Файл: Лекция 13 Бухгалтерская отчетность Понятие бухгалтерской отчетности.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доцент д.э.н.

Сухарева Е.В.

SukharevaYevV@mpei.ru

Бухгалтерский учет

Лекция 13 Бухгалтерская отчетность

Понятие бухгалтерской отчетности

Отчетность является одной из основных элементов метода бухгалтерского учета и конечным (завершающим) этапом учетной работы.

Данные текущего бухгалтерского учета используются в оперативном руководстве и управлении деятельностью организации.

Для получения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год) и оценки результатов деятельности, финансового состояния, ликвидности баланса и платежеспособности организации необходимо в определенной (стандартной) системе обобщать данные текущего учета.

Отчетность

Промежуточная (квартальная) отчетность

Годовая отчетность

По периодичности составления, которая охватывает отчетность, различают периодическую и годовую отчетность. Если отчетность составляется на внутригодовую дату, её называют периодической.

Периодические отчеты составляются регулярно (за декаду, месяц, квартал, полугодие) через определенный промежуток времени. По этому признаку различают бухгалтерскую отчетность квартальную, полугодовую и за девять месяцев Статистическая и оперативная отчетность по этому признаку могут быть за декаду, месяц, квартал и т.д.

Годовая отчетность - это отчеты за год.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется: собственникам, учредителям в соответствии с учредительными документами; органам Министерства по налогам и сборам; органам государственной статистики; органам, уполномоченным управлять государственным и муниципальным имуществом.

По объему содержащихся в отчетах сведений различают внутреннюю и внешнюю отчетность.

Внутренняя включает информацию о работе на одном каком-то участке деятельности организации, например, производственная отчетность.

Составление внутренней отчетности вызывается потребностью системы управления организации. Внешняя характеризует хозяйственную деятельность организации в целом и служит средством информирования внешних пользователей информации.


Обобщенные данные в виде бухгалтерской отчетности, характеризующие хозяйственно-финансовую деятельность и имущественное состояние организации, используются для внутреннего управления хозяйствующим субъектом, а также представляются внешним пользователям информации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и за определенный период.

Отчетность составляется на основании данных всех видов текущего учета - бухгалтерского, статистического и оперативно-технического, благодаря чему обеспечивается возможность отражения в ней разносторонней предпринимательской деятельности организации.

Требования к бухгалтерской отчетности

* обеспечения полноты, существенности, нейтральности, преемственности, достоверности бухгалтерской отчетности;

* принятых учетной политикой способов документирования и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, оценки имущества и обязательств;

* раскрытия существенных показателей, способных влиять на экономические решения заинтересованных пользователей; показатель является существенным, если его величина составляет не менее 5% к общему итогу данных за отчетный год;

* обеспечения нейтральности, информации, что препятствует ее использованию в интересах отдельных групп пользователей с целью достижения выгодных для них результатов;

* включения в отчетность показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы;

*обеспечения соответствия показателей вступительного и утвержденного заключительного баланса; в случае изменений вступительного баланса следует объяснить причины такого изменения;

* корректировки отчетной информации подтверждения исправлений ошибок подписью уполномоченных лиц с указанием даты исправления;

* составления отчетности на русском языке и в валюте Российской Федерации;
  • подписи отчетности руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером) организации; если учет в организациях осуществляется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то обязательна подпись лица, ведущего учет.

  • Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

    В бухгалтерской отчетности показатели приводятся минимум за два года - отчетный и предшествующий.

    При несопоставимости данных указанных периодов они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Если ошибки выявлены до утверждения бухгалтерской отчетности, исправления производятся записями декабря года.

    После утверждения бухгалтерской отчетности в нее можно вносить изменения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности указываются показатели, подвергшиеся корректировки, и ее причины.

Бухгалтерская отчетность


Форма 1. Бухгалтерский баланс

Форма 2. Отчет о финансовых результатах

Форма 3. Отчет об изменениях капитала

Форма 4. Отчет о движении денежных средств

Форма 5. Приложение

Бухгалтерский баланс

Слово «баланс» имеет корни латинского Словосочетания «bis lanz», которое дословно означает «две чаши весов», то есть, по сути, бухгалтерский баланс показывает состояние финансового равновесия компании.

Баланс является главной компонентой Бухгалтерской отчетности и в нем отражается успешность хозяйственной деятельности предприятия за установленный промежуток времени.

