Файл: Офис управления проектами: функции, структура, особенности формирования («Визави Тур»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты этики и культуры менеджмента в России
1.2 Сущность современного менеджмента
1.3 Составляющие этики и культуры менеджмента
2.1 Характеристика туристической компании «Визави Тур»
2.2 Анализ соблюдения принципов этики и культуры менеджмента в туристической компании «Визави Тур»
ВВЕДЕНИЕ
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру, политическое и государственное устройство. Все это оказывает влияние на деловые отношения. Наиболее существенное влияние на национальный стиль оказывают ценностные ориентации, особенности восприятия, мышления. Они определяют суть поведения менеджера.
Актуальность темы «Проблема этики и культуры менеджмента в России» обусловлена тем, что в условиях развитой рыночной экономики для повышения конкурентоспособности и улучшения репутации каждой компании важно соблюдать определенные этические и культурные правила. Это распространяется на отношения, как в пределах страны, так и при международном сотрудничестве. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все руководители компаний понимают, какое значение для бизнеса имеет соблюдение этики и культуры менеджмента.
Объектом исследования является – компания «Визави Тур».
Предмет исследования – проблема этики и культуры менеджмента в России на примере туристической компании «Визави Тур».
Цель исследования – рассмотреть особенности проблемы этики и культуры менеджмента в России на примере туристической компании «Визави Тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- Проследить историю развития этики и культуры менеджмента в России.
- Рассмотреть особенности этики и культуры менеджмента в России сегодня.
- Изучить составляющие этики и культуры менеджмента в России.
- Проанализировать соблюдение принципов этики и культуры менеджмента в туристической компании «Визави Тур».
- Разработать рекомендации по повышению этики и культуры менеджмента в туристической компании «Визави Тур».
Рассматриваемая тема отнюдь не новая, вопросами этики и культуры менеджмента в разное время интересовались и исследовали их разные ученые. Ценность же данного исследования в том, что на примере конкретной организации будут рассмотрены составляющие этики и культуры менеджмента, проанализирована и в случае необходимости даны рекомендации по их усовершенствованию.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы, метод анализа, структурирования и обобщения информации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении объясняется актуальность исследуемой темы, обозначаются объект, предмет, цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов этики и культуры менеджмента в России. В ней изучена история развития этики и культуры менеджмента в России, начиная со времен Аристотеля и Конта и заканчивая сегодняшним днем. Также выявлены составляющие этики и культуры менеджмента.
Вторая глава посвящена практическому исследования, а именно анализу соблюдения этических и культурных принципов туристической компанией «Визави Тур». В ней проанализирован Кодекс корпоративной этики, действующий в компании. Как показало исследования руководство компании со всей тщательностью подходит к вопросам соблюдения этики и культуры менеджмента, что в свою очередь сказывается на успешной работе всего предприятия.
В заключении отражены основные аспекты исследования и сделаны обобщающие выводы.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты этики и культуры менеджмента в России
История развития этики и культуры менеджмента в России
Чтобы выяснить происхождение профессиональной этики, необходимо проследить взаимосвязь между моральными требованиями и разделением социальной работы и созданием профессии. Много лет назад этими вопросами занимались Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи между разделением социальной работы и моральными принципами общества.
Возникновение профессиональной этики со временем предшествовало созданию научных этических доктрин и теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость регулировать взаимоотношения людей определенной профессии, привели к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникшая как проявление повседневного нравственного сознания, затем развивалась на основе общей поведенческой практики представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения были сделаны как в письменных, так и в неписаных кодексах поведения и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий [8, с. 49].
Когда Россия перешла к рыночной экономике, появилась проблема формирования соответствующего этой экономике менеджмента. Т.к. не существует общего, исторически сложившегося аналога перехода от административно-командной системы управления, то возникает вопрос о том, что должна быть сформирована модель современного российского менеджмента. Такая ситуация возникла из-за того, что Россия всегда шла по собственному пути развития, а так же из-за нарушений преемственности в развитии нашей страны.
На протяжении ХХ века эти нарушения происходили, как минимум, дважды: в результате Октябрьской революции 1917 года, а так же в 1991 году после распада СССР и из-за кризиса административной командной системы управления страны [9, с. 43].
