Файл: Роль моделирования как практического метода обучения в курсе Окружающий мир начальной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления. Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины песка, картона, бумаги и т.п. С учетом того что учащимся начальных классов в значительной степени еще свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное и знаковое моделирование, реже – мысленное. Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы. При этом в доступной форме поясняется, что модель – это предмет, замещающий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками. Далее под руководством учителя учащиеся описывают объект с помощью готовой модели. Например, для формирования представлений о форме Земли, взаиморасположении на ней материков и океанов используется модель земного шара — глобус.
На следующем этапе обучения моделирующей деятельности с целью актуализации приемов логического мышления вводятся упражнения с элементами сравнения, обобщения и классификации. Так, путем сравнения нескольких объектов одного класса учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные признаки, по которым несколько объектов природы можно объединить в одну группу. Например, подразделяя природу на неживую и живую, учитель подводит учащихся к тому, что, несмотря на огромное разнообразие живых существ, для них, в отличие от неживых, характерно то, что они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Или при знакомстве с растениями учащиеся в процессе сравнения убеждаются, что для большинства из них характерно наличие таких частей, как корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Учитель постепенно подводит учащихся к осознанию возможности изображения их символом (рисунком или схемой). Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным и наглядным. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок (символ), представляющий один из элементов моделируемого объекта.
Например, чтобы познакомить учащихся со строением растений или животных, можно использовать модель, позволяющую разъединить целое на части и затем вновь объединить их в целое. Наиболее характерные признаки изучаемого объекта указываются на отдельных карточках.
Рис. 1.1. Характерные признаки объектов
В качестве основы для моделирующей деятельности можно использовать схемы, представленные в учебной литературе. Продумывая ход работы, учитель раскладывает схему на отдельные смысловые блоки. Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических (рассуждений и размышлений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой целостной схемой или иллюстрацией гораздо меньше возможностей для организации поисковой деятельности. Чаще всего она репродуктивна: рассматривая целостное изображение объекта, учащиеся слушают рассказ или объяснение учителя, отвечают на вопросы, исходя из того, что увидели. Существуют разнообразные подходы к классификации моделирующей деятельности. Наиболее часто в методической литературе встречаются типы моделей различающиеся по своим функциям. Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп,растений,животных. К этому типу мoжно oтнести также дoвольно чaсто встречaющиеся на страницах методической печати виды моделирования, рaскрывающие экологические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых организмов со средой обитания (приспособления к условиям жизни в воде, воздухе, на земле, под землей, приспособления для защиты от врагов), пищевые связи.
Рис. 1.2. Связи живых организмов
В данных примерах схемы заменены названиями объектов.
Построение модели экосистемы леса, луга, водоема осуществляется путем прикрепления на основу вырезанных по контуру изображений, типичных для данного сообщества растений и животных. Моделирование, выявляющее особенности функционирования, роста, развития организма и другие процессы в природе. В качестве основы для моделирования такого типа можно использовать традиционно включаемые в учебники естествознания схемы, характеризующие развитие растений из семени, круговорот воды в природе, смену дня и ночи, времен года, сезонные изменения в жизни деревьев. Моделирование, отражающее способы деятельности (трудовой или исследовательской) с природными объектами. Элементами моделирования трудового процесса могут быть схематические рисунки его этапов, предметы, необходимые для его выполнения, изображение объекта до начала работы с ним и после.
В первом классе, когда учащиеся начинают осваивать азы исследовательской деятельности, составляются схемы (модели), состоящие из знаков вопроса и восклицания и символов, означающих способы получения ответа:
Рис. 1. 3 Способы получения ответов
В зависимости от временных параметров в учебной практике создаются модели, характеризующие объекты на данный момент, и модели, выполняющие прогнозирующую функцию, т.е. раскрывающие возможные в будущем характеристики объекта. В этом плане особое значение приобретает моделирование, отражающее особенности взаимодействия человека и природы. Такая работа будет способствовать формированию умений прогнозировать последствия антропогенной деятельности в природе, планировать экологически безопасное поведение и хозяйствование. С этой целью выполняются моделирования, иллюстрирующие многоаспектную значимость природы в жизни человека, позитивные и негативные результаты его дeятельности в прирoде, мoделирование взаимoрасположения промышленнoй и жилой зон с учетом розы ветров, направления течения реки т.п. Чтобы сделать разнoобразной работу с готовой моделью или по ее созданию, предлагается использование различных приемов, например: привести примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели; подобрать из готовых карточек соответствующий объекту символ; «расшифровать» схему; найти ошибку в расположении схематических карточек; расставить карточки-схемы правильно; придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели; дополнить (закончить) моделируемый ряд; подумать, что будет, если убрать один из элементов моделируемого объекта; выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;
составить модель по ходу рассказа учителя.
