Файл: место органов прокуратуры в системе органов государственной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ставропольский филиал

Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Образовательная программа: гражданско-правовой профиль


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(КУРСОВАЯ РАБОТА)



на тему:

«МЕСТО ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Автор:

Обучающийся группы ОЮ-22 ГП

очной формы обучения

Подпись_________________________

Гужова Татьяна Андреевна
Руководитель:

Доцент кафедры юридических и

специальных дисциплин, к.ю.н.

Подпись ________________________

Минина Анна Александровна
г. Ставрополь, 2023 г.

Содержание


Введение

333 333333 3

Глава 1 Прокуратура РФ как орган государственной власти

5


1.1 Становление и развитие прокуратуры в России

6

1.2 Конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ

1.3 Место прокуратуры в системе органов государственной власти РФ

15

23

Глава 2 Направления деятельности прокуратуры РФ

29

2.1 Прокурорский надзор как основное направление деятельности прокуратуры в РФ

29

2.2 Уголовное преследование как особый вид деятельности прокуратуры

36

Заключение

47

Библиографический список

49


Введение
Актуальность исследуемой проблемы. Рассматривая понятие законности, рассуждая об идеях правового государства и демократического правления необходимо учитывать, что для становления этих правовых реалий необходим специальный орган, который основной своей функцией имеет надзор за строгим и неуклонным исполнением законов. Таким органом в нашей стране является прокуратура.


С течением времени происходили видоизменения в деятельности прокуратуры, но не смотря на это, данный орган существовал и неизменно служил и служит Закону укреплению российской государственности, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступными проявлениями, направленными против нашей страны и ее граждан.

Сегодня роль и значение органов прокуратуры все больше возрастает, но, несмотря на это в Конституции РФ нет самостоятельной главы о прокуратуре: статья 129, посвященная ей, находится в главе 7 – «Судебная власть», что вызывает неоднозначную оценку ученых и политиков. Ведь органы прокуратуры не относятся ни к одной ветви власти и не осуществляют функции суда. Одни воспринимают это как намек на ограничение полномочий прокуратуры лишь пределами функции уголовного преследования и возможное подчинение ее судебной власти, другие усматривают в этом самостоятельность и независимость прокуратуры как функциональной части судебной власти в дв

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся между прокурором и поднадзорными органами и должностными лицами в процессе осуществления прокуратурой своих надзорных функций. Предметом исследования – правовые нормы, регулирующие деятельность прокурора в государственном механизме РФ.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между прокурором и поднадзорными органами и должностными лицами в процессе осуществления прокуратурой своих надзорных функций. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие деятельность прокурора в государственном механизме РФ.

Методика исследования. Основными методами, используемыми при проведении исследования являются: совокупность логических методов и приемов исследования; метод исторического и правового сравнения; анализ и синтез, дедукция, специально юридические методы: сопоставление и сравнение нормативных актов, выявление закономерностей развития права и правоприменительной практики.
Структура курсовой работы логически обусловлена целью исследования и поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

Целью и задачей работы заключается в анализе роли и места прокуратуры в системе органов государственной власти и механизме государственного регулирования.

В рамках работы поэтапно решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть процесс становления и развития прокуратуры в РФ.



2. Проанализировать конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ.

3. Проанализировать подходы к месту прокуратуры в системе разделения властей.

4. Рассмотреть основные направления деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров.

Глава 1 Прокуратура РФ как орган государственной власти


    1. Становление и развитие прокуратуры в России


Основы современной российской прокуратуры были заложены Петром I, по приказу которого 12 января 1722 года она и была учреждена в России. В Именном Высочайшем Указе Петра Первого Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал - Прокурору и Обер - Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал - Прокурору". Затем были введены должности прокуроров и при надворных судах. Главной задачей ставящейся Петром I перед прокуратурой было уничтожение и ослабления "зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

В процессе становления современной системы органов прокуратуры в России принято выделять несколько этапов.1

Первый этап развития прокуратуры Российской Империи ограничен рамками дореволюционного периода. Традиционно данный этап развития и становления Российской прокуратуры подразделяют на семь подэтапов.

Первый подэтап можно определить, как период с 1711 года по 1722г. Ввиду тотальной реформы практически всей структуры государственного управления и законодательства, институт государственных фискалов учрежденный в 1711 году был исторически обоснованным и необходимым. В скором времени более детальную законодательный проработку закон получил в указе «О фискалах, о их должности и действии» от 17 марта 1714 года.

Основной функцией фискалов была надзирательная, а не охранительная, что предопределило недолгое существование данного института. В 1722 году он был упразднен поскольку изжил себя, все его функции взяла на себя прокуратура, учрежденная в этом же году.

Второй подэтап (1722-1725гг.) характеризует период возникновения прокуратуры в России. Первым законодательным актом учреждающим прокуратуру был именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату от 12 января 1722 года «Об обязанности сенатских чинов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и Берг-коллегии в Сенате, о бытии при Сенате генерал и обер-прокурором
, рекетмейстеру, экзекутеру и герольдмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору».