Бухгалтерский баланс – это одна из основных форм отчетности бухгалтерии о состоянии финансовой деятельности предприятия, представленная в виде таблицы данных, характеризующих все имущество и долги организации в денежном эквиваленте за определенный период времени.

Структура баланса

Пассив

Актив

Бухгалтерский баланс считается выполненным правильно, если числовые результаты этих таблиц совпадают

Отчет о финансовых результатах форма 2

Отчет об изменениях капитала: форма 3

Отчет об изменениях капитала состоит из следующих разделов:

1 «Движение капитала»;

2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок»;

3 «Чистые активы».

Движение капитала в форме представляется с расшифровкой по видам капитала, представленным в разделе III Бухгалтерского баланса:

1.уставный капитал

2.собственные акции, выкупленные у акционеров;

3.добавочный капитал;

4.резервный капитал;

5нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

В разделе 1 приводится информация о причинах увеличения или уменьшения по каждому виду капитала организации и суммах таких изменений. Сведения о движении капитала в Отчете приводятся за предыдущий и отчетный год, как того требуют общие правила составления бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 4/99).

Во втором разделе Отчета отражаются данные о корректировке капитала в связи с изменением учетной политики или исправлением ошибки.

При заполнении раздела 3 «Чистые активы» в отчете о движении капитала необходимо руководствоваться Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным 
Приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н.

Порядок составления Отчета о движении денежных средств (форма 4)

Отчет о движении денежных средств (форма 4) отражает структуру движения денежного потока от финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.

Форма является финансовой отчетностью организации, где показываются сведения за отчетный год, и не является промежуточной бухгалтерской отчетностью. 

Расчетная база отчета по форме 4 состоит из поступления и расхода денег по всем видам хозяйственных операций показывая развитие организации.

Формирование прибыли либо убытка от продаж в первую очередь связано с поступление денежных средств от видов хозяйственных операций компании.

Аналитический учет на счете 99 «Прибыли и убытки» по операциям: текущие, финансовые и инвестиционные, позволит определить налог на прибыль в разрезе видов операций.

Значения в отчете необходимо указывать в рублях. Если поступление денежных средств в иностранной валюте, то следует пересчитать по курсу ЦБ на дату поступления платежа.

Форма 5 – это пояснения к бухгалтерской отчетности: к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Форма 5 — Приложение к бухгалтерскому балансу

Важным и дополнительным приложением к бухгалтерскому балансу является форма №5, которая детально расшифровывает разделы баланса. Этот вид документации носит уточняющий характер.

Ранее этот документ пытались отменить, но потом вернули, так как возникала путаница в данных.

Следующие субъекты могут не заполнять форму №5 бухгалтерской отчетности:

1.малого бизнеса, аудит которого не может не проводиться;

2.некоммерческие организации;

3.общественные организации, которые не занимаются коммерческой деятельностью.

Структура формы:
  • Нематериальные активы
  • Основные средства
  • Доходные вложения в материальные ценности
  • Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
  • Расходы на освоение природных ресурсов
  • Финансовые вложения
  • Дебиторские и кредиторские задолженности
  • Расходы по обычным видам деятельности ( по элементам затрат)
  • Обеспечения
  • Государственная помощь

Статистическая отчетность


По видам отчетность подразделяется на: бухгалтерскую (финансов). статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность, содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Виды отчетности

Статистическую

отчетность

Оперативную

отчетность

Статистическая отчетность содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, и составляется по данным статистики, бухгалтерского учета.

Оперативная отчетность содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - неделю, декаду, три недели и составляется на основе данных оперативно-технического учета.

Данные оперативной отчетности используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции (работ, услуг).

В статистику сдается Форма № 1 и № 2 и Форма П1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», Форма П2 «Сведения об инвестициях», Форма П3 «Сведения о финансовом состоянии организации», Форма П4 «Сведения о численности, заработной плате и движении рабочих». Кроме этих форм отчетности существуют налоговые декларации (НДС, Акциз, Налоги на имущество, Налог на прибыль, Транспортный налог, отчет о соц. страховании).

К годовому балансу прилагается:
  • сведения о дебиторах/кредиторах
  • сведения о рублевых и валютных счетах
  • о выдаче денежных средств иностранным гражданам

Доцент д.э.н.

Сухарева Е.В.

SukharevaYevV@mpei.ru