В России определились 3 основные концепции преобразований [2, с. 159]:
2. Концепция, согласно которой Россия должна была использовать западную (преимущественно американскую) модель менеджмента;
Преимущества модели:
- высокая степень разработанности;
- большой опыт применения;
- высокая эффективность рыночной экономики на западе
- также учитывалось и то, что именно западу (точнее США) СССР проиграл экономическое соревнование с капитализмом, то считалось, что внедрение именно этой модели способствует наиболее эффективному развитию российского менеджмента.
- кроме того, считалось, что данная модель будет преобразована на российский лад (как это было с марксисткой теорией).
Опыт первых 10 лет преобразований:
К положительным результатам можно отнести демонополизация государственной собственности, переход к коммерческим принципам деятельности предприятий, свобода предпринимательской деятельности, возможности для населения в реализации своих способностей, увеличение доходов населения, насыщение рынка товарами и услугами.
Ошибки и просчеты: не учтена подготовленность слоев населения к коренным преобразованиям рынка, переоценена способность к саморегулированию, ошибки в кредитно-денежной политике.
- Концепция адаптации западной модели менеджмента к российским условиям.
Предлагает не копирование, а приспособление модели запада к российским условиям и реалиям. К такой концепции экономической модели общество пришло после неудачных реформ 90-х годов.
Эта концепция имеет как сильные стороны [6, с. 211]:
- отказ от методов шоковой терапии
-нацеленность на сближение российской модели менеджмента с западной,
так и недостатки:
-остается открытым вопрос о том, насколько будет оправданно использование модели запада в России.
3. Концепция создания российской теории менеджмента.
Концепция исходит из самобытности и особого пути развития России. Основывается на самодержавии, православии, терпеливости, коллективизме, самопожертвовании, приоритете общественных интересов над своими. Но при всех внешних положительных качествах таит в себе ряд сложностей и опасностей. К главным опасностям концепции относятся угроза консервации, возврат к ранее сложившимся управленческим отношениям (без учета происходящих и в них изменений) и возможность изоляции страны от мирового опыта развития [10, с. 32].
Таким образом, путь становления культуры этики и менеджмента в России был долгим и сложным. Для каждого периода развития страны были характерны свои особенности этики и культуры менеджмента, которые напрямую отражали политическую, экономическую и культурную ситуацию в стране.
1.2 Сущность современного менеджмента
Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Сходство понятий «управление» и «менеджмент» технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организованных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно (таблица 1).
Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим подчеркивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при
общении с зарубежными партнерами, поскольку "менеджмент" — слово интернациональное. С учетом изложенного вполне правомерно употребление понятия "управление" в современных условиях, имея в виду его "рыночное" смысловое содержание.
Менеджмент — это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается
наука об управлении, в прикладном — это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"
Признаки |
Управление (в плановой экономике) |
Менеджмент (в рыночной экономике) |
1 . Объем понятия |
Управление процессами в обществе, в технике, в природе |
Менеджмент — управление фирмами (предприятиями организациями) |
2. Регулятор производства |
План |
Рынок |
3. Функции органов управления вышестоящих организаций |
Контрольно-распределительные |
Регулирующие и консультативные |
4. Использование методов |
Преимущественно административные |
Экономические, социально-психологические, административные |
5. Собственность |
Государственная |
Многообразие форм собственности |
6. Критерий оценки управленческих решений |
Социальный эффект |
Экономическая целесообразность |
7. Интерес предприятия |
Выполнение плана |
Получение прибыли |
8. Элементы механизма функционирования предприятия |
Соревнования и гласность |
Конкуренция и коммерческая тайна |
9. Тип руководителей |
Авторитарный |
Демократический |
10. Принцип управления |
Централизация |
Децентрализация |
11 . Человеческий фактор |
Инициатива "наказуема" |
Активизация человеческого фактора |
Управление также представлено как управленческий процесс, то есть технология реализации функций управления, включая сбор информации о состоянии объекта, выработку управленческих решений и организацию их выполнения. Для менеджмента также характерна работа с людьми.
Несмотря на всю представленную в литературе многовариантность характеристик, менеджмент понимается в обобщенном виде как функция менеджмента, то есть как вид профессиональной деятельности, связанной с управлением людьми в экономической сфере (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, банковское дело и т. Д.) ). .) и в любой сфере деятельности (производство, продажи, финансы и т. д.), когда она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) в качестве конечного результата. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной управленческой литературе представлены на рисунке 1.