ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация устного счета на уроках математики
Выступление на районном семинаре учителей естественно-математического цикла
Мурзина Р.Н. учитель математики МБОУ «Гришкинская ООШ»
Одним из важных этапов организации урока математики в 5-6 классах является устный счет.
Данный этап способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Выполнение устных упражнений развивает память, воображение, внимание, наблюдательность, умение сосредоточиться, способность воспринимать сказанное на слух, речь, точность, быстроту реакции учащихся.
Многие психологи отмечают, что устный счет способствует гармоничному развитию двух полушарий человека.
Использование устных упражнений на уроках математики преследует следующие цели, стоящие перед учителем при подготовке к уроку:
-
Повторение изученного материала; отработка умений и навыков применения знаний по определенной теме на практике. -
Пропедевтика нового материала (т.е. система заданий и упражнений для подготовки к изучению нового материала). -
Развитие вычислительных умений и навыков.
Понимая важность использования устных упражнений, учитель должен не только грамотно спланировать содержание устной работы, но и форму ее проведения. Устная работа должна быть разнообразной, т.к. она направлена не только на активизацию мыслительной деятельности учащихся, на развитие интеллектуальных способностей учащихся, но и на развитие интереса к математике.
Существуют различные формы организации устной работы на уроках математики:
-
Математический диктант.
-
I слагаемое 28, II слагаемое 57. Найдите сумму этих чисел. -
Число 81 уменьшите на 24. -
I слагаемое 25, а второе на 14 больше. Найдите сумму этих чисел.
-
Цепочка.
Учитель просит учащихся записать число. Учитель просит изменить данное число при помощи определенного математического действия, запомнить промежуточный результат и выполнить следующее действие, предлагаемое учителем, снова запомнить результат и т.д.
На первых уроках можно разрешать учащимся писать промежуточные результаты, а в дальнейшем попробовать производить операции с промежуточными числами в уме и записать только конечный результат.
-
Круглые примеры.
Предлагается найти последний пример среди определенного числа примеров, записанных в разнобой. Учащиеся находят результат первого примера, далее им надо найти тот, который начинается с цифры, которая является результатом предыдущего примера и т.д. до тех пор, пока результат последнего примера не совпадет с начальной цифрой первого.
-
Ручеек.
На листочке даны примеры по количеству учащихся, сидящих на одном ряду. Решив первый пример, учащийся передает листочек сидящему за ним однокласснику. Тот должен найти ответ следующего по порядку примеру и передать листочек сидящему за ним однокласснику.
-
Лесенка.
На доске изображена лесенка примеров. Дается определенное время, за которое необходимо подняться на верхнюю ступеньку этой лесенки.
-
Расшифруй слово или фразу.
Таких заданий очень много в учебниках Л.Г. Петерсон и Г.В. Дорофеева.
Можно придумать и зашифровать тему урока или фамилию того или иного математика, ученого, которые внесли большой вклад в развитие математики.
-
Ромашка.
На доске изображены по кругу числа, а в середине или какое-то действие, или круг, разделенный на четыре или две части. В данных частях круга арифметические действия. Это задание направлено не только на отработку вычислительных навыков, но и на развитие внимания учащихся. Учитель поочередно связывает числа, расположенные по кругу, показывая на них указкой, определенными действиями из маленького круга.
-
Математический марафон.
На доске изображены примеры. Необходимо в уме быстро и правильно найти их результат и записать ответы в тетради.
Через определенное время проверить с классом данное задание и разобрать те задания, которые вызвали трудность.
-
Восстанови пример.
Учитель предлагает ученикам примеры, в которых пропущены или действия, или один из компонентов. Надо восстановить пропущенную запись.
-
Математическое лото.
Учащимся выдаются конверты с карточкой, на которой записаны примеры,
расположенные в таблице, как в лото.
Данные карточки можно предлагать или каждому ученику, или двум, сидящим на одной парте.
Учащиеся решают примеры и закрывают ответы маленькими карточками, на которых изображены цифры, являющиеся ответами к примерам на карточке.
По команде учителя ученики прекращают работу и переворачивают маленькие карточки. На большой карточке должен получиться рисунок, или какая-нибудь геометрическая фигура.
-
Найди ошибку.
Эту форму устной работы чаще всего использую при работе над единицами измерения.
Предлагаю ученикам столбик равенств с метрическими величинами. Ученикам необходимо проверить правильно ли поставлены знаки равно и у себя в тетради отметить это в виде графической записи.
Если ученик согласен с поставленным знаком равно, то он в тетради изображает дугу, размером в две клеточки, если же не согласен, то отрезок, длиной две клеточки.
Например:
Верно ли, что:
5 дм = 50 см 9 км 27 м = 927 м
6 мм = 60 см 65 см = 6 дм 5 см
8 км 78 м = 8780 м 369 мм = 3 см 69 мм
3 м 2 см = 302 см 973 см = 9 м 73 см
-
Качели.
Это задание способствует развитию памяти учащихся.
Учитель называет числа, например трехзначные. Учащиеся записывают данные числа наоборот, в обратном порядке, сначала пользуясь записями в тетради, а потом только по памяти.
-
«Числовые фокусы». 5 – 6 класс.
Можно в устные упражнения включать всевозможные числовые фокусы. Данные задания разнообразят урок и привнесут в него новизну.
Например: «Проблема Гольдбаха».
Живший в 18 веке в России математик Гольдбах открыл удивительную вещь: каждое четное число ему удавалось представить в виде суммы двух простых чисел(включая число «1»).
Задание: можно предложить 6-тиклассникам при изучении темы «Простые и составные числа» на одном уроке представить в виде суммы простых чисел первые 20 четных чисел; на втором уроке представить в виде суммы простых чисел числа от 20 до 50.
Применение различных видов устной работы в основном зависит от творчества учителя. Какой бы вид работы не выбрал учитель на уроке надо понимать, что устные упражнения способствуют не только развитию математических способностей учащихся, но и развитию вычислительных навыков. Как не странно, учащиеся, которые хорошо считают, порой лучше и быстрее справляются с заданиями по математике, чем даже те ученики, которые по природе своей имеют лучшие математические способности.
Применяя в организации устной работы задания вычислительного характера, учитель тем самым экономит время на вычисления при решении задач, уравнений, неравенств.
Литература
-
Гончар Д.Р. Устный счет и память: загадки, приемы развития, игры; -
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти; -
Вильям В. Аткинсон. Память и забота о ней. – Д.: Сталкер, 1998. -
Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.