Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1335

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Основы педагогического мастерства

Практическое занятие 5


Выполнил:

Обучающийся Дербенева Александра Дмитриевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1. (максимальное количество баллов — 5 баллов)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.

 

 

Предлагается описание следующей конфликтной ситуации.

Ученик не доволен собственной отметкой, полученной за выполнение учебного задания. В качестве протеста он во время урока залезает на стол. В классе раздается звонкий смех детей, что влечет за собой срыв рабочей обстановки. Учитель не имеет возможности продолжать урок в соответствии с разработанным планом.

Вариантов решения учителем данной педагогической задачи множество. Педагогу важно понимать, что от его поведения в данной ситуации зависит ход дальнейшего образовательного процесса и психологическая обстановка в данном коллективе.

Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить сравнительную таблицу. Содержание таблицы — это ключевые вопросы, необходимые для анализа сложившейся ситуации, и оформление основных направлений проведения сопоставительного анализа различных сценариев поведения учителя: «начинающий педагог» и «педагог-мастер».

После завершения работы над содержание данной таблицы, рекомендуется оформить основные выводы по поиску персонального грамотного решения представленной педагогической задачи.

 

Вопросы для анализа ситуации

Сравнительная характеристика

 действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи

Начинающий педагог

Педагог-мастер

1.               Как разрешить сложную ситуацию?

 В данной ситуации я, как начинающий педагог остановила бы процесс обучения и дождалась, когда дети успокоятся, если они, конечно, не заходят за границы (не начинают бегать по классу), потом бы спокойно продолжила урок. В дальнейшем обсудила бы данную ситуацию с учеником один на один и с его родителями

 Я не знаю, что сделал бы педагог-мастер, но возможно провел бы какую-нибудь игру, физ.минутку, чтобы дети отдохнули от образовательного процесса, выплеснули энергию и продолжил бы процесс обучения и потом поговорил бы с учеником, чтобы понять почему и где он недоволен оценкой, показать где он ошибся

1.               Какими путями можно было избежать подобной ситуации?

 Можно было бы провести рефлексию, чтобы каждый ученик самостоятельно оценил свою работу на уроке и уже на основании их оценки выставлять свою

 Рефлексия, самооценка, оценка работ в паре

2.               Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла?

 Можно провести зарядку/физ.минутку, учащиеся подвигаются, отдохнут от рабочей обстановки и можно будет продолжить урок

 Игра, зарядка, отвлечение внимания от сложившейся ситуации


 

Выводы по решению педагогической задачи: при сложившейся ситуации в классе главное не поддаваться на провокации ученика, который всеми силами пытается сорвать урок. Отвлечь от него внимание класса, так как общее внимание еще больше его «раззадорит» и он не успокоится.

 

Задание 2. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно изучите теоретический материал по теме «Имидж современного педагога» и найдите варианты актуализации данного вопроса для осуществления собственной педагогической деятельности.

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы являетесь участником ежегодного конкурса «Учитель года». Вам необходимо соответствовать имиджу современного педагога и подготовиться к достойному выступлению.

Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить обобщающую таблицу, работа над содержание которой поможет формированию системного представления о составляющих элементах имиджа педагога, вариантах их проявления и осознания значимости.

 

N

Составляющие элементы имиджа современного педагога

Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа 

Обоснование значимости  показателей имиджа педагога

1.

Профессиональная компетентность

 главный инструмент личности учителя и соответственно его имиджа. Профессионально компетентным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, общение, реализуется личность преподавателя, и при этом достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.

 теоретическая и практическая готовности к осуществлению педагогической деятельности

2.

Педагогическая эрудиция

запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей деятельности для решения педагогических задач.

ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности.

3.

Педагогическое общение

профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климат

овладение культурой речи, выработка правильного дыхания, постановка голоса.

4.

Педагогическая рефлексия

 способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе

 процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией.

5.

Педагогическая импровизация

 понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

 легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации.

6.

Педагогическое мышление и интуиция

 выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы

 способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях, умение «видеть» в конкретных явлениях его общую педагогическую сущность.


 

Задание 3. (максимальное количество баллов — 3 балла)

Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного её решения.

 

Предлагается для решения следующая педагогическая задача.

Вы входите в состав рабочей группы по подготовке коллеги к выступлению на ежегодном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года» (вид и уровень образовательного учреждения выбираются обучающимся в соответствии с собственными предпочтениями). Вам необходимо разработать рекомендательный документ на тему «Как подготовить устное выступление педагога?».

Для осуществления наиболее грамотного решения данной задачи рекомендуется учитывать следующие критерии профессионального уровня владения педагогом устной и письменной речью:

1.     Грамотность — соответствие речи языковым нормам: соблюдение основных орфоэпических норм (правил литературного произношения), а также норм образования и изменения слов.

2.     Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе высказывания.

3.     Логичность и системность — наличие смысловых связей между всеми компонентами устной и письменной речи, а также выстраивание четких системных отношении между частями и компонентами мысли.

4.     Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

5.     Выразительность — владение различными средствами эмоциональной экспрессивности речи: интонацией и темпом речи, силой и высотой голоса, мимикой и жестикуляцией.

6.     Красота — умение использовать в речи различные выразительные средства и единицы языка: гипербола, метафора, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и так далее.

7.     Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля.

8.     Умение не только говорить, но и слышать аудиторию и собеседника, а, в первую очередь, ученика.

 Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии ,с целью добиться желаемой реакции аудитории.


Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей, «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.

Акустические характеристики устной речи:

Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная, полетность, окрашенность, дикция.

Темп речи:

Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.

Динамика голоса:

Выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу. Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».

Громкость голоса:

Необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.

Тембр голоса:

Он имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.

Интонация:

Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Упражнений по формированию правильной интонации, являются изменение тона.

Полетность:

Способность голоса быть слышимым на большом расстоянии, при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звука- извлечения — голос как бы «летит».

Дикция:

Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников.


Уловки оратора- яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Фразы- Уста Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

Паузы- известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Обращение к аудитории- обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен , что Вас это не оставит равнодушными».

Комплимент- по своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне анти-комплимента себе самому.

Реакция аудитории- во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Речь и коммуникативное поведение учителя:

Речь, учителя, должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Формы и коммуникативные качества педагогической речи:

Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки, при оценивании знаний; оценка поведения, в не учебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода, беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.