Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 1335
Скачиваний: 47
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Основы педагогического мастерства
Практическое занятие 5
Выполнил:
Обучающийся Дербенева Александра Дмитриевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1. (максимальное количество баллов — 5 баллов)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.
Предлагается описание следующей конфликтной ситуации.
Ученик не доволен собственной отметкой, полученной за выполнение учебного задания. В качестве протеста он во время урока залезает на стол. В классе раздается звонкий смех детей, что влечет за собой срыв рабочей обстановки. Учитель не имеет возможности продолжать урок в соответствии с разработанным планом.
Вариантов решения учителем данной педагогической задачи множество. Педагогу важно понимать, что от его поведения в данной ситуации зависит ход дальнейшего образовательного процесса и психологическая обстановка в данном коллективе.
Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить сравнительную таблицу. Содержание таблицы — это ключевые вопросы, необходимые для анализа сложившейся ситуации, и оформление основных направлений проведения сопоставительного анализа различных сценариев поведения учителя: «начинающий педагог» и «педагог-мастер».
После завершения работы над содержание данной таблицы, рекомендуется оформить основные выводы по поиску персонального грамотного решения представленной педагогической задачи.
Вопросы для анализа ситуации | Сравнительная характеристика действий педагогов при решении оформленной педагогической задачи | |
Начинающий педагог | Педагог-мастер | |
1. Как разрешить сложную ситуацию? | В данной ситуации я, как начинающий педагог остановила бы процесс обучения и дождалась, когда дети успокоятся, если они, конечно, не заходят за границы (не начинают бегать по классу), потом бы спокойно продолжила урок. В дальнейшем обсудила бы данную ситуацию с учеником один на один и с его родителями | Я не знаю, что сделал бы педагог-мастер, но возможно провел бы какую-нибудь игру, физ.минутку, чтобы дети отдохнули от образовательного процесса, выплеснули энергию и продолжил бы процесс обучения и потом поговорил бы с учеником, чтобы понять почему и где он недоволен оценкой, показать где он ошибся |
1. Какими путями можно было избежать подобной ситуации? | Можно было бы провести рефлексию, чтобы каждый ученик самостоятельно оценил свою работу на уроке и уже на основании их оценки выставлять свою | Рефлексия, самооценка, оценка работ в паре |
2. Как вернуть рабочую обстановку на урок, если подобная ситуация произошла? | Можно провести зарядку/физ.минутку, учащиеся подвигаются, отдохнут от рабочей обстановки и можно будет продолжить урок | Игра, зарядка, отвлечение внимания от сложившейся ситуации |
Выводы по решению педагогической задачи: при сложившейся ситуации в классе главное не поддаваться на провокации ученика, который всеми силами пытается сорвать урок. Отвлечь от него внимание класса, так как общее внимание еще больше его «раззадорит» и он не успокоится.
Задание 2. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно изучите теоретический материал по теме «Имидж современного педагога» и найдите варианты актуализации данного вопроса для осуществления собственной педагогической деятельности.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Вы являетесь участником ежегодного конкурса «Учитель года». Вам необходимо соответствовать имиджу современного педагога и подготовиться к достойному выступлению.
Для осуществления поиска наиболее грамотного варианта решения данной педагогической задачи предлагается заполнить обобщающую таблицу, работа над содержание которой поможет формированию системного представления о составляющих элементах имиджа педагога, вариантах их проявления и осознания значимости.