18 января 1722г. Петр Первый издал указ, в котором были определены полномочия Генерал-прокурор Сената. Основная его функция состояла в том, чтобы наблюдать за другими должностными лицами и исполнительными органами государства.

Таким образом, прокуратура была создана как надзорный орган. Основной задачей прокурора стал надзор за государственным аппаратом, судами и церковью. Однако прокуратура уже существенно отличалась от фискалитета. Гласность в деятельности прокуратуры позволила более эффективно осуществлять ее функции. Деятельность прокуратуры была направлена на недопущение произвола чиновников и ущемления прав населения и государственных интересов.

Третий подэтап (1725 -1730 гг.) развития прокуратуры ознаменован усилением роли Верховного тайного совета в государственном аппарате, который в связи со слабостью власти проводил собственную внутреннюю политику. В этот период должности генерал-прокурора, прокуроров надворных судов, прокуроров в коллегиях были упразднены.

Четвертый подэтап (1730-1741 гг.) ознаменован возрождением прокуратуры. В октябре 1733 года на основании царского указа восстанавливаются должности генерал-прокурора, прокуроров коллегий и надворных судов.

3 сентября 1733 году выходит новый законодательный акт о прокуратуре «Должности губернского прокурора», который учреждал новую прокурорскую должность - губернских прокуроров. Губернские прокуроры наделялись правом опротестовывать незаконные действия местной власти и суда, уведомив об этом местного губернатора. В случае поддержания этого протеста генералпрокурором исполнение решения по делу приостанавливалось. В данный период происходит реформирование системы прокурорского надзора в сфере судебной власти, теперь прокурор непосредственно смотрел за соблюдением законов судебными органами.

Пятый этап (1741-1802 гг.) приходится на время правления Елизаветы Петровна и характеризуется поддержанием прокуратуры на уровне петровской эпохи. Так в своём указе от 12 декабря 1741 года императрица восстановила прокуратуру в рамках указа Петра I от 12 января 1722 года, однако значительных изменений в её структуре и функциях не произошло. Прокуратура оставалась надзорным органом, происходило лишь её усиление и ослабление в рамках государственной системы, уточнялись функции и полномочия прокуратуры.

Важно отменить, что к значительным изменениям в правовом регулировании деятельности прокуратуры привело реформирование Сената в 1764 году. В результате реформы обер-прокурор появился при каждом департаменте. Он мог вносить свой протест на решения, принимаемые департаментами. Эти протесты рассматривались, по представлению генералпрокурора, на общем собрании Сената. Таким образом, было произведено усиление прокурорской власти на законодательном уровне. Данный факт может служить доказательством прямой зависимости между усилением самодержавия и усилением прокуратуры, поскольку прокуратура на том этапе своего развития являлась надзорным органом царской власти.


Шестой подэтап (1802-1864 гг.) характеризуется серьезными изменениями роли и структуры прокуратуры России. Прокурорский надзор был ограничен сферами охраны прав дворянства и судебной системой. Прокурор утратил право приостанавливать действие, не соответствующих закону актов, а должен был лишь доводить эти сведения до министра юстиции по «наиболее достойным предметам». Данное сужение сферы общего надзора негативно сказалось на выполнении прокуратурой своих функций, соблюдении законности и правопорядка.

VII подэтап развития и становления прокуратуры имперской России характеризуется большим количеством реформ и возвращением прокуратуре былого статуса. По судебным уставам 1864 года прокуратуре отводилась исключительная и единственная роль судебного надзора. Общий надзор отдавался на усмотрение министра юстиции, который в свою очередь так и не принял решения относительно этой сферы государственного управления. Такой статус прокуратура сохраняла вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Второй этап развития прокуратуры связан с советским периодом. Новый строй и новое государство требовало обновления государственной системы, установления в стране нового правопорядка и новой законности. Несмотря на провозглашение приоритета воли народа необходимость надзора за исполнением законов оставалась. Однако на начальном этапе развития Советского государства прокуратуре не придавалось почти никакого значения. Она считалась пережитком Царского режима. После Октябрьской революции прокуратура в России Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 г. была ликвидирована. В роли обвинителя теперь выступали все «неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами», то есть общий надзор не был сосредоточен в руках одного контрольного органа, а надзорные полномочия были распылены и находились в руках совершенно разных органов и ведомств, начиная от Президиума ВЦИКа и заканчивая уездными отделами юстиции. Это привело к тому, что функция надзора не выполнялась должным образом. Поэтому назрела необходимость в создании органов прокуратуры. Этот процесс начался в 1922 году. 28 мая постановлением ВЦИК было утверждено положение "О прокурорском надзоре". Прокуратура была учреждена как самостоятельный орган. На нее возлагались такие функции как надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.