ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| 1.Полуземлянка. Древнейший тип славянского поселения — жилище, частично углублённое в землю, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли. Основные строительные материалы при изготовлении — древесина, камень, глина, кирпич-сырец, шкуры животных; крыша полуземлянки часто бывает покрыта землёй. Как правило, полуземлянки, как и землянки, были характерны для регионов с холодным климатом. |
| 2. Приемы врубок. А — «в обло» (с остатком) – выборка полукруглой чашки в каждом из бревен. Чашка должна быть обращена вниз, в противном случае в ней будет застаиваться вода, что приведет к загниванию углов. Б — «в лапу» (без остатка) — благодаря клинообразному очертанию торцов каждое бревно плотно зажато и сверху, и снизу. В — «в реж» — для экономии бревен в неотапливаемых частях построек делалась врубка с просветом, в четверть дерева («в реж»). |
А) | 3. Типы кровель. а) шатер; б) куб. Центрические здания (четвериковые, восьмериковые) небольшой высоты перекрывались рубленой «в реж» пирамидой, носившей название «колпака» (хоромы, «повалуши»), а более высокие — шатром (крепостные башни, храмы). Над четвериковыми срубами (реже — восьмериковыми) устраивался еще один тип покрытия — «куб» (кубоватая кровля) — шатер с криволинейными очертаниями, напоминающими профиль бочки. Кубоватые кровли, хорошо сопротивлявшиеся ветрам, служили для покрытия храмов и крепостных башен. В храмах шатры и кубы завершались главой, в XV—XVI вв. нередко тоже рубленной «в реж» (граненой). Стропильные конструкции при устройстве шатров применялись на крепостных башнях и реже — в храмах и на колокольнях. Иногда прибегали к комбинированной конструкции — нижняя часть шатра рубилась «в реж», а верхняя была стропильной. |
| 4. Деревянный дом пятистенок - это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. |
| 5. Дом «кошелем», распространенный в Южной Карелии и примыкающей к ней районах. Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком доме сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, как это бывет обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один – короткий и крутой, а другой – длинный и пологий. Дом и вправду становится похожим на кошель. |
| 6. «Ряжевый» мост. Ряж — деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником. В основном применяется к постройкам гидротехническим для устройства основания плотин, молов, набережных, так же мостовых опор и пр. Ряж рубится из круглых бревен, в виде ящика. |
| 7. «Четверик» — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре. В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол. «Восьмерик» — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть. «Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. |
| 8. Самцовая (безгвоздевая) крыша - конструкция крыши, в которой тес укладывается на горизонтальные бревна – слеги. Концы слег врубаются в поперечные бревна сруба, образующие фронтон. |
А) Б) | 9. а) Вежи - отдельно стоящая наблюдательная башня. б) Тарасы - наружные и внутренние стены делались цельными и соединялись между собой поперечными стенами на расстоянии 3-4 сажени, внутри засыпались землей или камнями. |
| 10. Крестово-купольный тип храма — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. |
| 11. Кижский погост — архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. |
| 12. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром I. 6-ти столпный крестово-купольный 5-ти купольный храм Галереи с 3-х сторон – характерная черта храмов домонгольского периода. Многоглавие – исконно национальная черта русского зодчества. Церковь была богато изукрашена: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик |
| 13. Софийский собор — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. |
| 14. София Новгородская — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. |
| 15. Церковь Фёдора Стратилата на Ручье — храм XIV века в Великом Новгороде. 4-х столпный однокупольный одно апсидный храм с позакомарным покрытием. Циркулярные бровки – декоративная деталь (см. апсиду). На барабане: бегунец и аркатурный поясок. |
| 16. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. |
| 17. Голосники — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки для улучшения акустики помещения. |
| 18. Храм Козьмы и Дамиана с Примостья — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры XV—XVI веков. |
| 19. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Этот одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. |
| 20. «Золотые ворота» во Владимире — выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. |
| 21. Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва. |
| 22. Храм Покрова на НерлИ — белокаменный храм во Владимирской области, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Имеет элементы декора «звериного стиля» Звериный стиль – орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем уже человеческих фигур и птиц. |
| 24. Боголюбовский дворец. Боголюбский монастырь — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово. Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. |
| 25. Дмитриевский собор во Владимире — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. |