Файл: Отчет по научноисследовательской работе на тему Ассортиментная политика торгового предприятия.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт экономики и управления
Школа государственного управления и предпринимательства
Кафедра региональной экономики, инновационного предпринимательства и безопасности
Оценка работы_______________________
Руководитель от УрФУ________________
Приобретение студентами профессиональных навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в области коммерческой деятельности и проверка умения работать в условиях рынка
ОТЧЕТ
по научно-исследовательской работе на тему:
Ассортиментная политика торгового предприятия
Руководитель практики от предприятия
Студент
Специальность (направление подготовки)
Группа
Екатеринбург 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.3 Этапы разработки ассортиментной политики 12
1.4 Обеспечение и поддержание ассортимента товаров в магазине 18
1.5 Изменение ассортимента 19
1.6 Товар как инструмент маркетинга 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность управления ассортиментом является одним из главных факторов конкурентоспособности - это объясняет актуальность данного исследования.
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов ассортиментной политики.
В соответствии с целью работы, были поставлены и решены следующие задачи:
-
Исследование понятия ассортимента, его классификация и показатели. -
Анализ этапов разработки ассортиментной политики. -
Установка алгоритмов формирования ассортиментной концепции. -
Исследование товара как инструмента маркетинга.
Теоретической основой для данной работы послужили научные публикации, книги по маркетингу, справочные ресурсы в сети Интернет.
Методологические приёмы решения поставленных задач: изучение литературы, исследование количественных и качественных показателей ассортимента.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров
Предприятие должно уметь создавать новые изделия и управлять их производством с учетом изменяющихся вкусов, перемен, технологий и состояний конкуренции. Потребитель ждет новых и модернизированных товаров. В свою очередь, конкуренты прилагают усилия, чтобы обеспечить его этими новинками [1].
Товар – это продукция, предназначенная для обмена путем купли-продажи. Как правило, фирма предлагает группу близко связанных между собой товаров, составляющих продуктовую линию или товарный ассортимент [2].
Ассортимент товаров – совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных по потребительскому, торговому, производственному или материально-техническому признаку, либо реализацией их одним и тем же группам потребителей, либо каналами и методами продвижения на рынки. Согласно ГОСТ Р 51303–2013 «Национальный стандарт. Торговля. Термины и определения», «ассортимент - это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению» [6].
Различают два основных вида товарного ассортимента – промышленный и торговый, в зависимости от того, кто его формирует.
Промышленный ассортимент (недопустимо: производственный ассортимент) — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. В качестве примера можно привести промышленный ассортимент предприятия ООО «Белевская Кондитерская Компания», включающий в себя более 50-ти наименований фруктово-ягодных изделий.
Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговых предприятиях [4]. Разумеется, он намного шире, нежели промышленный ассортимент, так как формируется за счет товарных номенклатур различных производителей и составляется путем подбора товаров по группам, видам, сортам и моделям. Так в торговый ассортимент любого магазина-пекарни входят товары, изготовленные на кондитерских фабриках и хлебозаводах, выпускающих мучные изделия.
С точки зрения состава (по широте охвата товаров) ассортимента выделяют: простой, сложный, укрупненный, развернутый и смешанный ассортименты товаров.
Простой ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам.
Сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенных по общим признакам (производственного происхождения или потребительского назначения) в определенные совокупности товаров.
Развернутый ассортимент представляет детализацию ассортимента по конкретным видам, подгруппам, разновидностям товаров внутри группы.
Смешанный ассортимент — набор разных видов, групп, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент рациональный и оптимальный.
Рациональный ассортимент — это ассортимент товаров, обеспечивающий максимальное качество жизни и удовлетворение существующих потребностей.
Оптимальный ассортимент — это набор товаров реальных потребностей и обеспечивающих максимальный эффект при минимальных затратах [4].
По характеру удовлетворяемых потребностей ассортимент бывает реальный, прогнозный и учебный.
Реальный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности.
Прогнозный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющих потенциальные потребности.
Учебный ассортимент — это ассортимент, удовлетворяющий образовательные потребности [2].
Свойство ассортимента – способность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации. Показатель ассортимента товаров – это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента; при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.
Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.
Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует понимания их сути и знания номенклатуры, свойств и показателей ассортимента.
Рассмотрим показатели ассортимента более подробно:
Широта ассортимента — количество однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
По мнению М. А. Николаевой, выделяются общая и групповая широта ассортимента. Общая широта – совокупность всех ассортиментных единиц, видов, разновидностей товаров разнородных и однородных групп. Под ассортиментной единицей принято понимать условно принятое за единицу наименование, товарный артикул или другой признак, который можно использовать при подсчете. К примеру, широта магазина
«Leroy Merlin» составляет более 25 000 наименований товаров.
Полнота ассортимента— способность набора товаров однородной группы или подгруппы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Глубина — количество наименований или торговых марок, товаров одного вида, и/или их модификаций, и/или товарных артикулов (ассортиментных единиц). Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Чтобы выявить товары, которые пользуются устойчивым спросом, необходимо провести маркетинговые исследования методами анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров, а также методами наблюдения.
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся инновационные потребности за счет новых товаров.
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются:
- замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;
- разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем;
- проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов;
- расширение ассортимента за счет увеличения полноты и глубины для создания конкурентных преимуществ организации.
Например, так называемые новаторы или суперноваторы зачастую приобретают товары из потребности в ощущении новизны. Так, покупатель новой модели iPhone, имеющий смартфон более старой модели, который пригоден для использования, удовлетворяет в первую очередь социальные потребности [2].
1.2 Роль ассортиментной политики в деятельности предприятия
Основная цель ассортиментной концепции заключается в разработке ассортимента, в полной мере соответствующим разнообразным требованиям покупателей.
Ассортиментная политика розничного торгового предприятия - это деятельность, направленная на определение набора товарных групп, которые обеспечивают успешную работу розничного торгового предприятия на рынке и его финансовую и экономическую эффективность.
Смысл процесса заключается в формировании товарного ассортимента, который обеспечит бизнесу финансовую эффективность и позволит достичь успеха
.
При осуществлении ассортиментной политики в основном решаются следующие задачи:
-
эффективное использование опыта и знание персонала; -
наиболее полное (по сравнению с конкурентами) удовлетворение требований покупателей; -
привлечение новых сегментов покупателей путем оптимизации ассортимента и включение в него новых групп товаров; -
обеспечение финансовых результатов, таких как прибыль, рентабельность, оборачиваемость основных и оборотных средств.
Можно выделить следующие этапы в процессе планирования ассортимента:
-
исследование фактических и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; -
анализ особенностей поведения покупателей в каждом сегменте рынка; оценка ассортиментной политики основных конкурентов; -
оценка собственного ассортимента с точки зрения степени соответствия спросам покупателей и соотношения с ассортиментом конкурентов; -
выработка решений по поводу того, какими товарами ассортимент розничного предприятия должен быть дополнен, а какие товары должны быть исключены из существующего ассортимента [6].
Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации [5]
Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты, полноты и глубины. К причинам сокращения ассортимента относят: падение спроса, недостаток предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последнее время наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет бюджетных продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных для производителя, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины. Расширение происходит за счет товаров серийного производства, которые есть на рынке, но отсутствуют в конкретном предприятии. Факторы, которые способствуют расширению ассортимента: увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и/или реализации товаров; увеличение конкуренции.