятельности (например, «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) или регламентирующий организацию работы государственного органа, структурного подразделения и т.п.

Инструкция – нормативный акт, который детализирует положения законов, определяет процедуру их исполнения, порядок совершения действий и принятия решений (например, «Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утв. Приказом Минфина от 25.03.2011 №33н).

В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-I «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации [18, с. 174].

В силу федеративного устройства нашего государства в систему источников предпринимательского права также входят нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Статья 73 Конституции РФ предусматривает возможность регулирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72.

Органы местного самоуправления могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на гл.8 Конституции РФ и федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главные регулирующие возможности территориальных образований связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.