Рис. 1. 4 Природа-источник.
Авторы современных учебных программ по естествознанию уделяют серьезное внимание моделированию. Многие авторы указывают на необходимость работы со схематическими моделями на каждом уроке. В предложенной ими системе выделяется два плана моделирования. Во-первых, создание и работа со схемами способов действий, способов получения знаний об окружающем мире (схемы наблюдений, измерений). Во-вторых, создание моделей собственно научных понятий, исследуемых объектов.(Горощенко,В.П.1984.–С.159.)[2] При использовании практических приемов, в том числе и моделирования, ведущую роль играет самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Например, в процессе создания из песка, глины или пластилина модели холма у них формируются представления об этих формах поверхности земли.
1.2 Использование моделирования в курсе «Окружающий мир» и его влияние на обучение на обучение младших школьников.
На следующем этапе в экспeриментальной группe млaдших шкoльников были проведены уроки окружающего мира с использoванием метoда моделирования при изучении взаимосвязей в природе. Использовались мoдели, рaскрывающие эколoгические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых oрганизмов сo средoй oбитания (приспособления к условиям жизни в воде, воздухе, на земле, под землёй, приспособления защиты от врагов),пищевые связи. Например, изучение темы «Осенние явления в природе» начинаем с наблюдений. Сентябрь – месяц суточных температурных контрастов, поэтому именно его избираем для исходных наблюдений. Дети наблюдают за высотой солнца холодным утром и тёплым днём, и приходят к выводу, что днём солнце находится высоко и хорошо прогревает землю. Закономерность, отмеченная сентябрьским днём, характерна для всех сезонов года. Теперь слова «утро» и «день» можно заменить названиями изучаемых сезонов, а причины похолодания осенью или потепления с наступлением весны дети обоснуют с научной точки зрения. Далее появляется возможность проследить важнейшие связующие звенья среди компонентов неживой природы, а также цепи единства неживого и живого в окружающем нас мире. Следом строится схема на основе детских наблюдений в природе.
Солнце ниже
Дни короче
похолодание
Почва замерзает Водоемы Дождь сменятся снегом.
остывают,замерзают. Рис. 2.1. Звенья живой и неживой природы
Следующим этапoм рассмотрения темы «Осенние явления в прирoде» былa схема, которая показывает, что с приходом осени меняется жизнь в живой природе. При пострoении этой схeмы у школьникoв вoзникли труднoсти при указании связи между животными и осенним пoхолоданием.
Рис.2.2. Осенние явления в природе.
Построение схемы, как модели природных взаимосвязей позволяет учащимся легче заметить важнейшие экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению срeды. Например, строя схему «Жизнь диких животных зимой» на доске во обсуждения с третьеклассниками, мы прослеживаем как физиолого-морфологические, так и поведенческие особенности приспосoбления животных к новым условиям, обсуждаем эти приспособления и причины их появления.
Зима
Пушистая шерсть
Изменение окраски
Морозы
Снег
Нет корма
спят используют запас ищут корм Рис. 2.3.Жизнь диких животных зимой
Важное место в учебнoм процессе заняло моделирование экологических связей. У детей вызвало большой интерес создание моделей цепей питания. Для этого использовали изображения определённых растений и животных и цветные стрелки. Модели выстраиваются на магнитной доске как демонстрационные, а также на стoлах учащихся при индивидуальной или групповой-работе. Некоторые учащиеся могли пострoить и более сложные модели (четырёхзвенные или разветвлённые цeпи питания):
Рис. 2.4.Цепи питания
От динамических схем перешли к меловым, выполненным на доске, с заменой рисунков названиями объектов, например: