Файл: Офис управления проектами: функции, структура, особенности формирования («Визави Тур»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты этики и культуры менеджмента в России
1.2 Сущность современного менеджмента
1.3 Составляющие этики и культуры менеджмента
2.1 Характеристика туристической компании «Визави Тур»
2.2 Анализ соблюдения принципов этики и культуры менеджмента в туристической компании «Визави Тур»
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.
Рисунок 1 - Подходы к определению понятия “менеджмент
Менеджмент - это область науки, человеческих знаний, позволяющая выполнять функцию управления. Он формирует теоретические основы управленческой практики, дает практические управленческие советы. Наука предложила методологию управления, проанализировав содержание работы и определив ее основные компоненты.
Как область знаний, как наука, менеджмент представляет собой все знания, накопленные за сотни тысяч лет практики и представленные в виде концепций, теорий, принципов, методов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы административной работы, установление причинно-следственных связей, определение факторов и условий, при которых совместная работа людей более эффективна и полезна.
Понимание менеджмента как искусства управления основано на том факте, что организации представляют собой сложные социотехнические системы, на функционирование которых влияют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, являются наиболее важным фактором, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Умение ставить цели и достигать их, точно знать, что нужно сделать и как это сделать наилучшим образом, - это искусство. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, задача которых - организовывать и направлять усилия всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент часто идентифицируется с менеджерами, а также с органами и администрацией.
Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т. е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.
Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
# ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
# постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
# хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
# постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка;
# конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
# необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
1.3 Составляющие этики и культуры менеджмента
Рассмотрим компоненты этики и культуры управления:
1. Внешний вид менеджера. Чтобы добиться успеха в своей профессии, вам необходимо соответствовать имиджу успешного человека (если вы хотите добиться успеха, представьте, что вы этого давно достигли).
Отличная внешность, хорошие манеры, культура языка - столько предпосылок для успешной профессиональной деятельности Одежда: не стоит гнаться за модой и экспериментировать с обновками в своем мире, одежда не должна быть «кричащей». Главное, на что следует обратить внимание - это опрятный и ухоженный вид, который создаст благоприятное общее впечатление. Небрежный внешний вид может заставить вашего партнера думать, что и вы будете небрежны в своем бизнесе. Рабочая одежда должна быть классической и универсальной. К выбору профессиональной одежды следует отнестись серьезно. Не стоит надевать вещи, которые выглядят поношенными, мешковатыми, нуждающимися в ремонте, слишком дешевые или не вписываются в ту среду, где вам приходиться находиться.
Костюм человека должен учитывать его возраст, комплекцию, его положение в обществе и то, куда в данный момент времени он направляется.
Деловая одежда должна соответствовать дресс-коду, введенному на фирме; цвет, фасон и покрой одежды должны подходить человеку, который ее носит; все детали костюма должны гармонировать друг с другом и содержаться в безупречном виде. Так же стоит помнить, что манера одеваться должна соответствовать занимаемой должности (т.е. секретарь не должен одеваться лучше своего начальника) [11, с. 29].
По правилам делового этикета нельзя носить одно и то же 2 дня подряд, так как может показаться, что человек не ночевал дома. Более того, если носить одно и то же каждый день, то это надоест и «испортит настроение».
Сегодня во многих фирмах распространенно следующее правило: 4 дня в неделю – строгий вид, пятница – это, так называемый CASUAL FRIDAY. Но и когда разрешен свободный стиль, необходимо помнить о правилах, которых следует придерживаться (никаких откровенных вещей, одежды длины «мини» и т.д.) [12, С. 14].
Если человек носит очки, они должны быть средних размеров (чтобы за ними не скрылось все лицо), соответствовать моде в этой сфере. Очки ни в коем случае не должны быть с темными стеклами, т.к. во время разговора собеседник не будет видеть реакцию человека на высказываемые предложения и решения.
Деловой человек всегда должен иметь при себе ручку и карандаш, обязательно хорошего качества. Нельзя писать сломанными ручками или огрызками, оставшимися от карандаша. Если есть ручка с логотипом фирмы - лучше писать ей.
- Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Коммуникативная культура основана на общепринятых моральных требованиях общения, неразрывно связанных с признанием уникальности, ценности каждого человека: вежливости, корректности, такта, скромности, аккуратности, вежливости.
Вежливость - это выражение уважения к другим, их достоинства, которое проявляется в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Противоположность вежливости - грубость. Сложные отношения - это показатель не только низкой культуры, но и экономической категории. Подсчитано, что из-за грубого обращения рабочие теряют в среднем около 17% производительности труда.
Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, Поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей.
- Организационная культура менеджмента.
Культура - важная социальная (общественная) категория, непременный компонент любой цивилизации. Исторически под культурой понимались все производимые человеком изменения в природных объектах (первоначально - возделывание почвы). Это как бы рукотворная природа (иногда культуру называют «вторая природа»). Человечество создает культуру для того, чтобы лучше жить, противостоять окружающему миру. Это плод коллективного человеческого разума, объединяющий людей вокруг решаемых ими непростых проблем и сохраняющий единство общества. Культура - чисто человеческое изобретение, не знакомое больше ни одному живому существу. Она помогает людям выжить в сложном и полном опасностей мире и сохранить при этом человеческие качества [7, с. 65].
Для того чтобы культура отвечала своему назначению, она должна содержать систему определенных, разделяемых обществом ценностей, дающих людям возможность наилучшим образом решать свои жизненные задачи. Это должен быть своеобразный отлаженный механизм выживания, позволяющий противостоять внешней среде и эффективно отвечать на ее вызовы.
Реализация возможностей культуры в интересах организации, использование в этих целях могучего культурного арсенала получило название организационной культуры (оргкультуры). Содержанием оргкультуры является система необходимых и полезных для эффективного существования организации признаков, а именно [4, с. 87]:
- идеалов, миссии, целей и задач;
- правил и норм деятельности (как формальных - писаных, так и неформальных);
- индивидуальных и групповых интересов;
- традиций и обычаев;
- имиджа (образа) организации в глазах общества;
- стиля руководства;
- поведения персонала;
- перспектив развития;
- социальной защищенности;
- приверженности персонала своему предприятию, гордости за его успехи, переживания неудач;
- корпоративного духа, взаимопомощи, взаимовыручки, товарищеских отношений;
- веры в свое руководство, его методы управления, правильность избранного им курса;
- приверженности всему новому, прогрессивному;
- уважения к потребителю и его интересам;
- веры в превосходство своей организации по сравнению с другими;
- удовлетворенности своим положением в организации и связанным с этим материальным и духовным благополучием.
4. Организация приемов посетителей.
Конечно, в рамках такого небольшого исследования невозможно охватить все составляющие, из которых складывается этика и культура менеджмента. Но некоторые основные аспекты, всё-таки удалось отразить.
Таким образом, этика и культура менеджмента складывается из большого количества составляющих элементов. Причем это не только такие важные аспекты, как умение правильно и культурно вести деловые переговоры, но и форма одежды, порядок в кабинете и наличие визитной карточки. Каждый нюанс важен для эффективной работы компании. Если в России еще пренебрегают этикой и культурой ведения бизнеса, то при встречах с международными партнерами даже небольшая халатность и пренебрежение этикой бизнеса может обернуться потерей важного контракта.
Далее проанализируем соблюдение принципов этики и культуры менеджера на примере обычной туристической компании г. Омска «Визави Тур».