N | Составляющие элементы имиджа современного педагога | Основные показатели соответствия педагога составляющим имиджа | Обоснование значимости показателей имиджа педагога |
1. | Профессиональная компетентность | главный инструмент личности учителя и соответственно его имиджа. Профессионально компетентным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, общение, реализуется личность преподавателя, и при этом достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. | теоретическая и практическая готовности к осуществлению педагогической деятельности |
2. | Педагогическая эрудиция | запас необходимых знаний, который учитель применяет в своей деятельности для решения педагогических задач. | ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. |
3. | Педагогическое общение | профессиональное общение учителя и школьника, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климат | овладение культурой речи, выработка правильного дыхания, постановка голоса. |
4. | Педагогическая рефлексия | способность учителя мысленно представить себе возникшую у ученика ситуацию и на этой основе сложить представление о себе | процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией. |
5. | Педагогическая импровизация | понимается нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве. | легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации. |
6. | Педагогическое мышление и интуиция | выявления скрытых внутренних свойств педагогической деятельности в ходе организации работы | способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях, умение «видеть» в конкретных явлениях его общую педагогическую сущность. |
Задание 3. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного её решения.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Вы входите в состав рабочей группы по подготовке коллеги к выступлению на ежегодном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года» (вид и уровень образовательного учреждения выбираются обучающимся в соответствии с собственными предпочтениями). Вам необходимо разработать рекомендательный документ на тему «Как подготовить устное выступление педагога?».
Для осуществления наиболее грамотного решения данной задачи рекомендуется учитывать следующие критерии профессионального уровня владения педагогом устной и письменной речью:
1. Грамотность — соответствие речи языковым нормам: соблюдение основных орфоэпических норм (правил литературного произношения), а также норм образования и изменения слов.
2. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе высказывания.
3. Логичность и системность — наличие смысловых связей между всеми компонентами устной и письменной речи, а также выстраивание четких системных отношении между частями и компонентами мысли.
4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
5. Выразительность — владение различными средствами эмоциональной экспрессивности речи: интонацией и темпом речи, силой и высотой голоса, мимикой и жестикуляцией.
6. Красота — умение использовать в речи различные выразительные средства и единицы языка: гипербола, метафора, фразеологизмы, архаизмы, неологизмы и так далее.
7. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля.
8. Умение не только говорить, но и слышать аудиторию и собеседника, а, в первую очередь, ученика.
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии ,с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Учитель должен иметь профессиональную готовность к такому профессионально-речевому общению с детьми, их родителями, коллегами, которое обеспечивается оптимальным использованием возможностей, «педагогического голоса», интонации, логического ударения, пауз и т.д.
Акустические характеристики устной речи:
Устная звучащая речь имеет определенные акустические характеристики: темп речи, громкость, тембр, интонационная, полетность, окрашенность, дикция.
Темп речи:
Умение управлять темпом речи – навык, необходимый для человека голосовой профессии. Учитель должен выбирать скорость, удобную для собеседника; соотносить темп речи с её содержанием; изменять темп в зависимости от важности сообщаемого.
Динамика голоса:
Выразительность речи учителя, является динамика звучания голоса, способность варьировать его силу. Необходимо следить за четкостью произношения: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали»; «Осип охрип, а Архип осип».
Громкость голоса:
Необходимо иметь голосовой «запас прочности»: бывают случаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучности, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос.
Тембр голоса:
Он имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса.
Интонация:
Интонация воздействует на чувства учеников, придаёт словам учителя окраску и заставляет заострить внимание на определённых деталях. Упражнений по формированию правильной интонации, являются изменение тона.
Полетность:
Способность голоса быть слышимым на большом расстоянии, при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звука- извлечения — голос как бы «летит».
Дикция:
Под дикцией понимается: 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов и слов. Особенно важно для учителя обладать хорошей дикцией, поскольку его речь является образцом для учеников.
Уловки оратора- яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Фразы- Уста Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.
Паузы- известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.
Обращение к аудитории- обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен , что Вас это не оставит равнодушными».
Комплимент- по своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне анти-комплимента себе самому.
Реакция аудитории- во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
Речь и коммуникативное поведение учителя:
Речь, учителя, должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Учитель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь учителя рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.
Формы и коммуникативные качества педагогической речи:
Устная речь учителя существует в двух разновидностях — в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки, при оценивании знаний; оценка поведения, в не учебной деятельности ученика). Диалогическая речь учителя представлена в различного рода, беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.