Файл: Отчет по научноисследовательской работе на тему Ассортиментная политика торгового предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для контроля системы регулирования ассортимента и оценки сложившейся торговой конъектуры в системе потребительской кооперации формируется сеть торговых корреспондентов.

Основная задача торгового корреспондента заключается в предоставлении необходимых данных о наличии продукции в магазинах, согласно установленному перечню ассортимента, оперативно выявлять товары с низким спросом, информировать руководство компании об имеющихся логистических проблемах, влекущих за собой перебои с поставками.

Процесс формирования ассортимента продукции, по сути, представляет собой установление объективной оценки уровню конкурентоспособности товара.

Для определения такой оценки во внимание принимаются множество вторичных показателей:

  • динамика запаса продукции;

  • количество реализованных товаров в расчете на одного человека;

  • удельная доля позиции в общем объеме реализованной продукции;

  • уровень прироста количества реализованной продукции.

Максимально конкурентоспособными товарами, которые в результате будут включены в ассортимент, будут:

  • товары, для которых характерен наибольший показатель продаж на 1 человека;

  • товары, обладающие значительным удельным весом в продаже;

  • товары с положительной динамикой прироста продаж.

В магазине должен быть определенный запас продукции, поскольку ее завоз осуществляется не каждый день, что позволит обеспечить бесперебойный торговый процесс. Установление оптимального объема запаса является одной из важнейших задач. Оно не должно превышать существующие потребности покупателей, появление просроченной продукции приводит к материальным издержкам (увеличиваются расходы, связанные с обращением продукции, замедляется товарооборот). Однако имеющееся на складе магазинов запасы товаров должны позволять удовлетворить спрос покупателей.

Своевременное обновление товарных запасов является ключевым условием для формирования стабильной ассортиментной линейки. Необходимо сформировать эффективную систему контроля за перемещением продукции, которая позволит оперативно пополнять ее запасы, в соответствии с заявками магазинов. Любое промедление может создать перебои в торговом процессе и снизить полученную прибыль.

Оформлять заявку на доставку товаров нужно заранее. Этот момент принято называть «точкой заказа». На предприятии должен быть сформирован специальных график, в котором фиксируются все подобные «точки заказа» на полугодие, квартал и месяц».


В обязательном порядке собираются все сведения, которые касаются неудовлетворенного спроса потребителей, после чего в график доставок вносятся соответствующие корректировки

1.5 Изменение ассортимента



Ассортименты продукции может быть изменен на основании:

  • спроса потребителей,

  • в перечень товаров добавляются новые позиции, необходимые покупателям;

  • происхождения продукции – ассортимент дополняется технически смежными товарами.

Товарный ассортимент расширятся одним из трех способов: наращиванием, насыщением или диверсификацией.

Наращивание ассортимента предполагает введение новых видов продукции в уже имеющийся перечень. В тех случаях, когда торговому предприятию удалось нарастить собственную прибыль за счет добавления новых позиций, можно говорить о том, что ассортимент был достаточно узок. Рассматриваемый метод применяется в тех случаях, когда компании необходимо сформировать положительный имидж и увеличить долю рынка. Важно отметить, что данный процесс сопряжен с возникновением определенных трудностей, поскольку отдельные товары не смогут приносить необходимую прибыль.

Под насыщение ассортимента подразумевается его увеличение посредством наращивания объемов уже представленных компанией групп продукции. Данный инструмент применяется в следующих случаях:

  • при наличии желания завоевать репутацию продавца, способного предложить большие объемы продукции;

  • если руководство торговой компании стремится сохранить ключевых потребителей, которые жалуются на имеющийся ассортимент;

  • при желании увеличить объем получаемой прибыли.

Товарной диверсификацией называется введение в ассортиментную линейку позиций, которые не имеют отношения к традиционной продукции, предлагаемой компанией. Применение подобной меры позволяет сделать коммерческую деятельность предприятия более устойчивой к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

В тех случаях, когда предприятие занимается выпуском только одного вида продукции, оно подвергается серьезным рискам. Если компания выпускает различные виды товара, появляется возможность нивелировать падение прибыль от реализации одного из них.

Специалистами выделяется два типа диверсификации ассортимента: в сбыте и спросе. Диверсификация в сбыте активно применяется в компаниях, функционирующих на основе метода «cash & carry». Подобные предприятия занимаются торговой деятельностью в соответствии с заранее подготовленными контрактами на доставку продукции.



Диверсификация в спросе делится на три типа: вертикальную, горизонтальную и диагональную.

Вертикальная диверсификация предполагает формирование на предприятии нескольких ступеней, например: цех по производству обуви – торговое предприятия, занимающееся оптовой реализацией обуви – розничный обувной магазин).

Горизонтальная диверсификация предполагает формирование нескольких филиалов предприятия, находящихся на одной ступени, например: магазин розничной торговли, реализующий канцелярские товары, диверсифицирует свою деятельность в сфере в области торговли игрушками.

Диагональная диверсификация подразумевает совмещение различных видов деятельности на различных производственных уровнях, которые никак не связаны друг с другом, например: завод по производству канцелярских принадлежностей – оптовый магазин текстиля – розничный магазин игрушек.

Степень гармоничности товарного ассортимента оценивают по уровню близости представленных групп продукции.

