Файл: Являются ли постановления Пленума Верховного Суда рф источником экологического права.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание №1
Задача №1
При рассмотрении дел об охране окружающей природной среды районные и городские суды N-ской области постоянно испытывали затруднения с решением таких вопросов, как: по каким статьям УК следует квалифицировать деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загрязнение атмосферного воздуха?
Что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха? Каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ следует квалифицировать как уголовное преступление или административное правонарушение?
Что понимать под «причинением существенного вреда здоровью людей», являющимся квалифицирующим признаком по статье, предусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха?
Где: в Законе «Об охране окружающей природной среды», подзаконных нормативных правовых актах, судебной практике – можно найти разъяснения по данным вопросам?
Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источником экологического права?
Деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением должно квалифицироваться по статье 246 Уголовного Кодекса РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», так как объектом экологических преступлений является комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки, осуществление которых обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность.
Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об охране атмосферного воздуха" статья 1: «Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха».
Согласно Водному кодексу Российской Федерации" от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2005): «Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов».
Юридический критерий отнесения такого деяния как сброс (выброс) веществ к уголовному преступлению, является совершение лицом деяний, предусмотренных диспозицией соответствующей статьи УК РФ или КоАП РФ.
Причинения существенного вреда здоровью человека означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами.
Разъяснения по данным вопросам можно найти во всех представленных источниках. Из нормативно-правовых актов большое значение имеют Правительственные нормативно-правовые акты.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права непосредственно, но они оказывают косвенное влияние на совершенство экологических отношений.
Задача №2
При проведении государственного экологического контроля государственными инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов РТ было выявлено, что у ООО «Фикс» строительство кирпичного полуподземного здания гаражей на 86 машиномест с встроенной ремонтной автомастерской ведется без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Какие требования природоохранного законодательства были нарушены?
Какие санкции предусмотрены за данное нарушение?
Может ли госинспектор вынести предписание о прекращение хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области охраны окружающей среды?
Согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды”, были нарушены требования:
-фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
-реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
Согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды”
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции, государственный инспектор имеют право:
Государственный инспектор вправе выписать предписание о прекращение хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области охраны окружающей среды.
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.