Помимо диверсификации и расширения перечня предлагаемых товаров, производитель вынужден систематически его систематизировать, чтобы довести до оптимального состояния.

Деятельность любого торгового предприятия основана на том, что любая позиция, предлагаемая потребителям, должна приносить доход. Реализация нерентабельной продукции приводит к дополнительным издержкам. Убыточная продукция выявляется на основе результатов анализа [6].

1.6 Товар как инструмент маркетинга



Перед тем как приступить к рассмотрению вопроса классификации ассортимента товара, необходимо дать определение понятию «товар».

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, товар представляет собой результат трудовой деятельности человека, изготовленный для продажи или обмена.

В маркетинге под товаром принято понимать продукт, который целенаправленно производится для последующей реализации и получения соответствующей прибыли. Однако современные маркетологи обращают особое внимание на то, что товар можно потреблять или использовать в собственных целях. Таким образом, можно сказать, что товар представляет собой совокупность всех полезных качеств вещи, посредством которых могут быть удовлетворены потребности покупателя.

Ф. Котлер пишет в своих работах, что товаром называется инструмент, который используется для удовлетворения конкретной потребности человека. Товар – многосоставное, сложное понятие, включающее множество различных свойств, среди которых особенно стоит выделить его потребительские качества.


В соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, товаром называется любая вещь, которая может быть передана посредством договора купли-продажи между двумя лицами.

Покупатель платит за товар, чтобы удовлетворить возникшую у него потребности.

Специалистами выделяются три уровня товара:

  • по замыслу;

  • в реальном исполнении;

  • с подкреплением.

Товар по замыслу – ключевое понятие, которое позволяет раскрыть суть понятия «товар». Это основополагающий уровень, на котором дается ответ на вопрос: что потребитель будет в действительности покупать. Любой товар представляет собой некоторую услугу в упаковке, которая позволяет решить определенную проблему.

Основная задача маркетолога заключается в выявлении истинной потребности потенциального покупателя, а также в последующей продаже ему соответствующих потребительских качеств товара.

Товар в реальном исполнении обычно имеет пять характеристик:

  • уровень качества,

  • набор свойств,

  • оформление,

  • марочное название,

  • упаковку.

Про классификацию товаров можно найти огромное количество литературы. Рассмотрим основные требования, которым должна удовлетворять классификация товаров в целях облегчения и совершенствования маркетинговой деятельности.

Все многообразие товаров характеризуется терминов «ассортимент».

Ассортимент – французское слово, означает подбор разновидностей, видов и сортов товаров. Подбор осуществляется в соответствии с различными признаками, которые составляют основы классификации. Термин «товарный ассортимент» обозначает группу товаров, тесно связанных между собой одним из следующих способов:

  • товары удовлетворяют одни и те же потребности, позволяют решать одни и те же проблемы клиентов;

  • товары продаются торговыми организациями одного и того же типа;

  • цены на товары находятся в строго определенном диапазоне, по сравнению с основной массой аналогичных по назначению товаров.

  • товары, предназначенные одним и тем же четко выраженным группам клиентов.

Ассортимент вносит огромное значение в маркетинговую стратегию предприятия. Кроме уже приведенного определения ассортимента товаров существует еще несколько определений.

Ассортиментом называется определенная совокупность, перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку. Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы.


Товарный ассортимент имеет огромное социально – экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует понимания их сути и знания номенклатуры, свойств и показателей ассортимента.

Основная цель ассортиментной концепции заключается в разработке ассортимента, в полной мере соответствующим разнообразным требованиям покупателей. 

Разработка ассортиментной политики хозяйствующего субъекта состоит из пяти этапов: управление разработкой ассортиментной политики; формирование ассортимента; прогнозирование продаж; анализ продаж; корректировка прогноза.

В процессе исследования были выполнены все поставленные задачи. Проведено исследование понятия ассортимента, его классификация и показатели. Исследованы этапы разработки ассортиментной политики. Установлены алгоритмы формирования ассортиментной концепции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Григорян, Е. С. Товароведение : учебное пособие / Е.С. Григорян. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 265 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014008-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1234692 (дата обращения: 22.05.22). – Режим доступа: по подписке.

2. Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения: Учебник/Николаева М. А. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 448 с. ISBN 978-5-91768-426-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1693511 (дата обращения: 22.05.22). – Режим доступа: по подписке.

3. Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность : учебник для бакалавров / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов ; под. ред. Л. П. Дашкова. - Москва : Дашков и К, 2020. - 286 с. - ISBN 978-5-394-03907-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1232020 (дата обращения: 22.05.22). – Режим доступа: по подписке.

4. Синяева, И. М. Маркетинг в торговле : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев ; под. ред. Л. П. Дашкова. - 6-е изд., перераб.- Москва : Дашков и К, 2021. - 396 с. - ISBN 978-5-394-04227-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1232038 (дата обращения: 22.05.22). – Режим доступа: по подписке.

5. Депутатова, Е. Ю. Методика оценки и факторы повышения качества обслуживания в розничной торговле : учебное пособие / Е. Ю. Депутатова, А. О. Зверева, С. Б. Ильяшенко. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2020. - 138 с. - ISBN 978-5-394-03790-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1232145 (дата обращения: 22.05.22). – Режим доступа: по подписке.